d9e5a92d

Оценка эффективности инвентаризационной работы

Наибольший процент недостач приходится на материально ответственных лиц в возрасте до 25 лет - 39,8 % при стаже работы до 2 лет. При этом первые места занимают следующие обстоятельства обнаружения недостач: при передаче товарно-материальных ценностей 30 % и при плановых инвентаризациях 42 %. Таким образом, многочисленные случаи растрат происходят в следствие неправильного подбора и отсутствия контроля за работой молодых кадров. Изучение недостач целесообразно производить не только в цело по "Облторгсоюзу", но и в разрезе организаций, которые оно объединяет. В таблице 5 представлены сведения о недостачах, выявленных в предприятиях и организациях "Облторгсоюза" за 1996 и 1997 годы.

Таким образом, таблица 3.4 даёт возможность произвести более углубленный анализ недостач по организациям "Облторгсоюза" за базисный и отчётный годы.
Таблица 3.4.
Сведения о недостачах, выявленных в организациях и предприятиях ОРП "Облторгсоюза" за 1997 год в тыс. руб.

Организация 1996 1997 Отчётный в % к прошлому Отклонение
Недостачи Удельный вес в % Недостачи Удельный вес в % В кол-ве случаев В сумме
В кол-ве случаев В сумме В кол-ве случаев В сумме В кол-ве случаев В сумме В кол-ве случаев В сумме
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ОРП "Верас" 54 5462 14,84 23,99 63 7280 16,59 21,49 133,28 +9 +1818
"Эмальпосуда" 59 4362 16,21 19,16 59 6402 15,53 18,9 146,77 +2040
"Космос" 60 2936 16,48 18,16 62 3098 16,32 9,14 105,52 +2 +162
ОРБ "Ткацторг" 66 4136 18,13 18,16 68 7340 17,89 21,66 177,47 +2 +3204
ОРБ "Плодовощторг" 55 2722 15,11 11,95 56 4436 17,74 13,09 162,97 +1 +1714
ТЦ "Виктория" 70 3154 19,23 13,85 72 5324 18,95 15,71 168,8 +2 +2170
ИТОГО: 364 22772 100 100 380 33880 100,2 100 148,78 +16 11108

В целом по организациям "Облторгсоюза" количество случаев недостач возросло на 16, что в сумме составило 11108 тыс. рублей. Анализ состояния инвентаризационной работы и выявление недостач в универсальном торговом комплексе 5 начинается с оценки общего состояния сохранности средств. В таблице 3.5 приведены основные показатели сохранности средств за отчётный год.
Таблица 3.5.
Основные показатели сохранности средств по универсальному торговому комплексу 5 за 1997 год в тыс. руб.

Показатели годы отчётный год в % к базисному отклонение от прошлого года
базисный 1996 отчётный 1997
1 2 3 4 5
розничный т/об (тыс. руб.) 44630000 46860000,2 104,99 +2230000,2
выявлено недостач
  • количество
54 63 116,67 +9
  • сумма (руб. руб.)
5462 7280 133,28 +1818
недостача на 1 тыс. руб. товарооборота 0,12 0,16 133,33 +0,04
средняя сумма недостачи на 1 случай (тыс. руб.) 101,15 155,56 114,25 +14,41
средняя сумма недостачи на 1 магазин(31 маг.) тыс. руб. 176,19 234,83 133,28 +58,64
взыскано недостач (%)
а) с учётом недостач прошлых лет 99,68 110,2 110,55 +10,52
б) из выявленных 93,81 100,00 106,59 +6,91

Анализируя показатели 1996 и 1997 годов можно сказать, что сумма недостач в отчётном году по сравнению с базисным увеличилась на 133,28 %, что в сумме составляет 1818 тыс. рублей. В результате этого недостачи на 1 тысячу рублей товарооборота увеличилась на 0, 04. В отчётном периоде наблюдается увеличение количества случаев недостач при росте их средней суммы на 14410 рублей.

Сумма взысканных недостач с учётом недостач прошлых лет в отчётном году увеличилась на 10,55 %, что в сумме составило 10520 рублей, а сумма взысканных недостач из выявленных в отчётном году увеличилась на 6,59 % в сумме 6190 рублей. Изучение и анализ недостач производится не только в целом по ОРП "Облторгсоюзу", но и в разрезе универсального торгового комплекса 5, который входит его состав. В таблице 3.6 представлены сведения о недостачах и хищениях, выявленных в УТК 5 за 1997 год.
Таблица 3.6.
Сведения о недостачах и хищениях, выявленных в универсальном торговом комплексе 5 за 1997 год в тыс. руб.

