С точки зрения психологического восприятия, естественно градуалистский подход воспринимается основной массой населения более спокойно и адекватно. Большинство общества – консервативно, поэтому резкие перемены пугают и вызывают неприязнь. При таком подходе государство, тратя достаточно значительные материальные ресурсы в ущерб непосредственно процессу экономического реформирования, вынужденно поддерживает на плаву тех, кто не может быстро приспособиться к изменению условий экономического существования. А это, в свою очередь, означает затягивание преобразований на многие годы, что может привести к усталости и апатии населения. Кроме того, ступенчатость, медлительность реформирования, и как практически неизбежное следствие противоречивость политики государства и существующих механизмов старой и новой системы, может оттолкнуть активных сторонников преобразований и привести к расколу самой политической элиты.
Проведение социальной политики в рамках градуализма означает не только значительное и достаточно продолжительное по времени расходование бюджетных средств, но и возникновение проблемы социальных конфликтов в обществе, в том числе вследствие неизбежного исчерпания, и так достаточно ограниченных, ресурсов государственной поддержки.
Шоковая терапия, что следует из самого названия, преследует цель осознанно вызвать шок в умах и настроениях. Шок способствует превращение социума в массу, которая управляема, и потому удобна для государства, которое стремится к полной управляемости общества для осуществления своих целей. Однако шок может вызвать либо реанимацию, либо смерть больного.
Отсюда очевиден факт того, что в условиях разной конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, государство обязано оказывать адресную помощь тем, кто не в состоянии самостоятельно пережить шок.
К сожалению, российское правительство при разработке стратегии социальной политики не в достаточной степени учитывает специфику проведении реальной социальной политики в условиях трансформационных процессов в нашей экономике.
Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ. В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:
Необходимыми условиями достижения указанных целей являются:
К сожалению, заявленные приоритеты социальной политики, верные по сути, как и положено стратегическим задачам, являются слишком абстрактными для проведения конкретных мероприятий в этой сфере. Перенос задачи, разработки, механизма, функционирования социальной сферы в новых условий с федерального на региональный уровень и уровень местных органов власти, вряд ли способствует реализации даже правильно намеченных целей.
Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в планируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики,, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП. Необходимым условием этого является создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное становление и функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.
А.С. Желтякова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
г. Томск, Томский Политехнический Университет
С переходом к рыночным отношениям образование все более рассматривается населением как важный экономический ресурс, обеспечивающий самореализацию, социальную мобильность, материальное благосостояние.
В современной России престижность профессионального образования чрезвычайно высока. Стремление населения к получению образования отрадно свидетельствует о высокой ценности образования в массовом сознании современного российского общества. Однако общество сталкивается с такими серьезными проблемами как доступность, качество и эффективность образования.
Следует отметить, что если несколько лет назад обращение к платным услугам высшего образования было более тесно связано с уровнем благосостояния, то сейчас платные услуги в высшем образовании постепенно перерастают быть альтернативой бесплатным. Соответственно, развитие платности услуг высшего образования воспринимается населением как неизбежность. Обострение проблем образования в общественном сознании приводит к тому, что люди чаще всего полагают, что этот важный социально-экономический ресурс становится всё менее доступным.
В обществе складывается устойчивое мнение, что образование является выгодным и перспективным вкладом капитала. Это, в свою очередь, способствует росту престижа в обществе интеллектуальной собственности личности. Такие тенденции обуславливают рост потребности в расширении рынка образовательных услуг.
Следствием этого процесса является повышение требовательности и избирательности со стороны потребителей к ассортименту и качеству знаний. В связи с этим перед государством стоит задача создание такой системы оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.
Одним из наиболее важных аспектов для существования и развития вузов является ценообразование на рынке образовательных услуг. Очевидно, что ценообразование в сфере образовательных услуг должно базироваться на накопленном опыте установления цены на услуги. В настоящее время образовательные учреждения применяют различные методы ценообразования, такие как затратный метод, метод, ориентированный на конкурентов, метод единых и гибких цен, за рубежом известен новый метод человеческого капитала. Но практика ценообразования на рынке образовательных услуг, используемая в реальной действительности, иногда всё еще не соответствует рыночной экономике.
К тому же проблемы ценообразования на образовательные услуги являются одними из наиболее сложных и наименее разработанных в отечественной экономической науке.
Очевидно, что ценовая политика вузов должна базироваться на накопленном опыте установления цены на услуги. Но практика ценообразования на рынке образовательных услуг, используемая в реальной действительности, иногда все еще не соответствует рыночной экономике, вследствие чего возникают проблемы при формировании цены на образовательные услуги и правильно выбранного метода ценообразования.
Для того чтобы определить сущность процесса ценообразования в сфере образования необходимо выявить особенности образовательных услуг как товара, которые непосредственно влияют на ценовую политику вуза. Во-первых, спрос на образовательные услуги всегда индивидуален и предшествует их производству, то есть заранее подготовить услугу в том виде, в котором на нее существует спрос, практически невозможно. Во-вторых, спрос на образовательные услуги имеет высокую общественную значимость, поэтому государство финансирует ряд образовательных учреждений. В-третьих, потребитель, как правило, не имеет достоверной информации о качестве предлагаемой услуге и рассматривает ее цену как показатель качества и надежности.
Все эти особенности должны учитываться при формировании вузом цены на свои услуги.