Наибольший процент недостач приходится на материально ответственных лиц в возрасте до 25 лет - 39,8 % при стаже работы до 2 лет. При этом первые места занимают следующие обстоятельства обнаружения недостач: при передаче товарно-материальных ценностей 30 % и при плановых инвентаризациях 42 %. Таким образом, многочисленные случаи растрат происходят в следствие неправильного подбора и отсутствия контроля за работой молодых кадров. Изучение недостач целесообразно производить не только в цело по "Облторгсоюзу", но и в разрезе организаций, которые оно объединяет. В таблице 5 представлены сведения о недостачах, выявленных в предприятиях и организациях "Облторгсоюза" за 1996 и 1997 годы.
Таким образом, таблица 3.4 даёт возможность произвести более углубленный анализ недостач по организациям "Облторгсоюза" за базисный и отчётный годы.
Таблица 3.4.
Сведения о недостачах, выявленных в организациях и предприятиях ОРП "Облторгсоюза" за 1997 год в тыс. руб.
Организация | 1996 | 1997 | Отчётный в % к прошлому | Отклонение | |||||||
Недостачи | Удельный вес в % | Недостачи | Удельный вес в % | В кол-ве случаев | В сумме | ||||||
В кол-ве случаев | В сумме | В кол-ве случаев | В сумме | В кол-ве случаев | В сумме | В кол-ве случаев | В сумме | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ОРП "Верас" | 54 | 5462 | 14,84 | 23,99 | 63 | 7280 | 16,59 | 21,49 | 133,28 | +9 | +1818 |
"Эмальпосуда" | 59 | 4362 | 16,21 | 19,16 | 59 | 6402 | 15,53 | 18,9 | 146,77 | +2040 | |
"Космос" | 60 | 2936 | 16,48 | 18,16 | 62 | 3098 | 16,32 | 9,14 | 105,52 | +2 | +162 |
ОРБ "Ткацторг" | 66 | 4136 | 18,13 | 18,16 | 68 | 7340 | 17,89 | 21,66 | 177,47 | +2 | +3204 |
ОРБ "Плодовощторг" | 55 | 2722 | 15,11 | 11,95 | 56 | 4436 | 17,74 | 13,09 | 162,97 | +1 | +1714 |
ТЦ "Виктория" | 70 | 3154 | 19,23 | 13,85 | 72 | 5324 | 18,95 | 15,71 | 168,8 | +2 | +2170 |
ИТОГО: | 364 | 22772 | 100 | 100 | 380 | 33880 | 100,2 | 100 | 148,78 | +16 | 11108 |
В целом по организациям "Облторгсоюза" количество случаев недостач возросло на 16, что в сумме составило 11108 тыс. рублей.
Анализ состояния инвентаризационной работы и выявление недостач в универсальном торговом комплексе 5 начинается с оценки общего состояния сохранности средств. В таблице 3.5 приведены основные показатели сохранности средств за отчётный год.
Таблица 3.5.
Основные показатели сохранности средств по универсальному торговому комплексу 5 за 1997 год в тыс. руб.
Показатели | годы | отчётный год в % к базисному | отклонение от прошлого года | |||
базисный 1996 | отчётный 1997 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
розничный т/об (тыс. руб.) | 44630000 | 46860000,2 | 104,99 | +2230000,2 | ||
выявлено недостач | ||||||
|
54 | 63 | 116,67 | +9 | ||
|
5462 | 7280 | 133,28 | +1818 | ||
недостача на 1 тыс. руб. товарооборота | 0,12 | 0,16 | 133,33 | +0,04 | ||
средняя сумма недостачи на 1 случай (тыс. руб.) | 101,15 | 155,56 | 114,25 | +14,41 | ||
средняя сумма недостачи на 1 магазин(31 маг.) тыс. руб. | 176,19 | 234,83 | 133,28 | +58,64 | ||
взыскано недостач (%) | ||||||
а) с учётом недостач прошлых лет | 99,68 | 110,2 | 110,55 | +10,52 | ||
б) из выявленных | 93,81 | 100,00 | 106,59 | +6,91 |
Анализируя показатели 1996 и 1997 годов можно сказать, что сумма недостач в отчётном году по сравнению с базисным увеличилась на 133,28 %, что в сумме составляет 1818 тыс. рублей. В результате этого недостачи на 1 тысячу рублей товарооборота увеличилась на 0, 04. В отчётном периоде наблюдается увеличение количества случаев недостач при росте их средней суммы на 14410 рублей.