Наименование торгового предприятия 1996 1997 Отчётный в % к прошлому Отклонение от прошлого года
Недостачи Удельный вес в % Недостачи Удельный вес в % В кол-ве случаев В сумме
В кол-ве случаев В сумме В кол-ве случаев В сумме В кол-ве случаев В сумме В кол-ве случаев В сумме
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Отдел 4 3 345 5,56 6,32 4 352 6,35 4,84 102,3 +1 +7
Отдел 2 4 95 7,41 1,74 3 634 4,76 8,71 667,37 -1 +539
Отдел 3 2 1683 3,7 30,81 3 87 4,76 1,19 5,17 +1 +1596
Отдел 28 3 56 5,56 1,03 3 255 4,76 3,5 455,3 +199
Отдел 36 3 124 5,56 2,27 5 354 7,94 4,86 285,48 +2 +230
Отдел 14 6 525 11,1 9,61 4 236 6,35 3,24 44,95 -2 -211
Отдел 23 4 202 7,41 3,69 4 517 6,35 7,1 225,94 +315
Ларёк на Косарево 2 24,1 3,7 0,44 4 95 6,35 1,3 394,19 +2 +700
Отдел 5 3 149 5,56 2,73 4 594 6,35 8,16 398,66 +1 +445
Отдел 9 2 63 3,7 1,15 3 208 4,76 2,86 330,16 +11 +145
Отдел 18 5 124 9,56 2,27 4 450 6,35 6,18 362,9 -1 +326
Ларёк на Косарево "Купава" 2 67 3,7 1,23 3 362 4,76 4,97 540,29 +1 +290
Магазин 76 3 935 5,56 17,12 4 956 6,35 13,13 102,25 +1 +121
Продолжение таблицы 3.6.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Магазин 236 2 289 3,7 5,29 3 102 4,76 1,4 35,29 +1 -187
Магазин 61 4 150 7,41 2,75 1 936 1,59 12,86 624 -3 +716
Отдел 21 3 450 5,56 8,24 5 635 7,94 8,72 141,11 +2 +185
Магазин 23 2 163 3,7 2,98 3 142 4,76 1,95 87,12 +1 -21
Магазин 1 1 17,9 1,85 0,33 3 365 4,76 5,03 2039,11 +2 +347,1
ИТОГО: 54 5462 100 100 63 7280 100 100 133,28 9 1818
<

p> Анализируя выявленные недостачи можно сказать, что наибольший удельный вес в количестве случаев недостач в базисном году занимал отдел 14 (11,1 %), а в сумме отдел 3 (30,11 %), в отчётном году количество случаев недостач по магазину 14 несколько снизилось и наибольший удельный вес по количеству недостач заняли отделы 36, 21 (7, 94 %), а в сумме магазин 76 (13,13 %). В целом по УТК 5 можно сказать, что количество случаев недостач в отчётном году возросло на 9 случаев, что в сумме составило 1818 тыс. рублей. Эти данные служат серьёзным сигналом о неблагоприятном состоянии дел с сохранностью средств (не смотря на всё растущую информацию, ведущую к увеличению суммы недостач, ведь растёт и количество случаев недостач) побуждают к принятию решений и действительных мер по улучшению работы по сохранности, уменьшению недостач и хищений.
В таблице 3.7 представлены сведения о кражах и ограблениях, совершённых в УТК 5 за отчётный год.
Таблица 3.7.
Сведения о кражах и ограблениях, совершённых в универсальном торговом комплексе 5 за 1997 год в тыс. руб.

