Маркетинговая деятельность в целях достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках должна осуществтаться в рамках выбираемой концепции. Такая концепция строится на определении потребностей реальных покупательских оценок ассортимента и качества товаров и признании необходимости приспособления производства и сбьгта к этим потребностям и оценкам, причем лучше и эффективнее, чем это делают конкуренты.
В истории развития рынка известны следующие этапы становления и эволюции концепции маркетинга: совершенствование производства; совершенствование товара;
интенсификация коммерческих усилий; маркетинг. Перечисленные этапы олицетворяют различные периоды в истории экономики (в основном американской) и социальные, экономические и политические перемены за последние годы. Общая тенденция развития — перенос акцента с производства товара на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя.
Концепция маркетинга — сравнительно новый в историческом смысле подход к организации предпринимательской деятельности. Она утверждает, что залогом достижения целей предприятия, фирмы являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами. Суть концепции маркетинга определяют с помощью выражений типа: «Отыщите потребности и удовлетворите их», «Производите то, что можете продать, вместо того, чтобы попытаться продать то, что можете произвести», «Любите клиента, а не товар» 1 и т.д.
Концепции интенсификации коммерческих усилий и маркетинга часто путают друг с другом. Поэтому Т.Левитт разграничивает их следующим образом. Коммерческие усилия по сбыту — это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг — забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и ряда факторов, ' связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблеьшем этого товара.
Объект основного внимания в концепции интенсификации коммерческих усилий — существующий товар фирмы. Обеспечение прибыльного сбыта требует напряженных коммерческих усилий и мер стимулирования. В концепции маркетинга главным объектом являются целевые клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Фирма интегрирует и координирует всю свою деятельность с расчетом на обеспечение удовлетворенности клиентов, получая прибыль именно благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности. По сути своей концепция маркетинга — это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности.
Концепция маркетинга отражает приверженность, фирмы теории суверенитета потребителя. Компания производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд. Концепцию маркетинга взяли на вооружение многие известные фирмы — корпорации «Проктер энд Гэмбл», ИБМ, «Эйвон», «Макдональдс». Эту концепцию чаще используют в своей практике фирмы, производящие товары широкого потребления, чем производители товаров производственного назначения. Данная концепция предпочтительна чаще для крупных, нежели мелких компаний. Многие фирмы заявляют о своей приверженности к концепции маркетинга, но на практике ее не применяют. Они ограничиваются формальными элементами маркетинга. Для превращения фирмы, ориентирующейся на сбыт, в компанию, нацеленную на удовлетворение потребностей рынка, требуется не один год напряженного труда.2
предмет, метод и задачи статистики; источники статистической информации; группировка и сводка материалов статистического наблюдения
Статистика изучает явления внешней рыночной среды в целях получения информации о всей их совокупности из выборки наблюдений из этой совокупности путем оценки, испытания, гипотез и т.д., т.е. статистика в своем предметном исследовании направлена на выявление сущности явления с • минимально достаточным количеством элементов, определяющих характер исследуемого в ряду подобных явлений. Для нахождения основы происходящего экономического явления применяют различные методы статистического анализа: регрессионный анализ, анализ структурных данных и временных рядов и т.д. Учебник «Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности» А.И. Харламова, О.Э. Башиной, В.Т. Бабурина и др. под ред. АА» Спирина, О.Э. Башиной (1994) рассматривает вопросы статистики и проведения статистического учета и анализа. Исследование данной проблематики проводится в учебниках: «Статистика труда» Н.М. Ереминой, В.П. Маршаловой (1988), «Курс социально-экономической статистики» под ред. проф. М.Г. Назарова (1985).
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией — одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
Термин «статистика» употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.
Статистикой также называют особую науку, т. е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.
Между статистической наукой и практикой существуют тесная связь и зависимость. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.
Статистика имеет многовековую историю. Ее возникновение и развитие были обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества и т.д. Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к V веку II тыс.до н.э. В Древнем Риме проводились цензы (учеты) свободных граждан и их имущества.
По мере развития общественного производства, роста внутренней и внешней торговли увеличивалась потребность в статистической информации. Это расширило сферу деятельности статистики, привело к совершенствованию ее приемов и методов.
Многообразная практика учетно-статистических работ стала, подвергаться теоретическим обобщениям. Началось формирование статистической науки.
