d9e5a92d

Экономика предложения


сталкивается с проблемами морального и физического износа; кроме того ,развитие инф-
раструктуры недостаточно для решения задач экономического роста в будущем. Понадо
бится существенно увеличить инвестиции государства в эту отрасль ,чтобы ускорить эко
номический рост. Замедление экономического роста в период СССР в значительной степе
ни объясняется недостатком капиталовложений в развитие инфраструктуры.
Государственное регулирование
экономического роста
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует
рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стиму
лировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения фак
торов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокуп
ных расходов ,которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они пропо
ведуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования
капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использо
ваться для ограничения правительственных расходов и потребления ,с тем чтобы высокий
уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам , сторонники “экономики предложения” делают
упор на факторы ,повышающие производственный потенциал экономической системы. В
частности ,они призывают к снижению налогов как к средству ,стимулирующему сбереже-
ния и капиталовложения ,поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск.На
пример ,снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи
от сбережений. Аналогичным образом ,если облагать подоходным налогом суммы ,идущие
на выплаты по процентам ,это приведет к ограничению потребления и стимулированию
сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление
в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого пред
ложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении
капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на
прибыли корпораций ,в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвес
тиции. Было бы правомерно сказать ,что кейнсианцы уделяют больше внимания краткос
рочным целям ,а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП ,воздействия на со
вокупные расходы. В отличие от них ,сторонники “экономики предложения” отдают пред
почтения долгосрочным перспективам ,делая упор на факторы ,обеспечивающие рост обще
ственного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощнос
тей.
3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные ме
тоды стимулирования экономического роста. Например ,некоторые ученые пропагандиру
ют индустриальную политику ,посредством которой правительство взяло бы на себя пря
мую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономи
ческого роста. Правительство могло бы принять меры ,ускоряющие развитие высокопроиз
водительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводитель
ных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаменталь
ные исследования и разработки ,стимулируя технический прогресс. Рост расходов на обра
зования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту произво

-4

дительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономи
ческого роста большинство экономистов едины в том ,что увеличение темпов экономичес
кого роста является весьма непростой задачей ,- капиталоемкость и склонность к сбереже
ниям нелегко поддаются мерам регулирования.

СССР ,как пример экстенсивного экономического роста
Все проблемы экстенсивного экономического роста были гиперболизированы в во всех
сферах экономики СССР. Типичной в этом отношении является девятая пятилетка (1791
1795 гг.) в нашей стране.Надо сказать ,что один процент прироста национального дохода в
9-ой пятилетке был получен путем увеличения объема основных производственных фондов


на 1.7% и величины стоимости материальных затрат на 1.2%. Каждый процент прироста
национального дохода на 1/5 достигался за счет увеличения численности и на 4/5 за счет по
вышения производительности их труда. Как видно ,в целом имел место затратный экономи
ческий рост.
Преодолеть затратный характер развития мешает отставание страны от среднего в миро
вой практике уровня использования сырьевых ресурсов. К этому надо прибавить большую
отсталость технологий ,изношенность производственного оборудования ,недостаточную
квалификацию многих работников. За 1986 -1990 гг. износ производственных основных фо
ндов возрос с 38-41%. Фактические сроки службы промышленного оборудования вдвое пре
вышают нормативные.
На хозяйственном развитие страны отрицательно сказываются диспропорции в размеще
нии сырьевой и топливно-энергетической базы. Подавляющая частьпромышленного произ
водства - более 2/3 - сосредоточены в Европейской части ,где имеется менее 1/3 всех природ
ных ресурсов. Добыча же топливно-сырьевых продуктов в районах Крайнего Севера и к вос
току от Урала ведет к их удорожанию в 1.5-2 раза. Стала падать добыча угля ,нефти ,желез
ной руды и других природных средств производства.
Если в США показатель фондоотдачи в целом за послевоенный период практически не из
менился ,то в СССР за последние 25 лет он упал почти в 2 раза. По оценкам западных эконо
мистов ,СССР тратил на производство каждой единицы продукции в 2-3 раза большее коли
чество энергии и сырья ,чем страны Западной Европы и США.
В 80-ые годы в нашей стране осложнилась и демографическая ситуация. У нас низка рож
даемость при сравнительно высокой смертности ,почти наполовину снизился прирост трудо
вых ресурсов. Страна впервые стала перед проблемой увеличения выпуска продукции без
всякого прироста трудовых ресурсов.

Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП
на душу населения. Он обеспечивает прирост производства ,используемый для решения вну
тренних и международных социально-экономических проблем.
2) Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы ,трудовые
ресурсы ,капитал ,технологии.
3) При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы ,до
стижения полной занятости ,которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление вре
менно ,т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий
год темп роста будет такой же.
4) При экстенсивном типе развития многие работнике не являются высококвалифицирован
ными
5) Экстенсивный путь развития носит застойный характер ,фактически нет технического
прогресса ,морально и физически изнашиваются производственные основные фонды ,снижа
ется фондовооруженность работников
6) Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной на
логовой политике и политике инвестирования
-5

Рассмотрев выше изложенные проблемы ,мы приходим к выводу ,что экстенсивный путь
давно исчерпал себя. В условиях новых ,еще развивающихся , экономические отношениях он
ведет только в тупик,не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объ
ективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на
путь интенсивного развития. Однако не следует забывать ,что экстенсивный путь дал почву
для рождения нового типа развития - интенсивного. Создав базис для развития новых эконо
мических отношений ,экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хо
зяйства всего мира.













































-6
Список используемой литературы
1) “Экономикс” ,том 1-ый,Кемпбелл Р. Макконнелл ,Стэнли Л. Брю ,М.,1992
2) “Экономика” ,том 2-ой ,П.Самуэльсон ,М.,1992
3) “Экономическая теория” ,Е.Ф.Борисов ,М.,1993
4) “Маркетинг” ,Дж.Р.Эванс ,Б.Берман ,М.,1990




















Содержание раздела