d9e5a92d

Необходимые условия достижения указанных целей


С точки зрения психологического восприятия, естественно градуалистский подход воспринимается основной массой населения более спокойно и адекватно. Большинство общества – консервативно, поэтому резкие перемены пугают и вызывают неприязнь. При таком подходе государство, тратя достаточно значительные материальные ресурсы в ущерб непосредственно процессу экономического реформирования, вынужденно поддерживает на плаву тех, кто не может быстро приспособиться к изменению условий экономического существования. А это, в свою очередь, означает затягивание преобразований на многие годы, что может привести к усталости и апатии населения. Кроме того, ступенчатость, медлительность реформирования, и как практически неизбежное следствие противоречивость политики государства и существующих механизмов старой и новой системы, может оттолкнуть активных сторонников преобразований и привести к расколу самой политической элиты.

Проведение социальной политики в рамках градуализма означает не только значительное и достаточно продолжительное по времени расходование бюджетных средств, но и возникновение проблемы социальных конфликтов в обществе, в том числе вследствие неизбежного исчерпания, и так достаточно ограниченных, ресурсов государственной поддержки.
Шоковая терапия, что следует из самого названия, преследует цель осознанно вызвать шок в умах и настроениях. Шок способствует превращение социума в массу, которая управляема, и потому удобна для государства, которое стремится к полной управляемости общества для осуществления своих целей. Однако шок может вызвать либо реанимацию, либо смерть больного.

Отсюда очевиден факт того, что в условиях разной конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, государство обязано оказывать адресную помощь тем, кто не в состоянии самостоятельно пережить шок.
К сожалению, российское правительство при разработке стратегии социальной политики не в достаточной степени учитывает специфику проведении реальной социальной политики в условиях трансформационных процессов в нашей экономике.
Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ. В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

  1. достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
  2. обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  3. гарантия конституционных прав граждан в области труда социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
  4. переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
  5. нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного, возраста;
  6. существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Необходимыми условиями достижения указанных целей являются:

  1. Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства, повышения трудовой активности работников.
  2. Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налоговое законодательства, введение эффективного контроля над реальными доходами, получаемыми
    населением.
  3. Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.
  4. Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
  5. Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий.
  6. Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.
  7. Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.
<

p> К сожалению, заявленные приоритеты социальной политики, верные по сути, как и положено стратегическим задачам, являются слишком абстрактными для проведения конкретных мероприятий в этой сфере. Перенос задачи, разработки, механизма, функционирования социальной сферы в новых условий с федерального на региональный уровень и уровень местных органов власти, вряд ли способствует реализации даже правильно намеченных целей.
Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в планируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики,, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП. Необходимым условием этого является создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное становление и функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.


А.С. Желтякова


ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

г. Томск, Томский Политехнический Университет

С переходом к рыночным отношениям образование все более рассматривается населением как важный экономический ресурс, обеспечивающий самореализацию, социальную мобильность, материальное благосостояние.
В современной России престижность профессионального образования чрезвычайно высока. Стремление населения к получению образования отрадно свидетельствует о высокой ценности образования в массовом сознании современного российского общества. Однако общество сталкивается с такими серьезными проблемами как доступность, качество и эффективность образования.
Следует отметить, что если несколько лет назад обращение к платным услугам высшего образования было более тесно связано с уровнем благосостояния, то сейчас платные услуги в высшем образовании постепенно перерастают быть альтернативой бесплатным. Соответственно, развитие платности услуг высшего образования воспринимается населением как неизбежность. Обострение проблем образования в общественном сознании приводит к тому, что люди чаще всего полагают, что этот важный социально-экономический ресурс становится всё менее доступным.
В обществе складывается устойчивое мнение, что образование является выгодным и перспективным вкладом капитала. Это, в свою очередь, способствует росту престижа в обществе интеллектуальной собственности личности. Такие тенденции обуславливают рост потребности в расширении рынка образовательных услуг.

Следствием этого процесса является повышение требовательности и избирательности со стороны потребителей к ассортименту и качеству знаний. В связи с этим перед государством стоит задача создание такой системы оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.
Одним из наиболее важных аспектов для существования и развития вузов является ценообразование на рынке образовательных услуг. Очевидно, что ценообразование в сфере образовательных услуг должно базироваться на накопленном опыте установления цены на услуги. В настоящее время образовательные учреждения применяют различные методы ценообразования, такие как затратный метод, метод, ориентированный на конкурентов, метод единых и гибких цен, за рубежом известен новый метод человеческого капитала. Но практика ценообразования на рынке образовательных услуг, используемая в реальной действительности, иногда всё еще не соответствует рыночной экономике.

К тому же проблемы ценообразования на образовательные услуги являются одними из наиболее сложных и наименее разработанных в отечественной экономической науке.
Очевидно, что ценовая политика вузов должна базироваться на накопленном опыте установления цены на услуги. Но практика ценообразования на рынке образовательных услуг, используемая в реальной действительности, иногда все еще не соответствует рыночной экономике, вследствие чего возникают проблемы при формировании цены на образовательные услуги и правильно выбранного метода ценообразования.
Для того чтобы определить сущность процесса ценообразования в сфере образования необходимо выявить особенности образовательных услуг как товара, которые непосредственно влияют на ценовую политику вуза. Во-первых, спрос на образовательные услуги всегда индивидуален и предшествует их производству, то есть заранее подготовить услугу в том виде, в котором на нее существует спрос, практически невозможно. Во-вторых, спрос на образовательные услуги имеет высокую общественную значимость, поэтому государство финансирует ряд образовательных учреждений. В-третьих, потребитель, как правило, не имеет достоверной информации о качестве предлагаемой услуге и рассматривает ее цену как показатель качества и надежности.

Все эти особенности должны учитываться при формировании вузом цены на свои услуги.



Содержание раздела