Кроме того, общество ответственно за уровень доходов р абот ников, занятых в общественном секторе эконом ики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жало ван ие) носят фикс ированны й характер. Обычно это дост игается законодате льным установлением минимального уровня , зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимально й зарплаты должен об еспечиват ь минимальный стандарт благосостояния. На Украине ее значение сейчас составляет около 74 грн.[8]
Пер ераспр ед еление доходов правительство осуществляет прямым и косвенным с пособами, включающ ими:
Изм енен ия в с истем е налогообложения и процентной ставк е таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство. Налоги определяют размер р еального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет размер потребляемой части дохода и, тем самым, величину действитель ного (эффективного) спроса.
Важным эл ементом государственного регулирования доходов явля ется определ ение и в ерхн его пред ела номи нальной зарплаты. Такой пр еде л должен препятствовать развертыванию инфля ционно й спирали цена зарплата Эта мера образует основной элемент политик и сд ерживания, означая на прак тик е замораживание зарплаты и цен (в противо положнос ть политике экспансии когда стимул иру ется рост доходо в нас ел ения). Политика сдержи вания ограничивает инфляц ионное превышен ие платежеспособного спроса над объемом реал изуемого совокуп ного предложен ия.
Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества прав ительство стремится, однако, избежат ь двух крайностей: форм ирования иждивенческ их настроений у малоимущих и подрыва у экономическ и активной части общества стремления к высокодоходной деятельности. (Более подробно это будет рассмотрено в следующей главе.)[15]
Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Всесторонняя система индексации сложилась в 60 70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США - на чуть более 10% нае мных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.[17]
Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры меж ду правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или ж е устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.
Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представля ет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на у довлетворение только главных физич еских потребностей и оплату основн ых услуг, причем в течение относительно короткого п ериода (б ез приобретения одежды, обу ви и других непродовольственных товаров).[6]
В основе применяемого на Украине физиологического минимума, так называемой потребительской корзины, лежит набор из основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста. Стоимость такой корзины в разных регионах нашей страны разная, но средняя стоимость, определенная Госкомстатом сейчас составляет в пределах 90 грн. [8]
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение соц иальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.
В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные пособия, не денежные формы помо щи (например , продовольственные талоны), дома для престарелых и др.[10;11]
3.2. Система социальной защиты и ее развитие
Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах.