Нормы амортизации должны быть экономически обоснованы и направлены на своевременное возмещение основных фондов. При их расчете очень важно правильно определить экономически целесообразный срок службы основных фондов с учетом следующих факторов: долговечность основных фондов; моральный износ (первого и второго вида); перспективные планы технического перевооружения; баланс оборудования; возможности модернизации и капитального ремонта. В разных отраслях промышленности эти факторы могут иметь различное значение.
Предприятия могут применять метод ускоренной амортизации в отношении основных фондов, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширения экспорта продукции, в случаях, когда они заменяют изношенную и морально устаревшую технику (при этом нормативы согласовываются с государственными финансовыми органами).
Ускоренную амортизацию предприятия проводят на базе равномерного (линейного) метода ее начисления, когда утвержденная в установленном порядке норма амортизации на соответствующий инвентарный объект увеличивается, но не более чем в 2 раза.
Метод ускоренной амортизации, как правило, не распространяется на следующие виды машин, оборудования и транспортных средств:
- машины, оборудование и транспортные средства, нормативный срок которых составляет до 3 лет;
- отдельные виды оборудования самолетно-моторного парка, нормативный срок службы которых определяется в зависимости от количества часов работы самолетов и вертолетов;
- подвижной состав автомобильного транспорта, по которому начисления амортизации производятся по нормам, определяемым в процентах от стоимости автомашины, отнесенным к 1000 км фактического пробега;
- уникальная техника и оборудование, предназначенные для использования только при определенных видах испытаний и производства ограниченного количества видов конкретной продукции.
Для малых предприятий часто устанавливается льгота: они могут в первый год эксплуатации списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной (балансовой) стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет. На общих основаниях малые предприятия могут производить ускоренную амортизацию активной части основных фондов. Однако при прекращении деятельности малого предприятия до истечения 1 года сумма дополнительно начисленной амортизации подлежит восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли предприятия.
В российской экономике длительное время применялся (и сейчас еще применяется) равномерный (линейный) метод амортизации, т.е. каждый год в стоимость продукции включается одинаковая часть стоимости основных фондов ( 24.2.8)
где Фп — перенесенная часть стоимости (руб.);
На — норма амортизации (%);
Фп(б) — первоначальная стоимость основных фондов (руб.).
Такой метод расчета амортизации прост, нагляден и в определенной степени учитывает процесс переноса стоимости. Относительность учета переносимой стоимости обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, равномерный метод предполагает, что к завершению срока службы ликвидационная стоимость равна 0 (эта ликвидационная стоимость включает в себя стоимость реализации изношенных и снятых с производства основных фондов; обычно это определяется по цене металлолома).
Во-вторых, этот метод предусматривает равномерный износ основных фондов за весь срок службы. Но в течение срока службы бывают простои оборудования, его поломка и неполная загрузка за смену, т.е. в реальном производстве оборудование изнашивается неравномерно и стоимость основных фондов на продукцию переносится неравномерно.
Еще один недостаток равномерного метода — отсутствие учета морального износа основных фондов, который снижает стоимость изготавливаемых машин или уменьшает потребительную стоимость за счет введения в эксплуатацию новых, более эффективных машин и оборудования. Это обусловливает досрочное, т.е. до окончания нормативного срока амортизации, выбытие устаревшей техники и приводит к ее недоамортизации, величина котопой оппеделяется по (Ьоомуле:
где Н — недоамортизация основных фондов, выбывших ранее истечения амортизационного периода (руб.);
Фо — остаточная стоимость (руб.);
Рл — расходы, связанные с ликвидацией указанных основных фондов (руб.);
Фл — ликвидационная стоимость основных фондов (руб.).
Убытки от ликвидации не полностью амортизированных основных фондов (т.е. от недоамортизации) отражаются на результатах хозяйственной деятельности предприятий.
Кроме равномерного (линейного) в мировой практике применяются методы ускоренной (регрессивной) амортизации. Исторически эти методы в развитых странах возникли в военных отраслях производства, в совершенствовании которых было особенно заинтересовано государство. Затем ускоренная амортизация стала источником финансовых ресурсов для развития прогрессивных отраслей производства (например, электронной промышленности).
Методы ускоренной амортизации в течение первой половины нормативного срока службы основных фондов позволяют возместить до 60—75% их стоимости, а при использовании равномерного метода было бы возмещено только 50% стоимости основных фондов. Во вторую половину срока службы основных фондов величина амортизации уменьшается.
Среди методов ускоренной амортизации чаще всего за рубежом применяются метод по удвоенной норме и кумулятивный метод («метод суммы чисел»), использующий формулы арифметической прогрессии.
Кумулятивный метод характеризуется нелинейной зависимостью, и норма амортизации здесь — величина переменная, а не постоянная, как в равномерном методе. Рассчитывается норма амортизации путем деления числа лет (оставшихся до окончания амортизационного срока службы) на кумулятивное число, представляющее собой сумму членов арифметической прогрессии от 1 до 10 при сроке службы в 10 лет (55).
Нормы амортизации, рассчитанные по этому числу, будут равны:
в первый год (когда осталось 10 лет срока службы) 10: 55 • 100% = 18,18%;
во второй год (когда осталось 9 лет срока службы) 9 : 55 • 100% = 16,36% и т.д.
При использовании этого метода в первые 5 лет в фонде амортизации будет накоплено около 73% стоимости машин, а через 8 лет — уже 95%, в то время как при равномерном методе — только 80%. При необходимости заменить старую машину на новую при использовании кумулятивного метода недоамортизация составит 5%, а при использовании равномерного метода — 20%, т.е. потери стоимости по кумулятивному методу амортизации будут меньше. Сравнение равномерного и ускоренного методов амортизации приведено на 24.2.9.
На рисунке видно, что при моральном износе (который вызывает необходимость ранней замены действующих основных фондов и уменьшения срока службы до 7 лет) потери от недоамортизации при равномерном методе составят 37 тыс. руб., а при ускоренном (кумулятивный метод) — только 10 тыс. руб. Следовательно, хотя кумулятивный метод несколько сложнее равномерного, но экономически он более выгоден, особенно при учете морального износа.
В последнее время в развитых странах используется новый метод ускоренного списания стоимости машин — комбинация методов регрессивной и прогрессивной амортизации.