Налог на рекламу является одним из самых существенных по объему поступающих платежей и возникает у предприятий и граждан, осуществляющих расходы по рекламе собственной продукции, работ и услуг.
Рекламой считается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации.
К средствам распространения информации относятся печать (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники, отправления прямой печатной рекламы и другой печатной продукции), эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, радиовещание, световые газеты (бегущая строка, световая фиксированная строка), иллюстративно-изобразительные средства (щиты, вывески, афиши, календари, плакаты и т.п.), аудио- и видеозапись имуществ юридических и физических лиц и др.
Юридическое и физическое лицо, от имени которого осуществляется реклама, именуется рекламодателем.
Место, на котором размещается реклама, именуется рекламным носителем.
Юридическое или физическое лицо, осуществляющее изготовление рекламы по заявке рекламодателя, именуется рекламоизготовителем; размещающее рекламу на рекламных носителях —рекламорапространителем.
К рекламным услугам не относятся изготовление и распространение: информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины; объявлений органов государственной власти и управления, содержащих информацию, связанную с вьшонением возложенных на них функций; предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении производства работ, передвижений и т.д. в связи с особенностями данной территории или участка; прочих информационных сведений, объявлений, не содержащих характер рекламы.
Плательщиками налога на рекламу являются следующие рекламодатели:
- предприятия и организации независимо от. форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный или иной счет, а также иностранные юридические лица;
- физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность на территории города.
Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).
К расходам предприятия на рекламу относятся расходы на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.д.), разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.д.; рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению и т.д.); световую и иную наружную рекламу, на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино, видео-, диафильмов и др.; хранение и экспедирование рекламных материалов; оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при
экспонировании в витринах; проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.
Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческие цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.
Ставка налога на рекламу устанавливается в размере до 5% от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг у рекламодателя.
Налог на рекламу исчисляется исходя из установленной ставки налога и стоимости рекламных работ (услуг), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифов без налога на добавленную стоимость.
Стоимость рекламных работ и услуг, оплаченных в иностранной валюте, для исчисления налога на рекламу пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка России, действующему на момент совершения хозяйственной операции.
Если рекламодатель производит рекламные работы самостоятельно (изготавливает собственными силами иллюстративно-изобразительные и другие средства распространения рекламы и т. д.), то стоимость таких работ для целей налогообложения определяется исходя из фактически произведенных прямых (материальные затраты, затраты на заработную плату с отчислением в пенсионный фонд и на социальное страхование, амортизационные отчисления на полное восстановление оборудования, непосредственно используемого при изготовлении средств распространения рекламы, другие затраты) и косвенных, общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
Юридические лица, являющиеся рекламодателями, ежеквартально представляют налоговым органам по месту своего нахождения в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности, расчеты сумм налога, подлежащего перечислению в городской бюджет, согласно устанавливаемой форме.
Физические лица представляют налоговым органам расчет налога на рекламу за отчетный год одновременно с подачей декларации о фактически полученных доходах от предпринимательской деятельности, но не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Если налоговым органом в результате проверки расчетов будет установлено, что налог на рекламу подлежит взносу в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных сумм налога по результатам перерасчета производится в 10-дневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня начисляется по истечению срока, установленного для представления налогового расчета.
Излишне внесенная сумма налога на рекламу засчитывается в счет очередных платежей или возвращается плательщику налоговым органом в 10-дневный срок со дня получения его письменного заявления.
В целях правильности определения сумм налога на рекламу, подлежащих внесению в доход бюджета, плательщики ведут обособленный учет расходов по рекламе с выделением их на отдельном субсчете счетов по учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, отражают сумму налога на рекламу в общем составе расходов, исключаемых при исчислении подоходного налога.
Ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления сумм налога в бюджет возлагается на юридических и физических лиц, являющихся плательщиками налога на рекламу.
Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налога на рекламу осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной налоговой службе РФ» и Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Изучая вопросы, посвященные налоговой системе, необходимо отметить, что налог — это один из источников пополнения государственной казны и основная его
функция — регулирование экономики. Налог затрагивает интересы всех субъектов экономики. Поэтому необходимо было рассмотреть законодательно установленный порядок взимания налогов и особенное внимание уделить теме налогообложения местного уровня.