Наименование торгового предприятия 1996 1997 Отчётный в % к прошлому Отклонение от прошлого года
Совершено краж Удельный вес в % Совершено краж Удельный вес в % В кол-ве случаев В сумме
В кол-ве случаев В сумме В кол-ве случаев В сумме В кол-ве случаев В сумме В кол-ве случаев В сумме
Продолжение таблицы 3.7.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Отдел 13 1 956 25 29,19 2 1843 50 59,66 192,78 +1 +2
Отдел 8 2 1534 50 46,85
Отдел 48 1 784 25 23,95 2 1246 50 40,35 158,93 -1 +462
ИТОГО: 4 3274 100 100 4 3089 100 100 94,35 +185


Анализируя данные можно сделать вывод о том, что в отчётном году количество случаев краж и ограблений не возросло и в сумме снизилось на 185 тыс. рублей. В отчётном году наибольший удельный вес в сумме занимает отдел 13, что является серьёзным скачком по сравнению с прошлым годом. Данные таблицы 8 будут использованы для углублённого анализа, в первую очередь, наиболее поражёнными недостачами и хищениями, а затем с целью обобщения и распространения опыта, исследования работы организаций, в которых с криминальной обстановкой дело обстоит более благополучно.
В таблице 3.8 представлены данные о проведённых инвентаризациях и контрольных проверках по УТК 5за отчётный год в целом по предприятию.
Таблица 3.8.
Данные о проведении инвентаризаций и контрольных проверок по универсальному торговому комплексу 5 за 1997 год.

Отделы Кол-во отделов Кол-во проведённых инвентаризаций Затрачено дней Средняя продолжительность инвентаризаций (в днях) Проведено контрольных проверок Отделы с бригадной формой ответственности
По распоряжению Фактически Отклонение Кол-во отделов Кол-во МОЛ Создание комиссий
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
продовольственные 31 123 164 172 8 1,3 15 11 48 11


С помощью этой таблицы можно судить о степени расстановки сил, направленные на более успешное проведение инвентаризационной работы: количестве проведённых инвентаризаций, контрольных проверок, затраченного времени на инвентаризации по распоряжению и фактически и об отклонениях.
Так, по продовольственным отделам, входящим в состав УТК 5 имеются положительные отклонения по дням, затраченным фактически на проведение инвентаризаций. Это свидетельствует о нерациональной технике труда работников, проводящих инвентаризацию, что в дальнейшем как правило, повлияет на ухудшение финансового результата.
При анализе инвентаризационной работы важное значение имеет выполнение плана инвентаризаций не только в целом за год, но и за отдельные его периоды (месяцы, кварталы). Выполнение плана инвентаризаций из месяца в месяц говорит о регулярности контроля за работой материально ответственных лиц, позволяет вовремя выявить недостачи, не наращивая их до крупных размеров, своевременно выявлять соответствие фактических данных учётным и предотвратить ошибки в работе.
В таблице 3.9 представлены данные о выполнении плана проведения инвентаризаций в УТК 5 по кварталам отчётного года.
Таблица 3.9.
Выполнение плана проведения инвентаризаций в универсальном торговом комплексе 5 по кварталам 1997 года.

кварталы План Фактически Отклонения от плана Процент выполнения плана Среднее кол-во проведённых инвентаризаций в месяц
Кол-во Удельный вес в % Кол-во Удельный вес в % По кол-ву В удельном весе в % План фактически
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I 23 19,49 25 20,33 +2 +0,84 108,7 7,7 8,3
II 30 25,42 31 25,20 +1 -0,22 103,3 10 10,3
III 36 30,51 38 30,89 +2 +0,38 105,6 12 12,7
IV 29 24,58 29 23,58 -1 100 9,7 9,7
ИТОГО 118 100 123 100 5 104,2 9,8 10,3

В отчётном году наблюдалось неравномерное планирование и фактическое проведение инвентаризаций. Наиболее напряжёнными были II и III кварталы, на долю которых приходилось 56,09 % (25,20 % + 30,89 %) всех инвентаризаций.

Среднее количество проведённых инвентаризаций за месяц в этих кварталах составило 10,3 и 12,7. План инвентаризаций выполнен во всех кварталах отчётного года.
Также интерес представляют данные о выявленных недостачах и проведённых инвентаризациях на 1 января 1998 года.
В таблице 3.10 представлены сведения в разрезе магазинов, материально ответственных лиц, даны сведения об отпусках, предоставленных материально ответственным лицам.
Таблица 3.10
Сведения о проведённых инвентаризациях и предоставленных отпусках по универсальному торговому комплексу 5 на 01.01.98 г.

