d9e5a92d

Две основные цели его разработки


Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.
Первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В данном разделе характеризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу.
Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ.
Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ.
В программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу должны быть отражены:
1) оценка итогов социально-экономического развития РФ за предыдущий период и характеристика состояния экономики РФ;
2) концепция программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу;
3) макроэкономическая политика;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционная и структурная политика;
6) аграрная политика;
7) экологическая политика;
8) социальная политика;
9) региональная экономическая политика;
10) внешнеэкономическая политика.


Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.
Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Можно выделить две основные цели его разработки:
1. предоставление оперативной информации Правительству для принятия решений в области экономической и социальной политики;
2. параметры ежегодного прогноза используются для разработки показателей проекта государственного бюджета.
Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий года.
Правительство РФ одновременно с предоставлением проекта Федерального бюджета предоставляет Государственной Думе следующие документы и материалы:
итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;
прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;
проект сводного финансового баланса по территории РФ;
перечень основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;
перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
перечень и обемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
В перечне федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:
краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указания целей, основных этапов и сроков их выполнения;
результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
государственные заказчики программ.
Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом. В них представлены оценки эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программы повышения эффективности использования федеральной собственности.
Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.
Итоги социально-экономического развития РФ за предыдущий год предоставляются Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.
Правительство РФ и Центральный банк РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики страны и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.


10.3. Организация государственное прогнозирование
социально-экономического развития Российской Федерации

Непременным условием эффективного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.
Организационная структура государственного прогнозирования, сложившаяся в РФ, представлена в таблице.


Участник процесса государс-твенного прогнозирования

Выполняемые функции
1
Министерство экономического развития и торговли РФ
Разработка, исполнение прогнозов социально-экономи-ческого развития страны
2
Министерство финансов РФ
Разработка и контроль за ис-полнением федерального бюджета на год, в т.ч. по кварталам
3
Центральный банк РФ
Определение параметров де-нежно-кредитной и валют-ной поитики страны
4
Государственный ко-митет по статистике
Составление статистических мониторингов итогов соци-ально-экономического развития страны, что позволяет оценить качество прогнозов, создать массив данных для новых прогнозов
5
Научно-исследовательские институты: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ;
Институт экономики РАН;
Совет по размещению производительных сил и др.
Проводят научные исследования и разрабатывают прогнозы по заказам


Законодательные органы - это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов.
Исполнительные органы - это Правительство, которое в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию.
В систему рабочих органов Правительства входят:
Министерства РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда и социального развития и др.;
Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды и др.
Технология разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:
1. Основанием для разработки прогноза служит Постановление Правительства РФ О разработке прогноза СЭР страны на _____ год, которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному.
2. Министерство экономического развития и торговли разрабатывает прогнозы основных индикаторов социально-экономического положения страны на предстоящий год, в частности:
объем и динамика ВВП;
прогноз инфляции;
объем производства и реализации товаров, работ и услуг;
объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования;
расчеты фонда оплаты труда;
объемы прибыли (доходов),
показатели экспорта и импорта;
прогноз курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ;
основные характеристики финансового баланса страны.
Данные показатели разрабатываются как правило в двух вариантах, которые в комплекте с методическими материалами доводятся до Министерств, ведомств и регионов в начале марта.
3. Министерства ведомства и регионы с учетом исходных показателей, предложенных Министерством экономического развития, разрабатывают подробные собственные прогнозы и направляют их на рассмотрение в Министерство экономического развития в конце мая - начале июня.
4. Министерство экономического развития обобщает полученную информацию, уточняет, балансирует прогнозные параметры и формирует прогноз социально-экономического развития страны. Прогноз направляется в Правительство на рассмотрение и уточнение. После одобрения Правительства прогноз становится основой для разработки проекта федерального бюджета.

Этот этап завершается в июне.
5. Начиная работу параллельно с Министерством экономического развития на основе предложенных на первом этапе индикаторов социально-экономического положения Министерство финансов разрабатывает проект бюджета и также направляет его в Правительство. В начале осени прогноз социально-экономического развития страны и проект бюджета направляется Правительством в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.



Содержание раздела