Сумма взысканных недостач с учётом недостач прошлых лет в отчётном году увеличилась на 10,55 %, что в сумме составило 10520 рублей, а сумма взысканных недостач из выявленных в отчётном году увеличилась на 6,59 % в сумме 6190 рублей.
Изучение и анализ недостач производится не только в целом по ОРП "Облторгсоюзу", но и в разрезе универсального торгового комплекса 5, который входит его состав. В таблице 3.6 представлены сведения о недостачах и хищениях, выявленных в УТК 5 за 1997 год.
Таблица 3.6.
Сведения о недостачах и хищениях, выявленных в универсальном торговом комплексе 5 за 1997 год в тыс. руб.
Наименование торгового предприятия | 1996 | 1997 | Отчётный в % к прошлому | Отклонение от прошлого года | |||||||
Недостачи | Удельный вес в % | Недостачи | Удельный вес в % | В кол-ве случаев | В сумме | ||||||
В кол-ве случаев | В сумме | В кол-ве случаев | В сумме | В кол-ве случаев | В сумме | В кол-ве случаев | В сумме | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Отдел 4 | 3 | 345 | 5,56 | 6,32 | 4 | 352 | 6,35 | 4,84 | 102,3 | +1 | +7 |
Отдел 2 | 4 | 95 | 7,41 | 1,74 | 3 | 634 | 4,76 | 8,71 | 667,37 | -1 | +539 |
Отдел 3 | 2 | 1683 | 3,7 | 30,81 | 3 | 87 | 4,76 | 1,19 | 5,17 | +1 | +1596 |
Отдел 28 | 3 | 56 | 5,56 | 1,03 | 3 | 255 | 4,76 | 3,5 | 455,3 | +199 | |
Отдел 36 | 3 | 124 | 5,56 | 2,27 | 5 | 354 | 7,94 | 4,86 | 285,48 | +2 | +230 |
Отдел 14 | 6 | 525 | 11,1 | 9,61 | 4 | 236 | 6,35 | 3,24 | 44,95 | -2 | -211 |
Отдел 23 | 4 | 202 | 7,41 | 3,69 | 4 | 517 | 6,35 | 7,1 | 225,94 | +315 | |
Ларёк на Косарево | 2 | 24,1 | 3,7 | 0,44 | 4 | 95 | 6,35 | 1,3 | 394,19 | +2 | +700 |
Отдел 5 | 3 | 149 | 5,56 | 2,73 | 4 | 594 | 6,35 | 8,16 | 398,66 | +1 | +445 |
Отдел 9 | 2 | 63 | 3,7 | 1,15 | 3 | 208 | 4,76 | 2,86 | 330,16 | +11 | +145 |
Отдел 18 | 5 | 124 | 9,56 | 2,27 | 4 | 450 | 6,35 | 6,18 | 362,9 | -1 | +326 |
Ларёк на Косарево "Купава" | 2 | 67 | 3,7 | 1,23 | 3 | 362 | 4,76 | 4,97 | 540,29 | +1 | +290 |
Магазин 76 | 3 | 935 | 5,56 | 17,12 | 4 | 956 | 6,35 | 13,13 | 102,25 | +1 | +121 |
Продолжение таблицы 3.6. | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Магазин 236 | 2 | 289 | 3,7 | 5,29 | 3 | 102 | 4,76 | 1,4 | 35,29 | +1 | -187 |
Магазин 61 | 4 | 150 | 7,41 | 2,75 | 1 | 936 | 1,59 | 12,86 | 624 | -3 | +716 |
Отдел 21 | 3 | 450 | 5,56 | 8,24 | 5 | 635 | 7,94 | 8,72 | 141,11 | +2 | +185 |
Магазин 23 | 2 | 163 | 3,7 | 2,98 | 3 | 142 | 4,76 | 1,95 | 87,12 | +1 | -21 |
Магазин 1 | 1 | 17,9 | 1,85 | 0,33 | 3 | 365 | 4,76 | 5,03 | 2039,11 | +2 | +347,1 |
ИТОГО: | 54 | 5462 | 100 | 100 | 63 | 7280 | 100 | 100 | 133,28 | 9 | 1818 |
Наименование торгового предприятия | 1996 | 1997 | Отчётный в % к прошлому | Отклонение от прошлого года | |||||||
Совершено краж | Удельный вес в % | Совершено краж | Удельный вес в % | В кол-ве случаев | В сумме | ||||||
В кол-ве случаев | В сумме | В кол-ве случаев | В сумме | В кол-ве случаев | В сумме | В кол-ве случаев | В сумме | ||||
Продолжение таблицы 3.7. | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Отдел 13 | 1 | 956 | 25 | 29,19 | 2 | 1843 | 50 | 59,66 | 192,78 | +1 | +2 |
Отдел 8 | 2 | 1534 | 50 | 46,85 | |||||||
Отдел 48 | 1 | 784 | 25 | 23,95 | 2 | 1246 | 50 | 40,35 | 158,93 | -1 | +462 |
ИТОГО: | 4 | 3274 | 100 | 100 | 4 | 3089 | 100 | 100 | 94,35 | +185 |
Анализируя данные можно сделать вывод о том, что в отчётном году количество случаев краж и ограблений не возросло и в сумме снизилось на 185 тыс. рублей.