Считается, что основы статистической науки заложены английским экономистом У.Петти (1623—1687). В связи с работами У.Петти «Политическая арифметика», «Разное о деньгах» и др. К.Маркс назвал его «в некотором роде изобретателем статистики». Последователи У.Петти образовали научное направление, получившее название «политическая арифметика».
Основоположником другого направления развития статистической науки признан немецкий ученый Г.Конринг (1606—1681), который разработал систему описания государственного устройства. Его последователь профессор философии и права Г.Ахенваль (1719—1772) впервые в Марбургском университете (1746) начал преподавать новую дисциплину, названную им статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государств. Государство-ведение нашло отражение и в ряде работ М.В. Ломоносова (1711—1765), в которых рассмотрение вопросов населения, природных богатств, финансов, торговли России иллюстрировалось статистическими данными. Это направление развития статистики получило название описательного.
Несколько позже профессор Геттингенского университета А.Шлицер (1736—1809) опроверг представление о том, что статистика должна лишь описывать политическое устройство государств. Предметом статистики, по А.Шлицеру, является все общество.
Дальнейшее развитие статистики осуществлялось многими учеными и практиками. Среди них отметим бельгийского статистика А.Кетле (1796—1874), внесшего значительный вклад в разработку теории устойчивости статистических показателей.
Математическое направление в статистике развивалось в работах Ф.Гальтона (1822—1911), К.Пирсона (1857—1936), В.Госсета (1876—1936), Р.Фишера (1890—1962), М.Митчела (1874—1948) и др. Так, К.Пирсон внес значительный вклад в разработку теории количественной оценки связи между явлениями. В.Госсет, писавший под псевдонимом Стьюдента, разработал теорию малой выборки. Р.Фишер развивал методы количественного ' анализа. М.Митчелу принадлежит идея «экономического барометра».
Представители математического направления в статистике считают основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной математики.
В развитии статистики видное место принадлежит представителям отечественной науки и практики. В эпоху Петра I в работах И.К. Кирилова (1689—1737) и В.Н. Татищева (1686—1750) статистика трактовалась преимущественно как описательная наука. Но уже со второй половины XIX в. на первый план выдвигается познавательное значение статистики. Так, B.C. Порошин (1809—1868) в работе «Критическое исследование об основах статистики» подчеркивал, что наука не может ограничиться лишь одним описанием. В книге И.И. Срезневского (1812—1880) «Опыт о предмете и элементах статистики и политической экономии» отмечено, что статистика в бездне случайностей отыскивает «нормальности».
Видный статистик Д.П. Журавский (1810—1856) в работе «Об источниках и употреблении статистических сведений» считал статистику наукой о «категорическом исчислении». В работах профессора Петербургского политехнического института А.А. Чупрова (1874—1926) статистика выступает как метод изучения массовых явлений природы и общества.
Профессор Петербургского университета Ю.Э. Янсон (1835-—1893) в работе «Теория статистики» назвал статистику общественной наукой. Этого взгляда на статистику придерживался и видный экономист А.И. Чупров (1842—1908), который в работе «Курс статистики» отмечал необходимость массового статистического исследования при помощи метода количественного наблюдения большого числа факторов для того, чтобы описать общественные явления, подметить законы и определить причины, их вызвавшие.
В работах известного ученого А.А. Кауфмана (1874—1919) излагается взгляд на статистику как «искусство измерения политических и социальных явлений».
Развитие статистики в России тесным образом связано с ' созданной после отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм.
Опыт развития статистики при советской власти обобщался в трудах В.И. Хотимского, B.C. Немчинова, В.Н. Старовского, Б.С. -Ястремского и других ученых.
Таким образом, история развития статистики показывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения вакоплеиг-юго человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизнью общества.
При подготовке управленческих и экономии ескгос кадров высшей квалыфикагрли для коммерческой деятельности 'их статистическое образование складывается из ряда учебных дисгщгтгт. Прежде всего — это общая теория статистики, являющаяся базовым курсом изучения как общепрофессгюнальной дгюгщглгты социсльно-экономгтеской статистики, так и проф-илируюгцгсс дисциплин: статистика коммерческой деятельности, статистические методы оценки и прогнозгуования рынка товаров и услуг и другие в зависимости от специапизации.