* Логролляиг (дословно "перекатывание бравее") термин теории общественного выбора, обозначающий взаимную поддержку законодателей посредством "торговли голосами". Прим. перев.
йд«а 12
141
интересованные стороны должны иметь равный доступ к процессу Принятия решений. На протяжении всей истории эти условия даже приблизительно не выполняются в самых благоприятных для при-дятия эффективных политических решений институциональных системах.
Поскольку общества устанавливают экономические правила и обеспечивают их соблюдение, не приходится удивляться тому, что права собственности редко бывают эффективными (Норт, 1981). Но даже когда эффективные права собственности все же установлены, они обычно имеют такие черты, которые затрудняют контроль за их соблюдением. Эти черты связаны с наличием встроенных анти -стимулов или, в самом крайнем случае, таких условий обмена, которые провоцируют людей на нарушение обещаний, уклонение от ответственности, воровство или обман. Во многих случаях развиваются неформальные ограничения, призванные подавить подобные нежелательные проявления.
А в современном западном мире мы найдем массу примеров действительно работающих рынков, которые даже приближаются к неоклассическому идеалу. Но это исключение; придти к таким рынкам нелегко, и для этого требуются очень жесткие институциональные условия.
II
Значение институциональной теории для современного экономического анализа можно кратко сформулировать следующим образом:
1. Каждая экономическая (и политическая) модель соответствуют строго определенному набору институциональных ограничений. Эти наборы радикально отличаются друг от друга и во временном разрезе, и при сравнении экономик разных стран. Содержание каждой модели зависит от конкретных институтов, и во многих случаях модели весьма чувствительны к изменению институциональных ограничений.
Правильное представление об этих ограничениях имеет большое значение и для развития экономической теории, и для решения политических вопросов. Важно не только иметь хорошую модель, объясняющую положение дел в Бангладеш или в США в ХК веке, но и что гораздо важнее иметь модель, способную предсказать положение дел в развитой стране например, в Японии или даже в США в следующем году.
Еще более существенно то, что конкретные институциональные ограничения образуют то пространство, в рамках которого действуют организации, и_тем самым позволяют увидеть .взаимодействие между правилами игры и поведением "актё--ров". Если организации перечислим хотя ёы некоторые: фирмы, профсоюзы, фермерские ассоциации, комитеты Конгрсс-
са направляют свои усилия на непродуктивную деятельность это значит, что институциональные ограничения создали такую структуру стимулов, которая поощряет именно такую деятельность. Бедность в странах "третьего мира" царит потому, что институциональные ограничения в этих странах вознаграждают такие политические/экономические решения, которые не благоприятствуют продуктивной деятельности. Только сейчас в социалистических странах стали понимать, что именно базовая институциональная система этих стран является причиной плохого функционирования экономики, и поэтому пытаются взяться за задачу перестройки институциональной системы с целью создания новых стимулов, которые, в свою очередь, должны заставить организации вступить на путь роста продуктивности. А что касается "первого мира", то нам нужно не только понять значимость общей институциональной системы, которая обеспечивала и обеспечивает рост экономики, но и видеть последствия сегодняшних, непрерывно происходящих предельных изменений в этой системе не только для экономики в целом, но и для конкретных секторов и отраслей.
Нам давно известно, что структура налогов, акты государственного регулирования, судебные решения, законы и многие другие формальные ограничения определяют политику фирм, профсоюзов и иных организаций и, следовательно, определяют конкретные проявления экономического поведения; но знание этих обстоятельств до сих пор не сопровождается усилиями по теоретической разработке моделей политических/экономических процессов, которые приводят к этим результатам.
В зависимости от того, насколько содержание формальных институтов направлено сознательно или случайно на снижение "цены", которую платят люди, действуя в соответствии со своими убеждениями, настолько они (институты) создают свободу для индивида, позволяя делать выбор на основе своих идей и идеологий. Одно из главных последствий существования институтов состоит в существовании механизмов подобных системам голосования в демократических обществах или организационным структурам в иерархических системах, которые позволяют индивидам, выступающим в качестве агентов, выражать собственные взгляды и оказывать совершенно иное влияние на политические и иные процессы по сравнению с простой моделью группы интересов, столь характерной для экономической теории и теории общественного выбора.
4. Понимание того, как функционирует экономическая система, требует учета очень сложных, запутанных взаимосвязей между обществом и экономикой. Поэтому перед нами стоит задача разработать подлинную науку политической экономии. Взаимоотношения межцу обществом и экономикой определяются набором институциональных ограничений, которые, таким образом, определяют способ функционирования политической/экономической системы.
Дело не только в том, что общество устанавливает права собственности, определяющие базовую структуру стимулов экономической системы, и контролирует соблюдение этих прав, но и в том, что в современном мире самыми главными детерминантами функционирования экономики выступают доля ВНП, проходящая через руки государства, и всепро икающая, постоянно меняющаяся система государственного регулирования. Модель, которая могла бы быть полез-ой для изучения экономических явлений на макроуровне и да-
144
Часть 1ц
же на микроуровне, должна включать в себя институциональные ограничения. Например, современная макроэкономическая теория никогда не сможет решить стоящие перед ней проблемы пока ее представители не признают, что решения, принимаемые в рамках политического процесса, оказывают критически важное влияние на функционирование экономики. Хотя применительно к конкретным ситуациям мы уже стали признавать это обстоятельство, все хсе требуется гораздо более глубокая интеграция политических и экономических наук.
Это можно сделать только путем создания модели политико-экономического процесса, составными частями которой станут конкретные институты, связанные с этим процессом, и опирающаяся на них структура политического и экономического взаимодействия.
III
Включение институционального анализа в стс-гссическую теорию влечет за собой изменен;!
гг.пг"'с'1 чтрн тг^"пи. Но создание модели эк.:
чаботки целой теоретическг
Гмог
12
145
дтранству. Под действием этих же факторов направление движения может сменить знак (например, от стагнации к росту и наоборот) , но чаще это случается под влиянием изменений в обществе.
Можно более подробно проиллюстрировать проявления эффе-)ЯЗ зависимости от траектории предшествующего развития, если вернуться к сопоставлению "британско-североамериканского " и "испанско-латиноамериканского" путей развития, о которых мы уже писали в главе 11.