В отчётном году наибольший удельный вес в сумме занимает отдел 13, что является серьёзным скачком по сравнению с прошлым годом. Данные таблицы 8 будут использованы для углублённого анализа, в первую очередь, наиболее поражёнными недостачами и хищениями, а затем с целью обобщения и распространения опыта, исследования работы организаций, в которых с криминальной обстановкой дело обстоит более благополучно.
В таблице 3.8 представлены данные о проведённых инвентаризациях и контрольных проверках по УТК 5за отчётный год в целом по предприятию.
Таблица 3.8.
Данные о проведении инвентаризаций и контрольных проверок по универсальному торговому комплексу 5 за 1997 год.
Отделы | Кол-во отделов | Кол-во проведённых инвентаризаций | Затрачено дней | Средняя продолжительность инвентаризаций (в днях) | Проведено контрольных проверок | Отделы с бригадной формой ответственности | ||||
По распоряжению | Фактически | Отклонение | Кол-во отделов | Кол-во МОЛ | Создание комиссий | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
продовольственные | 31 | 123 | 164 | 172 | 8 | 1,3 | 15 | 11 | 48 | 11 |
С помощью этой таблицы можно судить о степени расстановки сил, направленные на более успешное проведение инвентаризационной работы: количестве проведённых инвентаризаций, контрольных проверок, затраченного времени на инвентаризации по распоряжению и фактически и об отклонениях.
Так, по продовольственным отделам, входящим в состав УТК 5 имеются положительные отклонения по дням, затраченным фактически на проведение инвентаризаций. Это свидетельствует о нерациональной технике труда работников, проводящих инвентаризацию, что в дальнейшем как правило, повлияет на ухудшение финансового результата.
При анализе инвентаризационной работы важное значение имеет выполнение плана инвентаризаций не только в целом за год, но и за отдельные его периоды (месяцы, кварталы). Выполнение плана инвентаризаций из месяца в месяц говорит о регулярности контроля за работой материально ответственных лиц, позволяет вовремя выявить недостачи, не наращивая их до крупных размеров, своевременно выявлять соответствие фактических данных учётным и предотвратить ошибки в работе.
В таблице 3.9 представлены данные о выполнении плана проведения инвентаризаций в УТК 5 по кварталам отчётного года.
Таблица 3.9.
Выполнение плана проведения инвентаризаций в универсальном торговом комплексе 5 по кварталам 1997 года.
кварталы | План | Фактически | Отклонения от плана | Процент выполнения плана | Среднее кол-во проведённых инвентаризаций в месяц | ||||
Кол-во | Удельный вес в % | Кол-во | Удельный вес в % | По кол-ву | В удельном весе в % | План | фактически | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
I | 23 | 19,49 | 25 | 20,33 | +2 | +0,84 | 108,7 | 7,7 | 8,3 |
II | 30 | 25,42 | 31 | 25,20 | +1 | -0,22 | 103,3 | 10 | 10,3 |
III | 36 | 30,51 | 38 | 30,89 | +2 | +0,38 | 105,6 | 12 | 12,7 |
IV | 29 | 24,58 | 29 | 23,58 | -1 | 100 | 9,7 | 9,7 | |
ИТОГО | 118 | 100 | 123 | 100 | 5 | 104,2 | 9,8 | 10,3 |
В отчётном году наблюдалось неравномерное планирование и фактическое проведение инвентаризаций. Наиболее напряжёнными были II и III кварталы, на долю которых приходилось 56,09 % (25,20 % + 30,89 %) всех инвентаризаций.
Среднее количество проведённых инвентаризаций за месяц в этих кварталах составило 10,3 и 12,7. План инвентаризаций выполнен во всех кварталах отчётного года.