фамилия имя отчество материально ответственного лица магазина Фактические товарные запасы тыс. руб. Остаток тары Дата проведения инвентаризации Результат тыс. руб. Кто проводил инвентаризацию С какого времени работает в должности Дата последнего отпуска
Предыдущей Последней Недостача Излишек
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Толкачёва Л. М. 4 27541000 257630 30.06 14.08.97 97 Агеенко М. Н. 05.87 08.97
Черенкова Р. И. 11 29301800 117458 26.06 07.10.97 112 17,8 Агеенко М. Н. 04.92 10.97
Галицкая М. С. 14 19406000 635400 26.05 11.08.97 15 Волкова О. М. 08.88 05.97
Пысь С. И. 238 21527000 346560 10.08 08.10.97 93 45 Семёнова Л. М. 03.79 10.97
Курносенко Л.Н 56 32144000 259000 09.09 08.12.97 54 Семёнова Л. М. 23.81 08.97
ЛукьяненоС.Ю. 74 23672500 700500 20.10 09.12.97 102 33 Агеенко М. Н. 10.94 09.97
Корасева Н. И. 23 18475300 423800 21.09 14. 12. 97 212 47,3 Волкова О. М. 21.05.97 Вновь приб.

По данным видно, что наибольшая сумма недостач выявлена у материально ответственных лиц с меньшим стажем работы на данном месте. Такое явление стало на практике устойчивым и неизменным не только для такой отрасли как розничная торговля.

Оценка эффективности инвентаризационной работы


С целью более полного контроля за состоянием инвентаризационной работы целесообразно проводить анализ её эффективности. При этом необходимо учитывать возможные упущения в этой деятельности. Наиболее характерными недостатками инвентаризаций являются следующие: инвентаризационные комиссии действуют как временный орган; специалисты, проверяющие плохо ознакомлены с нормативными актами и слабо знают свои обязанности, права и обязанности, права и ответственность, отсутствует чёткая регламентация инвентаризаций (проведения, оформления, подведения итогов и принятия решений по результатам проверки, реализаций через правоохранительные органы); нет методик зачёта пересортицы и описаний естественной убыли; не обоснован порядок расчёта материального ущерба; отсутствует контроль за состоянием инвентаризационной работы; 41,3 % членов инвентаризационных комиссий не имеют специального образования.
В связи с этим необходимо осуществлять контроль за инвентаризациями по следующим направлениям: наличие разработанных и утверждённых планов; полнота охвата объектов и своевременность инвентаризаций; правомочность и компетентность комиссий; качество инвентаризационного процесса; достоверность и правильность составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей; своевременность, объективность и законность реализации материалов инвентаризаций; правильность отражения на счетах бухгалтерского учёта и в учётных регистрах.
Исходным моментом для определения непосредственных результатов деятельности должно являться степень или уровень выполнения определённых задач, прохождение этапов проверки. Для этого необходимо, чтобы существовала система показателей, отражающих полноту, своевременность и оперативность выполнения работы; единство в совокупности показателей; сравнимость результатов. Этому требованию в наибольшей мере соответствуют относительные величины. Общий принцип подсчёта отдельных показателей заключается в том, что выбираются отдельные, наиболее важные элементы цикла ревизионной работы или функциональных обязанностей, конечный результат которых поддаётся количественному определению.

При этом рассчитанные коэффициенты будут характеризовать эффективность и качество труда.
Состояние и эффективность инвентаризационной работы целесообразно проверять по следующим показателям.

  1. Показатель своевременности. Данный показатель характеризует проведение инвентаризаций в срок, установленный планом. Он определяется отношением количестве своевременно проведённых инвентаризаций ко всем планируемым инвентаризациям.
  2. Показатель выполнения плана проведения инвентаризаций, рассчитываемый как отношение фактически проведённых инвентаризаций к их плановому количеству.
  3. Показатель соблюдения сроков выведения результатов инвентаризаций. Он исчисляется как отношение числа инвентаризаций, по которым результаты выведены в срок, ко всем проведённым инвентаризациям.
  4. Показатель участия руководителя, его заместителя и главного бухгалтера предприятия в проведении инвентаризаций. Он исчисляется как отношение числа инвентаризаций, проведённых под председательством этих должностных лиц, ко всем проведённым инвентаризациям.
  5. Таким же образом можно определить показатель участия руководителя (его заместителей и главного бухгалтера) в проведении контрольных проверок качества инвентаризаций.
  6. Коэффициент качества инвентаризаций. Он определяется отношением количества достоверных инвентаризаций ко всем проводимым инвентаризациям.
  7. Коэффициент охвата инвентаризаций контрольными проверками, учитывающий уровень проверки достоверности проводимых инвентаризаций. Определяется путём отношения количества проводимых контрольных проверок данных инвентаризаций к общему числу инвентаризаций.
  8. Коэффициент возмещения выявленного ущерба. Указанный показатель рассчитывают как отношение размера возмещённого ущерба к общей сумме выявленной недостачи.

