Учение Руссо было положено в дальнейшем в основу всех революционных и радикальных течений.
Примером крайней радикализации учения Руссо является марксистское отношение к религии, как институту феодального государства, присвоившего себе ряд его властно-распорядительных полномочий. Они должны были исчезнуть вместе с исчезновением феодального государства, и пока этого не произошло, никакие подлинно буржуазно-демократические перемены были невозможны.
Только этим, а не патологической классовой враждой к религии можно объяснить последовательную борьбу марксизма с ней. Впрочем, в этой борьбе они были лишь последовательными продолжателями и практическими реализаторами идей и теорией основоположников буржуазной теории общественного договора. Поэтому марксистский атеизм базировался целиком на предшествующих представителях философской и политической мысли.
Все было заложено там, и основная работа проделана там - в материализме XVII-XVIII вв.
После того как главный вопрос - лишения религии распорядительно - властных полномочий был решен положительно, марксистская идеология изменила свое отношение к ней, т.е. место воинствующего атеизма заняло свободомыслие. Большая армия советских философов-атеистов единодушно подтверждает это в настоящее время, т. к. антагонизм между светской и духовной властью остался в прошлом, и религия стала частным делом граждан в условиях развивающегося гражданского общества и на основе Конституции.
Сама идея свободомыслия стала краеугольным камнем научного сотрудничества.
Идеология общественного договора присуща и религии как объединяющей силе общества, несмотря на все попытки церкви, как общественной организации установить чуждую ей форму теократии. История доказала, что единственной формой существования религии является общественный договор в форме "духовных братств", церковных соборов и свободы совести. Эти положения вошли в Конституции большинства стран в форме принципа свободы совести и отделения церкви от государства, что не исключает, а предполагает их тесное взаимодействие в целом ряде вопросов общественной жизни, т.е. имеет в основе договорное начало.
Устроенные на разных основаниях общественного договора, они должны существовать раздельно, иначе потеряют свою специфику и предназначение, сольются в нечто аморфное, типа исламского, христианского и т.п. государств, что ослабляет в них как религиозное, так и государственное начало.
В конце концов, Ветхий и Новый завет есть не что иное, как общественный договор между человеком и Богом, человеком и человеком. Ведь Боги - те же "человеки".
Каждый может в этом убедиться, посетив христианский храм. Там мужчины и женщины, младенцы и старики, но нет богов.
Таким образом, общественный договор, независимо от признания или непризнания, присутствует в общественной жизни как основа стабилизации изначально нестабильного мира. Религия, государство, право, наука, мораль, культура или принимают в полной мере форму общественного договора, как рисковой деятельности, как способа достижения стабильности в нестабильном мире, или сходят с историче-
ской сцены, если не отвечают этому условию. Они ограничивают амплитуду стабильности-нестабильности, приводя ее к приемлемым значениям, позволяющим относительно устойчивое развитие человека и общества.
К сожалению, современное право утратило во многом свой договорной характер, оставив его преимущественно в гражданском праве. В других сферах оно приобретает форму диктата, т.е. одностороннего властвования, повелевания, со стороны государства, в чем проявляется фактическое неравенство сторон.
В этом одна из причин слабости закона, его декларативности и нежизнеспособности, т.к. средства ищут в перераспределении властных полномочий, технологий, а не в общественном договоре.
Скидки на неравенство сторон в договорах сильно преувеличено: люди больше равны, чем не равны - в грехе, в слабостях, в способностях к труду и т.д. Люди равны не только юридически, но и социально. Различия - лишь некоторое отклонение от нормы, которыми в социологии можно пренебречь.
Это равенство отчетливо проявляется в таких аспектах жизни как бедность, безработица, несчастья, болезни и т.д., что свидетельствует в пользу естественного равенства и права людей.
В этом плане история государственно-правового развития России шла параллельно с развитием европейских государств, где опережая, где отставая от них. В целом, уровень правосознания и культуры россиянина соответствует европейскому.
Во всех странах процессы общественного договора протекают, в известном смысле, независимо от таких привходящих условий как идеология, формы правления, режимы, законодательство, пробивая себе дорогу в форме общественной необходимости, опираясь на фактическое равенство людей, на постулат социального государства, которое является стыдливым признанием фактического равенства людей. Это отражено в Конституции РФ, провозглашающей ее социальным государством, т.е. стремящимся установить не только юридическое, но и фактическое равенство людей.
