Ординалистский подход позволил, по словам Слуцкого, сформулировать полезность в виде чисто эмпирического понятия, связав эту функцию с движением цен и денежных доходов. Первой жертвой перехода к ординализму должна, отмечается в книге Стоимость и капитал, стать сама удельная полезность (см. с. 112). Конец предельной полезности? — такой вопрос был вынесен в заголовок статьи, помещенной за год до выхода в свет книги Хикса в журнале Экономика. Автор статьи Г. Бернарделли пытался спасти категорию предельной полезности, придав ей иное толкование.
Вслед за этим в журнале появилась заметка П. Самуэльсона, содержавшая критический анализ этих попыток. Заметка кончалась так: И я очень опасаюсь, что ответ на вопрос, поставленный господином Бернарделли, гласит: „Да".
В своих рассуждениях Хикс намеренно уклоняется от того использования функции полезности, демонстрирует возможность построения теории рыночного равновесия этой категории. Для теории совсем не безразличен юс о том, содержит ли она ненужные категории. Присутствие в теории элементов, не имеющих отношения к рассматриваемой проблеме, лишь затемняет суть дела.
Задачи, выдвигаемые Хиксом в книге Стоимость и капитал, охватывают гораздо более узкую сферу теоретического анализа, чем Принципы политической экономии Маршалла. Главная цель исследования состоит, как пишет автор, в том, чтобы вывести закон рыночного поведения, т. е. закон, определяющий реакцию потребителей на изменение рыночных условий. Анализируя характеристики кривых спроса, Хикс выявляет нереалистичность сходных постулатов Маршалла: нетрудно показать, например, что предположение о неизменной предельной помпезности денег фактически равносильно утверждению о том, что изменение дохода потребителя не оказывает влияния на размеры спроса, предъявляемого этим потребителем, на любые товары.
Тщательно избегая скомпрометированвых австрийской школой общетеоретических построений, автор Стоимости и капитала с самого начала выдвигает в центр своего исследования шее определенные и четкие рыночные категории — количество покупаемого товара, его цена, доход покупателя.
Изучение поведения изолированного потребителя — лишь первый шаг к изучению спроса, предъявляемого совокупностью покупателей. В ходе последующего изложения, однако, эта декларация не находит подтверждения: предполагается, по существу, что агрегирование сводится к механическому суммированию данных, относящихся к индивидуальным потребителям, а различные взаимодействия между ними (эффект демонстрации и т. п.) просто не рассматриваются. Да и сам способ, с помощью которого определяются склонности потребителей, представляется не слишком реалистичным: для каждого товара задается семейство кривых, которое может характеризовать предельные нормы замещения по отношению к любому другому товару.
Поэтому, несмотря на все усилия Хикса, пытающегося придать своему анализу большую конкретность, тесней связать его с возможными статистическими исследованиями, потребителей, как он и сам признавал впоследствии, никак нельзя считать реальными (хотя часто они могут выглядеть как реальные люди). Это,—по словам Хикса, — не живые люди, а идеальные образы. В рамках статичных моделей склонности индивидуальных потребителей предполагаются заданными наперед и не меняющимися на протяжении рассматриваемого периода (если все же допускается, что предпочтения могут меняться, тогда такие изменения, по определению, должны носить экзогенный характер, чаще всего их связывают с действием неэкономических факторов).
Закон спроса. В качестве основного средства анализа Хикс использует так называемые кривые безразличия. Аппарат кривых безразличия был предложен еще в конце XIX в. английским экономистом и статистиком Ф. Эджуортом.
По его мнению, такие кривые должны представлять геометрическое место точек, характеризующихся одинаковым уровнем полезности. Однако в концепция Эджуорта аппарат кривых безразличия играл сравнительно небольшую роль. Кривые безразличия использовались также известным итальянским экономистом В. Парето, причем трактовка этих кривых (поверхностей) в его работах существенно изменилась: Парето предложил видеть в них просто отражение неких заранее заданных вкусов и предпочтений потребителя.
Со времени публикации виги Стоимость и капитал такое разграничение широко используется в теоретических и прикладных экономических исследованиях. Алгебраические выражения, характеризующие изменение цен и эффект замещения, имеют противоположные яки: повышение цен всегда связано с сокращением, а ижение цен — с расширением спроса. Эффект дохода зависит от характера распределения Ходов и от сложившегося общественного стереотипа по-бления.
Если, например, приобретаемый товар относя к числу дешевых и низкокачественных, то значительное повышение реального дохода может привести к сокращению спроса на этот товар (отрицательный эффект дохода); если же, напротив, потребление этого товара ранее ограничивалось лишь вследствие недостаточности доходов, то с ростом количества денег у потребителя покупки данного товара могут расширяться (положительный эффект дохода). Поскольку же расходы на товар, выделенный на карте безразличия, составляют, по предположению Хикса, лишь небольшую часть общей суммы затрат, то и эффект дохода, в пределах данных рассуждении, должен быть сравнительно невелик.
В обычных условиях эффект замещения эффект дохода действуют в одном и том же направлении. Но в отдельных случаях может складываться ситуация, когда, во-первых, отрицательный эффект дохода выражен достаточно резко и, во-вторых, на данный товар затрачивается значительная часть всего дохода. Тогда отрицательный эффект дохода может одержать верх над эффектом замещения и вызвать парадоксальную на первый взгляд ситуацию, когда, скажем. снижение цены на товар влечет за собой сокращение спроса на этот товар (видимое нарушение общего закона спроса А. Маршалла) '. К числу таких ситуаций, в частности, относится упоминаемый еще А. Маршаллом парадокс Гиффена.
На основе анализа карт безразличия Хикс выводит кривые, раздельно характеризующие зависимость потребления от цен (price-consumption curve) и от дохода (inco-ше-consumption curve). Конфигурация этих кривых задается условиями равновесия — точками, в которых каждый раз бюджетные линии касаются соответствующих кривых безразличия. Кривые зависимости потребления от цен и дохода должны, по замыслу автора, выполнять роль некоего моста, соединяющего карты безразличия с анализом конкретных свойств рыночного спроса.
Выяснив зависимость потребления от цен, можно, например, составить впечатление об эластичности спроса по ценам, а зависимость потребления от дохода характеризует влияние эффекта дохода.
Однако уровень цены зависит не только от спроса, но и от предложения, а размеры производства на протяжении более или менее длительного периода в концепции Марi—Хикса непосредственно увязываются с издержка-производства. Условия равновесия в этой области во вгом схожи с соотношениями, формулируемыми в тео
• спроса: равенству между отношением цен и предель
нормой замещения соответствует здесь равенство еду отношением цен (на соответствующий фактор про-одства и готовый продукт) и предельной нормой тран-рмации, а место принципа убывающей предельной мы замещения занимает принцип убывающей произво-вльности факторов производства. К этому еще добав-вся предположение о том, что, начиная с некоторого ввпта, -средние издержки должны обнаружить тенден- к увеличению.
Взаимодействие между складывающимся рыночным "юсом и предложением товаров неизбежно влечет за собой изменения в структуре цен (что означает, при прочих равных условиях, изменение угла наклона касательной к ым безразличия), а это в свою очередь определяет.