Предлагаемые показатели дают возможность определить качество и эффективность инвентаризаций, сравнить и определить лучшие предприятия по организации и проведению инвентаризационной работы, усилить контроль за качеством мер, связанных с обеспечением собственности предприятия.
Вместе с тем целесообразно дополнять сведениями о принятых мерах по возмещению скрытого в процессе инвентаризации ущерба в денежном выражении. Результатами качественно и эффективно проведённой инвентаризации могут быть: взыскание выявленных недостач, оприходование неучтённых излишков, погашение вскрытой дебиторской задолженности, обеспечение внесения в кассу денежных начётов. При этом следует сравнивать затраты на инвентаризацию с дополнительными доходами, полученными от возмещения материального ущерба.

Инвентаризация эффективна, если полученный доход превышает затраты на её организацию при соблюдении всех требований к её методике и технике проведения.
Используя данные представленных ранее таблиц, можно рассчитать влияние факторов на изменение суммы недостач. Для этого нужно использовать метод цепной постановки.
Таблица 3.11.
Влияние средней суммы недостачи и количества недостач по универсальному торговому комплексу 5 на динамику выявленных недостач за 1997 год в тыс. руб.

Показатели Прошлый год 1996 Отчётный год 1997
1 2 3
Сумма недостач 5462 7280
Количество недостач 54 63
Средняя сумма 1 недостачи 101,15 115,56

Подстановки 101,75 х 63 = 6372,45
115,56 х 63 = 7280,21
Изменение средней суммы недостач влияет:
7280 6372,45 = 907,55 Изменение количества недостач влияет: 6372,45 5462 = 910,45 Совокупное влияние 907,55 + 910,45 = 1818
Увеличение суммы недостач в 1997 году по сравнению с 1996 годом на 1818 тысяч рублей по универсальному торговому комплексу 5 произошла за счёт увеличения средней суммы недостач (907,55 тыс. руб.) и увеличение количества недостач (910,45 тыс. руб.)
Интересен анализ некоторых данных по результатам инвентаризаций, выполненный приёмом корреляции.
Например. Рассчитаем связь между товарными запасами и суммами недостач по данным таблицы 11.
Таблица 3.12.
Показатели по товарным запасам и недостачам по универсальному торговому комплексу 5 за 1997 год в тыс. руб.

Предприятие Товарные запасы х Недо-стачи у х2 ху
1 2 3 4 5
Магазин 4 27541 0,97 758506681 26714,77
Магазин 11 29301,8 0,112 858595483,24 3281,8016
Магазин 14 19406,2 0,15 376600598,44 2910,93
Магазин 238 21527 0,93 463411729 20020,11
Магазин 56 32144 0,54 1033236736 17357,76
Магазин 74 23672,5 0,102 560387256,25 2414,595
Магазин 23 18475,3 0,212 341336710,09 3916,7636
х= y= x2 = xy=
ИТОГО: 172067,8 3,016 4392075194,02 76616,7302