Также интерес представляют данные о выявленных недостачах и проведённых инвентаризациях на 1 января 1998 года.
В таблице 3.10 представлены сведения в разрезе магазинов, материально ответственных лиц, даны сведения об отпусках, предоставленных материально ответственным лицам.
Таблица 3.10
Сведения о проведённых инвентаризациях и предоставленных отпусках по универсальному торговому комплексу 5 на 01.01.98 г.
фамилия имя отчество материально ответственного лица | магазина | Фактические товарные запасы тыс. руб. | Остаток тары | Дата проведения инвентаризации | Результат тыс. руб. | Кто проводил инвентаризацию | С какого времени работает в должности | Дата последнего отпуска | ||
Предыдущей | Последней | Недостача | Излишек | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Толкачёва Л. М. | 4 | 27541000 | 257630 | 30.06 | 14.08.97 | 97 | Агеенко М. Н. | 05.87 | 08.97 | |
Черенкова Р. И. | 11 | 29301800 | 117458 | 26.06 | 07.10.97 | 112 | 17,8 | Агеенко М. Н. | 04.92 | 10.97 |
Галицкая М. С. | 14 | 19406000 | 635400 | 26.05 | 11.08.97 | 15 | Волкова О. М. | 08.88 | 05.97 | |
Пысь С. И. | 238 | 21527000 | 346560 | 10.08 | 08.10.97 | 93 | 45 | Семёнова Л. М. | 03.79 | 10.97 |
Курносенко Л.Н | 56 | 32144000 | 259000 | 09.09 | 08.12.97 | 54 | Семёнова Л. М. | 23.81 | 08.97 | |
ЛукьяненоС.Ю. | 74 | 23672500 | 700500 | 20.10 | 09.12.97 | 102 | 33 | Агеенко М. Н. | 10.94 | 09.97 |
Корасева Н. И. | 23 | 18475300 | 423800 | 21.09 | 14. 12. 97 | 212 | 47,3 | Волкова О. М. | 21.05.97 | Вновь приб. |
По данным видно, что наибольшая сумма недостач выявлена у материально ответственных лиц с меньшим стажем работы на данном месте. Такое явление стало на практике устойчивым и неизменным не только для такой отрасли как розничная торговля.
С целью более полного контроля за состоянием инвентаризационной работы целесообразно проводить анализ её эффективности. При этом необходимо учитывать возможные упущения в этой деятельности.
Наиболее характерными недостатками инвентаризаций являются следующие: инвентаризационные комиссии действуют как временный орган; специалисты, проверяющие плохо ознакомлены с нормативными актами и слабо знают свои обязанности, права и обязанности, права и ответственность, отсутствует чёткая регламентация инвентаризаций (проведения, оформления, подведения итогов и принятия решений по результатам проверки, реализаций через правоохранительные органы); нет методик зачёта пересортицы и описаний естественной убыли; не обоснован порядок расчёта материального ущерба; отсутствует контроль за состоянием инвентаризационной работы; 41,3 % членов инвентаризационных комиссий не имеют специального образования.
В связи с этим необходимо осуществлять контроль за инвентаризациями по следующим направлениям: наличие разработанных и утверждённых планов; полнота охвата объектов и своевременность инвентаризаций; правомочность и компетентность комиссий; качество инвентаризационного процесса; достоверность и правильность составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей; своевременность, объективность и законность реализации материалов инвентаризаций; правильность отражения на счетах бухгалтерского учёта и в учётных регистрах.
Исходным моментом для определения непосредственных результатов деятельности должно являться степень или уровень выполнения определённых задач, прохождение этапов проверки. Для этого необходимо, чтобы существовала система показателей, отражающих полноту, своевременность и оперативность выполнения работы; единство в совокупности показателей; сравнимость результатов. Этому требованию в наибольшей мере соответствуют относительные величины. Общий принцип подсчёта отдельных показателей заключается в том, что выбираются отдельные, наиболее важные элементы цикла ревизионной работы или функциональных обязанностей, конечный результат которых поддаётся количественному определению.
При этом рассчитанные коэффициенты будут характеризовать эффективность и качество труда.
Состояние и эффективность инвентаризационной работы целесообразно проверять по следующим показателям.
Предлагаемые показатели дают возможность определить качество и эффективность инвентаризаций, сравнить и определить лучшие предприятия по организации и проведению инвентаризационной работы, усилить контроль за качеством мер, связанных с обеспечением собственности предприятия.