Этим объясняется факт сходства морали, культуры, менталитета человека независимо от особенностей развития отдельных стран и народов. В противном случае, общечеловеческие ценности стали бы невозможными. Идея общественного равенства, в той или иной степени, реализуется в социальной практике европейских народов, отличаясь лишь особенностями национальной истории и культуры. Идея общественного неравенства в наши дни проповедуется только крайними радикалами, не имеющими поддержки в общественном сознании.
Доктрина общественного договора стала реальностью, современной политикой и социальной историей, той общегосударственной ценностью, которая становится объединяющей идеей цивилизации XXI века.
Проблемы социальной эволюции решаются различными способами, но закрепляются, стабилизируются в форме общественного договора. Он примиряет классовые и социальные противоречия, регулирует разделение труда и сотрудничество между людьми, обеспечивает мотивацию нормальной человеческой деятельности.
Становление правового государства, основанного на авторитете и разделении властей, четкое формулирование законов, гражданское общество, самоуправление, исторически основаны на общественном договоре. В его основе лежит инстинкт самосохранения, запреты на определенные виды деятельности человека, договоры с другими людьми, с целью сохранения человеческого сообщества. Религиозные, моральные нормы, правовое регулирование более крупных (род, племя, государство) объединений людей делают общество управляемым на основе осознанного или неосознанного общественного договора.
В основе управления лежит право на власть, на применение санкций, на суд и т.д. Но они становятся не эффективными, если в основе их не лежит определенная форма общественного согласия, которая может выступать как в форме обычая, так и в форме права.
Степень согласия, как первоначальная ступень общественного договора, может быть разной - зачаточной или развернутой, но в любом случае она является основой общественной стабилизации.
В истории общественный договор (конвенция) между трудом и капиталом породил либеральную экономику, которая через свободы человека и гражданина породила новое либеральное право и гражданское общество. К Маркс не учел, что капитализм способен изменять степень общественного согласия и тем самым приспосабливаться, отказываясь от частных привилегий, идти на законодательные уступки и т.д., что выражено в современных Конституциях, Кодексах, Декларациях, Соглашениях, как на государственном, так и на международном уровне, что и продлевает его исторический цикл как общественнополитической формации.
Первая Конституция США возникла, как договор между формально равными субъектами в борьбе за обеспечение своих естественных прав. В результате, несмотря на различия, большинство государств мира пришли к практически сходным юридическим формам общественного согласия, хотя мировое хозяйство далеко от единства.
Результатом общественного договора явилась разработка правовых документов, закрепивших права и обязанности граждан и государств в юридических документах. Поэтому будущее цивилизации заключено не в классовой борьбе и революциях, а в способности политических сил договариваться между собой. Из этого вырастает новая парадигма, основанная на общественном договоре, ведущая к новой форме общественного сознания на данном этапе развития
В основе этой парадигмы лежат идеи, выстраданные человечеством в его историческом опыте, где люди проверили многие возможные пути развития и остановились на общечеловеческих ценностях, одной из которых является гражданское общество, основанное на общественном договоре. В настоящее время эта проблема стала в центре научного осмысления, т.к. альтернативы этому пути общественного развития нет.
Проблемой логического анализа структуры правовой нормы ученые-правоведы занимаются уже давно, и в этом направлении были получены определенные результаты. Однако к настоящему моменту времени данная проблема остается не до конца исследованной, поскольку все еще существует ряд относящихся к этой предметной области вопросов, требующих своего решения.
Начнем с того, что до сих пор нет единого однозначно сформировавшегося мнения по поводу количества элементов, входящих в состав юридической нормы, хотя в большинстве учебников по теории государства и права этот вопрос представляется давно решенным, причем в пользу трехчленной структуры, содержащей гипотезу (указание на условия применения нормы), диспозицию (указание на возможные и должные варианты поведения субъектов права) и санкцию (указание на меры, применяемые к нарушителю нормы) . Данную структуру обычно принято выражать с помощью естественноязыковой конструкции "если..., то..., иначе...". С другой стороны, в теории права существует концепция двухчленной структуры правовой нормы , согласно которой норма состоит из гипотезы и диспозиции ("если., то."). При этом то, что называется санкцией, есть своего рода диспозиция правоохранительной нормы для органов, осуществляющих принудительные меры к правонарушителю, а гипотезой в данном случае является факт неисполнения диспозиции соответствующей регулятивной нормы.