n=7
y(27541)=0,8733172-0,000018х27541=0,3775792
y(29301,8)=0,8733172-0,000018х29301,8=0,3458848
y(19406,2)=0,8733172-0,000018х19406,2=0,5240056
y(21527)=0,8733172-0,000018х21527=0,4858312
y(32144)=0,8733172-0,000018х32144=0,2947252
y(23672,5)=0,8733172-0,000018х23672,5=0,4472122
y(18475,3)=0,8733172-0,000018х18475,3=0,5407618
3,016
корреляционное отношение
y-yx (y-yx)2
0,97-0,3775792=0,5924208 0,350962
0,112-0,3458848=-0,2338848 0,054702
0,15-0,5240056=-0,3740056 0,139880
0,93-0,4858312=0,4441688 0,197286
0,54-0,2947252=0,2452748 0,060159
0,102-0,4472122=-0,3452122 0,119171
0,212-0,5407618=-0,3287618 0,108084
(y-yx)2=1,030244
0,97-0,430857=0,539143 0,290675
0,112-0,430857=-0,318857 0,101669
0,15-0,430857=-0,280857 0,078881
0,93-0,430857=0,499143 0,249144
0,54-0,430857=0,109143 0,011912
0,102-0,430857=-0,328857 0,108147
0,212-0,430857=-0,218857 0,047898 Итак, по результатам расчётов можно сделать вывод о том, что между товарными запасами и суммой недостач по УТК 5 существует не тесная связь. При увеличении товарных запасов на 1000 рублей сумма недостач увеличивается. Следует отметить, что происходит это по следующей причине. При существующей инфляции товарооборот растёт более быстрыми темпами и товарные запасы могут превышать норматив.

Поэтому при возрастании товарных запасов над нормативом и существует обратная зависимость между суммой недостач и товарным запасом.
3.4. Анализ результатов инвентаризаций в условиях использования ЭВМ.
В настоящее время широкое распространение при проведении анализа инвентаризационной работы получило использование ЭВМ. Объясняется это прежде всего большим объёмом счётной и технической работы, которую необходимо выполнить в сжатые сроки с наименьшими трудовыми затратами.
Так, например, при применении метода корреляционного и регрессивного анализа, который широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, как мы уже убедились, для прямолинейной зависимости исчисляется коэффициент корреляции и процесс этот очень трудоёмок.
Применение ЭВМ позволяет ускорить этот процесс, так как пользователь вводит в машину только данные его интересующие, а машина сама делает вычисления и выводит конечный результат на печать (см. Приложение 15).
Как мы видим из приложения коэффициент корреляции составляет 0,2064491, что говорит о не тесной связи между выбранными для анализа, нами показателями.Объясняется это тем, что при существующей инфляции товарооборот растёт более быстрыми темпами и товарные запасы могут превышать норматив. Поэтому при возрастании товарных запасов над нормативом и существует обратная зависимость между суммой недостач и товарных запасов.
Также в системе обработки табличных данных существует интересная возможность, обеспечивающая отображение полученных результатов в виде разнообразных графических диаграмм. Часто такой способ позволяет представить данные в более удобной для восприятия человеком форме.

Эту задачу выполняет "Суперкалк-4".
"Суперкалк" обеспечивает работу с диаграммами семи различных типов. Кроме основных элементов, характеризующих числовые данные электронной таблицы, каждая диаграмма может включать оформительские элементы, улучшающие её внешний вид и информативность.
Существуют следующие виды диаграмм:

  • круговая;
  • столбиковая;
  • совмещённая;
  • линейная;
  • диаграмма х-у;
  • площадей;
  • интервальная.


Из всего сказанного в этом пункте можно сделать следующий вывод. Основными задачами на данном участке являются: получение анализа инвентаризационной работы в кратчайшие сроки, сокращение трудоёмкости работы, отображение полученных результатов в виде графических диаграмм, что позволяет представить данные в более удобной для восприятия человеком форме.

Заключение


В результате исследования, проведённого при написании дипломной работы, нами установлено, что сохранность собственности предприятия в универсальном торговом комплексе 5 находится не на должном уровне. Имеются факты недостач и хищений, в последнее время наблюдается их рост.
Однако следует отметить то, что недостачи взыскиваются в полном объёме. Так в 1997 году выявленные недостачи возмещены на 100 %.
С целью улучшения состояния сохранности средств предприятия руководителю, главному бухгалтеру, ревизорам можно порекомендовать некоторые предприятия.
В первую очередь нужно совершенствовать сам процесс проведения инвентаризаций. Для этого необходимо пользоваться наиболее эффективными и рациональными её методами:

  • ярлычный метод;
  • применение специальных книг, построенных по типу оборотных ведомостей;
  • обмер и последующий подсчёт;


Также необходимо увеличить процент охвата инвентаризаций контрольными проверками, увеличивающих достоверность инвентаризационных данных. Для увеличения товарооборота необходимо сокращать до минимальных размеров сроки проведения инвентаризаций. Этого можно достигнуть применяя рациональные приёмы их проведения, а также использование электронно-вычислительной техники при выведении результатов инвентаризаций.
Необходимо уделять огромное внимание кадрам, особенно молодым. Повысить роль квалификационных комиссий по приёму на работу лиц, связанных с материальной ответственностью, что позволяет практически исключить проникновение на эти должности граждан, имеющих судимость или уволенных по недоверию.
На УТК 5 особое внимание уделяется повышению профессионального уровня материально ответственных лиц. Принимаются различные меры по улучшению инвентаризационной работы.