Вместе с тем целесообразно дополнять сведениями о принятых мерах по возмещению скрытого в процессе инвентаризации ущерба в денежном выражении. Результатами качественно и эффективно проведённой инвентаризации могут быть: взыскание выявленных недостач, оприходование неучтённых излишков, погашение вскрытой дебиторской задолженности, обеспечение внесения в кассу денежных начётов. При этом следует сравнивать затраты на инвентаризацию с дополнительными доходами, полученными от возмещения материального ущерба.
Инвентаризация эффективна, если полученный доход превышает затраты на её организацию при соблюдении всех требований к её методике и технике проведения.
Используя данные представленных ранее таблиц, можно рассчитать влияние факторов на изменение суммы недостач. Для этого нужно использовать метод цепной постановки.
Таблица 3.11.
Влияние средней суммы недостачи и количества недостач по универсальному торговому комплексу 5 на динамику выявленных недостач за 1997 год в тыс. руб.
Показатели | Прошлый год 1996 | Отчётный год 1997 |
1 | 2 | 3 |
Сумма недостач | 5462 | 7280 |
Количество недостач | 54 | 63 |
Средняя сумма 1 недостачи | 101,15 | 115,56 |
Подстановки
101,75 х 63 = 6372,45
115,56 х 63 = 7280,21
Изменение средней суммы недостач влияет:
7280 6372,45 = 907,55
Изменение количества недостач влияет:
6372,45 5462 = 910,45
Совокупное влияние
907,55 + 910,45 = 1818
Увеличение суммы недостач в 1997 году по сравнению с 1996 годом на 1818 тысяч рублей по универсальному торговому комплексу 5 произошла за счёт увеличения средней суммы недостач (907,55 тыс. руб.) и увеличение количества недостач (910,45 тыс. руб.)
Интересен анализ некоторых данных по результатам инвентаризаций, выполненный приёмом корреляции.
Например. Рассчитаем связь между товарными запасами и суммами недостач по данным таблицы 11.
Таблица 3.12.
Показатели по товарным запасам и недостачам по универсальному торговому комплексу 5 за 1997 год в тыс. руб.
Предприятие | Товарные запасы х | Недо-стачи у | х2 | ху |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Магазин 4 | 27541 | 0,97 | 758506681 | 26714,77 |
Магазин 11 | 29301,8 | 0,112 | 858595483,24 | 3281,8016 |
Магазин 14 | 19406,2 | 0,15 | 376600598,44 | 2910,93 |
Магазин 238 | 21527 | 0,93 | 463411729 | 20020,11 |
Магазин 56 | 32144 | 0,54 | 1033236736 | 17357,76 |
Магазин 74 | 23672,5 | 0,102 | 560387256,25 | 2414,595 |
Магазин 23 | 18475,3 | 0,212 | 341336710,09 | 3916,7636 |
х= | y= | x2 = | xy= | |
ИТОГО: | 172067,8 | 3,016 | 4392075194,02 | 76616,7302 |
n=7
y(27541)=0,8733172-0,000018х27541=0,3775792
y(29301,8)=0,8733172-0,000018х29301,8=0,3458848
y(19406,2)=0,8733172-0,000018х19406,2=0,5240056
y(21527)=0,8733172-0,000018х21527=0,4858312
y(32144)=0,8733172-0,000018х32144=0,2947252
y(23672,5)=0,8733172-0,000018х23672,5=0,4472122
y(18475,3)=0,8733172-0,000018х18475,3=0,5407618
3,016
корреляционное отношение
y-yx (y-yx)2
0,97-0,3775792=0,5924208 0,350962
0,112-0,3458848=-0,2338848 0,054702
0,15-0,5240056=-0,3740056 0,139880
0,93-0,4858312=0,4441688 0,197286
0,54-0,2947252=0,2452748 0,060159
0,102-0,4472122=-0,3452122 0,119171
0,212-0,5407618=-0,3287618 0,108084
(y-yx)2=1,030244
0,97-0,430857=0,539143 0,290675
0,112-0,430857=-0,318857 0,101669
0,15-0,430857=-0,280857 0,078881
0,93-0,430857=0,499143 0,249144
0,54-0,430857=0,109143 0,011912
0,102-0,430857=-0,328857 0,108147
0,212-0,430857=-0,218857 0,047898
Итак, по результатам расчётов можно сделать вывод о том, что между товарными запасами и суммой недостач по УТК 5 существует не тесная связь. При увеличении товарных запасов на 1000 рублей сумма недостач увеличивается.