Определенная заслуга в разрешении разногласий между указанными двумя подходами принадлежит С. С. Алексееву , который предложил провести четкое разграничение между трехэлементными логическими нормами права, отражающими общую логику права, и двухэлементными нормами-предписаниями, непосредственно воздействующими на поведение людей. Однако некоторые ученые склонны считать, что логическая норма права на самом деле четырехчленна и выражается следующей естественно-языковой конструкцией: "если гипотеза, то диспозиция, иначе (т.е. если не диспозиция) санкция".
Как видно из рассмотрения перечисленных выше подходов, ответ на вопрос о количестве элементов, образующих структуру правовой нормы, не является однозначным, хотя в этом направлении уже сделаны определенные шаги. Однако в настоящее время остается не до конца исследованной проблема логической взаимосвязанности и взаимодействия этих элементов. Т.е., например, из текста нормативноправового документа не всегда можно однозначно определить, какому логическому условию соответствует естественно-языковая конструкция "если..., то... ": обычному условию "если, то" в его общепринятом понимании, либо условию "если и только если, то".
Что же касается трехэлементной конструкции "если., то., иначе. ", то здесь не всегда понятно, к чему относится слово "иначе": к гипотезе "если", к диспозиции "то" или к тому и другому вместе взятому.
Решение этих и многих других вопросов может оказаться весьма полезным как для правоприменительного процесса (поскольку позволит более четко и логически ясно воспринимать волю законодателя), так и для правотворческого процесса (поскольку даст возможность выявлять и своевременно устранять логические ошибки в проектах законов и иных нормативно-правовых актов на стадии их разработки).
При изложении результатов нашей работы сначала остановимся на исследовании трехэлементной структуры логической нормы права, но перед этим обратимся к истории данного вопроса. Еще в 1967г.
О.А. Гаврилов одним из первых предложил использовать для решения поставленной задачи аппарат математической логики и составил формулу (1), отражающую структуру логической нормы права:
(Г^Д) (1 Д^С), (1)
где Г - гипотеза; Д - диспозиция; С - санкция; 1, - операции отрицания (не), импликации (если, то) и конъюнкции (и) соответственно .
Данную формулу можно озвучить следующим образом: если имеется определенная совокупность обстоятельств (Г), то обязательно должны наступать определенные последствия, под которыми имеется в виду предписанное законом должное поведение участников правоотношения (Д); если же должного, предписанного законом, поведения участников правоотношения не последовало (1Д - налицо правонарушение), то наступает определенный вид правовой ответственности виновных лиц (С).
На первый взгляд, правильность формулы (1) не вызывала никаких сомнений. Однако в 1974г.
В. А. Пошкявичус показал полную ее несостоятельность путем построения соответствующей таблицы истинности по правилам логики высказываний (см. табл. 1).
В первых трех колонках этой таблицы приводятся значения истинности Г, Д и С. При этом общее понятие "истины" в данном случае интерпретируется как наличие конкретных условий применения нормы (Г=1), выполнение деяний, предписанных нормой, (Д=1) и наступление санкции (С=1). Тогда отсутствие условий - (Г=0), невыполнение предписаний нормы - (Д=0), отсутствие санкции - (С=0).
Анализируя табл. 1 , обратим внимание на четыре последние строки. В этих строках значение Г=1, т.е. имеются в наличии условия применения нормы, указанные в гипотезе. Но в первых двух из этих строк значение Д=0 (т.е. содержание диспозиции нарушено), а в остальных двух - Д=1 (т.е. диспозиция выполнена).
Парадоксально получается, что, независимо от значения санкции (С), в первом случае итоговое значение функции всегда ложно, а во втором - истинно. Т.е. значение формулы (1 ) не зависит от санкции. Таким образом, санкция
оказалась фактически не задействованной в работе логической нормы права несмотря на то, что символически она была внесена в формулу (!). 1
Несколько позже, в 1989г., Е.Я. Мотовиловкер предложил другую формулу (2), отражающую, по его мнению, структуру логической нормы права:
(ГД) ? (Г1 ДС), (2)
где Г - гипотеза; Д - диспозиция; С - санкция; 1, , ? - операции отрицания (не), конъюнкции (и) и дизъюнкции (или) соответственно.
Таблица 1 _Таблица 2 _Таблица 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|