сталкивается с проблемами морального и физического износа; кроме того ,развитие инф-
раструктуры недостаточно для решения задач экономического роста в будущем. Понадо
бится существенно увеличить инвестиции государства в эту отрасль ,чтобы ускорить эко
номический рост. Замедление экономического роста в период СССР в значительной степе
ни объясняется недостатком капиталовложений в развитие инфраструктуры.
Государственное регулирование
экономического роста
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует
рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стиму
лировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения фак
торов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокуп
ных расходов ,которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они пропо
ведуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования
капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использо
ваться для ограничения правительственных расходов и потребления ,с тем чтобы высокий
уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам , сторонники “экономики предложения” делают
упор на факторы ,повышающие производственный потенциал экономической системы. В
частности ,они призывают к снижению налогов как к средству ,стимулирующему сбереже-
ния и капиталовложения ,поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.На
пример ,снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи
от сбережений. Аналогичным образом ,если облагать подоходным налогом суммы ,идущие
на выплаты по процентам ,это приведет к ограничению потребления и стимулированию
сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление
в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого пред
ложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении
капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на
прибыли корпораций ,в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвес
тиции. Было бы правомерно сказать ,что кейнсианцы уделяют больше внимания краткос
рочным целям ,а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП ,воздействия на со
вокупные расходы. В отличие от них ,сторонники “экономики предложения” отдают пред
почтения долгосрочным перспективам ,делая упор на факторы ,обеспечивающие рост обще
ственного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощнос
тей.
3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные ме
тоды стимулирования экономического роста. Например ,некоторые ученые пропагандиру
ют индустриальную политику ,посредством которой правительство взяло бы на себя пря
мую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономи
ческого роста. Правительство могло бы принять меры ,ускоряющие развитие высокопроиз
водительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводитель
ных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаменталь
ные исследования и разработки ,стимулируя технический прогресс. Рост расходов на обра
зования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту произво
-4
дительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономи
ческого роста большинство экономистов едины в том ,что увеличение темпов экономичес
кого роста является весьма непростой задачей ,- капиталоемкость и склонность к сбереже
ниям нелегко поддаются мерам регулирования.
СССР ,как пример экстенсивного экономического роста
Все проблемы экстенсивного экономического роста были гиперболизированы в во всех
сферах экономики СССР. Типичной в этом отношении является девятая пятилетка (1791
1795 гг.) в нашей стране.Надо сказать ,что один процент прироста национального дохода в
9-ой пятилетке был получен путем увеличения объема основных производственных фондов