Утверждаются списки работников системы, привлекаемых для проведения инвентаризаций. Инвентаризации проводятся только правомочными комиссиями, в состав которых в обязательном порядке входят два специалиста от правления организации, член комиссии контроля за работой торгового предприятия и материально ответственное лицо .
Особое внимание уделяется совершенствованию работы с кадрами, воспитанию у них чувства ответственности за порученное дело, укреплению трудовой и производственной дисциплины.
Лица, не внушающие доверия, судимые и допустившие недостачи в больших объёмах освобождены или же освобождаются от занимаемой должности.
Продолжается работа по дальнейшему укреплению счётно-бухгалтерского аппарата.
Это позволит более оперативно управлять предприятием, вскрывать недостатки в работе предприятий и принимать меры по их устранении, что играет огромную роль в деле сохранения собственности особенно в условиях рыночных отношений.

Список использованной литературы

.

  1. О бухгалтерском учёте и отчётности. Закон Республики Беларусь: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. 3322-XII.Мн.: Экаунт, 1994 С. 12.
  2. Об изменениях сроков и порядке проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчётов, а также ревизий в предприятиях и организациях потребительской кооперации: Постановление правления Центросоюза 19 от 24 января 1989.
  3. Сост. Ковалевич И. Н. Бухгалтерский учёт и контроль в Республике Беларусь: Сб. норматив. актов: в 6-ти т. Т. 4 Учёт имущества Мн.: Амалфея, 1996. 832 с.
  4. Исправление отчётных данных по результатам инвентаризации и проверок, проводимых самой организацией и налоговыми органами // Экономика и учёт в торговле.1998.1.С. 46-50.
  5. Списание сумм недостач и хищений материальных ценностей: Письмо 142 от 23.12.93. НЭГ 1 1994 г.
  6. Андреев В. Д. Использование экономического анализа в ревизионной работе Экономика, 1985.
  7. Андреев В. Д. Ревизия и аудит: Учебное пособие Мн.: Высшая шк.,1996
  8. Белый И. Н., Сушкевич А. Н. Организация бухгалтерского учёта и внутреннего аудита на предприятиях и в организациях.Мн.: Экаунт,1996.
  9. Белый И. Н. и др. Теория бухгалтерского учёта: Учебник для уч-ся сред. спец. учеб. заведений// Мн.: Мисанта, 1997. 153 с.
  10. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании: Практ. пособие.М.: МАГИС, 1996. 421 с.: табл.
  11. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учёт: Учеб. пособие. Мн.: ИНФРА-М, 1997.560 с.
  12. Кожарский В. В., Кравченко Л. И. Бухгалтерский учёт в торговле Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
  13. Крятова Л. Вопросы теории бухгалтерского учёта: Документация хоз. операций. Классификация документов. Инвентаризация. Техника и форма бух. учёта. Формы бух. учёта. Бух. (фин.)
  14. Лебедева Н. В., Бычкова С. М. Инвентаризация при аудите товарно-материальных ценностей // Бухгалтерский учёт.1997. 1.С. 40-45.
  15. Криницкий Р. И. Контроль и ревизия в условиях автоматизации бухгалтерского учёта М.: Финансы и статистика, 1990.
  16. Патров В. В. Бухгалтерский учёт товарных операций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Бух. учёт.,1997.208 с.
  17. Полецкий А. В. Эффективность ревизии.// Бухгалтерский учёт, 1991 8.
  18. Понотиленко А. А. О проведении инвентаризации в условиях рыночных отношений.// Бухгалтерский учёт, 1990. 12.
  19. Соловьёв А. А. Торговля. Материальная ответственность: Практическое пособие.М.: Приор, 1997.144 с.
  20. Тишков И. Е. Бухгалтерский учёт. Мн.: Высшая школа, 1996.




Содержание раздела