Следует отметить, что происходит это по следующей причине. При существующей инфляции товарооборот растёт более быстрыми темпами и товарные запасы могут превышать норматив.
Поэтому при возрастании товарных запасов над нормативом и существует обратная зависимость между суммой недостач и товарным запасом.
3.4. Анализ результатов инвентаризаций в условиях использования ЭВМ.
В настоящее время широкое распространение при проведении анализа инвентаризационной работы получило использование ЭВМ. Объясняется это прежде всего большим объёмом счётной и технической работы, которую необходимо выполнить в сжатые сроки с наименьшими трудовыми затратами.
Так, например, при применении метода корреляционного и регрессивного анализа, который широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, как мы уже убедились, для прямолинейной зависимости исчисляется коэффициент корреляции и процесс этот очень трудоёмок.
Применение ЭВМ позволяет ускорить этот процесс, так как пользователь вводит в машину только данные его интересующие, а машина сама делает вычисления и выводит конечный результат на печать (см. Приложение 15).
Как мы видим из приложения коэффициент корреляции составляет 0,2064491, что говорит о не тесной связи между выбранными для анализа, нами показателями.Объясняется это тем, что при существующей инфляции товарооборот растёт более быстрыми темпами и товарные запасы могут превышать норматив. Поэтому при возрастании товарных запасов над нормативом и существует обратная зависимость между суммой недостач и товарных запасов.
Также в системе обработки табличных данных существует интересная возможность, обеспечивающая отображение полученных результатов в виде разнообразных графических диаграмм. Часто такой способ позволяет представить данные в более удобной для восприятия человеком форме.
Эту задачу выполняет "Суперкалк-4".
"Суперкалк" обеспечивает работу с диаграммами семи различных типов. Кроме основных элементов, характеризующих числовые данные электронной таблицы, каждая диаграмма может включать оформительские элементы, улучшающие её внешний вид и информативность.
Существуют следующие виды диаграмм:
Из всего сказанного в этом пункте можно сделать следующий вывод. Основными задачами на данном участке являются: получение анализа инвентаризационной работы в кратчайшие сроки, сокращение трудоёмкости работы, отображение полученных результатов в виде графических диаграмм, что позволяет представить данные в более удобной для восприятия человеком форме.
В результате исследования, проведённого при написании дипломной работы, нами установлено, что сохранность собственности предприятия в универсальном торговом комплексе 5 находится не на должном уровне. Имеются факты недостач и хищений, в последнее время наблюдается их рост.
Однако следует отметить то, что недостачи взыскиваются в полном объёме. Так в 1997 году выявленные недостачи возмещены на 100 %.
С целью улучшения состояния сохранности средств предприятия руководителю, главному бухгалтеру, ревизорам можно порекомендовать некоторые предприятия.
В первую очередь нужно совершенствовать сам процесс проведения инвентаризаций. Для этого необходимо пользоваться наиболее эффективными и рациональными её методами:
Также необходимо увеличить процент охвата инвентаризаций контрольными проверками, увеличивающих достоверность инвентаризационных данных.
Для увеличения товарооборота необходимо сокращать до минимальных размеров сроки проведения инвентаризаций. Этого можно достигнуть применяя рациональные приёмы их проведения, а также использование электронно-вычислительной техники при выведении результатов инвентаризаций.
Необходимо уделять огромное внимание кадрам, особенно молодым. Повысить роль квалификационных комиссий по приёму на работу лиц, связанных с материальной ответственностью, что позволяет практически исключить проникновение на эти должности граждан, имеющих судимость или уволенных по недоверию.
На УТК 5 особое внимание уделяется повышению профессионального уровня материально ответственных лиц. Принимаются различные меры по улучшению инвентаризационной работы.
Утверждаются списки работников системы, привлекаемых для проведения инвентаризаций. Инвентаризации проводятся только правомочными комиссиями, в состав которых в обязательном порядке входят два специалиста от правления организации, член комиссии контроля за работой торгового предприятия и материально ответственное лицо .
Особое внимание уделяется совершенствованию работы с кадрами, воспитанию у них чувства ответственности за порученное дело, укреплению трудовой и производственной дисциплины.
Лица, не внушающие доверия, судимые и допустившие недостачи в больших объёмах освобождены или же освобождаются от занимаемой должности.
Продолжается работа по дальнейшему укреплению счётно-бухгалтерского аппарата.
Это позволит более оперативно управлять предприятием, вскрывать недостатки в работе предприятий и принимать меры по их устранении, что играет огромную роль в деле сохранения собственности особенно в условиях рыночных отношений.
.