d9e5a92d

Коллектив предприятия выкупил имущество у завода-учредителя


автомобилей, деревянного бруса, паркетной доски и других изделий. На операциях, где не хватало мощностей, использовался трехсменный режим работы по графику без остановки оборудования в выходные дни.

Со всеми работниками, поступающими на предприятие, заключался контракт на 3 года с обязательным испытательным сроком в течение 3 мес. В контракте указывались основные экономические и административные меры воздействия за нарушения сторонами договора, несоблюдение правил внутреннего распорядка, техники безопасности, отказ работника от выполнения порученных работ.

В течение одного года предприятие значительно увеличило объем производства и собственный доход. Производительность труда повысилась почти в 3,5 раза, а реальная средняя заработная плата — более чем в 2,5 раза.

В дальнейшем коллектив предприятия выкупил имущество у завода-учредителя, приобрел новое деревообрабатывающее и литейное оборудование, ряд отделочных машин и механизмов.

Трудности, с которыми в первую очередь столкнулось предприятие «Скорость», — это недисциплинированность поставщиков и потребителей, проблема взаимных расчетов, сложности информационного и правового обеспечения, высокая стоимость оборудования и относительно небольшие суммы финансовых ресурсов, которыми оно располагало, дороговизна получения кредита.

Особенно тяжелое положение сложилось с поставками сырья, материалов и других производственных ресурсов, поскольку мелкие партии, которые требуются для небольших объемов производства, не представляют интереса для поставщиков. Естественно, что все эти трудности препятствуют эффективной деятельности малого предприятия.

В послевоенной Японии, где разрушенная экономика начала возрождаться путем образования миллионов мелких и мельчайших фирм, успешно работающие отдельные предприниматели вскоре становились совладельцами крупного капитала, вкладывая свой доход в акции фирмы-патрона. В 1950 г. 70% всего количества выпущенных в Японии акций принадлежала физическим (т.е. частным) лицам. Однако процесс концентрации производства и капитала привел к тому, что уже в 1993 г. частные лица владели всего 30% акций страны.1 По отношению к чистой прибыли корпораций доля дивидендов по акциям в 1991 г. составляла 10%, а по отношению к национальному доходу — 2,б%.2 Большая часть акций перешла, таким образом, в руки юридических лиц (фирм). Считается, что «снижение удельного веса акционеров — физических лиц — и высокая концентрация акций в руках юридических лиц представляет собой интернациональное явление и нет никаких признаков того, что эта тенденция будет ослабевать».3

Следовательно, можно считать, что эпоха расцвета крохотного индивидуально-частного бизнеса заканчивается. Очевидно, что в дальнейшем он сможет существовать не как основное, а как вспомогательное производственное предпринимательство. Это подтверждает и российский опыт.

Основной правительственный замысел развития индивидуального и малого предпринимательства в России в конце 80-х — начале 90-х гг. связывался главным образом с производственной сферой экономики, возможностью увеличения товарной массы на потребительском рынке, появлением массовых конкурентов крупным производителям продукции. Для этого законодательно создавались необходимые экономические условия для развития малого бизнеса: выдавались льготные кредиты, снижались налоги, а в первый год образования малые предприятия вовсе не платили налогов.

Спустя несколько лет стало ясно, что надежды, возлагавшиеся на малый бизнес, не оправдались. Из 624 тыс. зарегистрированных в середине 1993 г. малых предприятий в сфере производства удержались очень немногие, и их доля в промышленном производстве и строительстве составила менее 1 % — в основном они сосредоточились преимущественно в сфере торговли и посредничества.1

Вместе с тем неразвитость малого производственного предпринимательства отражает серьезные недостатки в структуре экономики страны, которые трудно исправить на основе перемещения и диверсификации крупного капитала. Насыщение рынка товарами мелких партий, развитие сферы производственно-технического и бытового обслуживания вблизи жилых массивов и дорожных магистралей — это сфера деятельности в основном малого предпринимательства.



Развитие малых городов, поселков, сел немыслимо без участия малых производственных предприятий. Их создание снижает социальную напряженность, возникающую в результате роста безработицы, в частности обусловленной научно-техническим прогрессом. Малые предприятия и создаваемые на их основе художественные и различные кустарные промыслы способствуют укреплению экономики небольших поселений, сглаживают различия между центром и провинцией, выравнивают интеллектуальный уровень и образ жизни населения.

Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения и полного исчезновения десятков тысяч сел и деревень, переселения десятков миллионов людей в крупные города, где создались хронические неразрешимые проблемы жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности.

Перед малыми предприятиями реально может ставиться задача не завоевания рынков путем вытеснения монополий, а заполнения «свободной ниши», образующейся в промежутках между товарной массой, поставляемой на рынок предприятиями-гигантами, в том числе и в небольших поселениях.

Вследствие того, что потребителей конкретных товаров на современных рынках, как правило, в сотни и тысячи раз больше, чем поставщиков, индивидуальные запросы каждого потребителя не могут быть удовлетворены. Крупные поставщики ориентируются в основном на усредненные стандарты и потребности, из которых выпадает масса неудовлетворенного или не полностью удовлетворенного розничного спроса. Это и есть «ниша» для малого предпринимательства.

Есть примеры, когда, заполняя пустующие рыночные «ниши», малые предприятия открывают колоссальный рынок сбыта и постепенно сами становятся гигантами производства. Такие примеры встречаются и в современной России. В частности, таганрогская фирма «Шельф», начав в 1990 г. со стартового капитала в 10 тыс. руб., взятого в кредит ее основателем, к 1993 г. имела 3 млн. руб. оборотных средств, а основные ее фонды составляли 900 млн. руб. (в ценах 1993 г.).

Свою деятельность фирма начала со строительства спортивных яхт, первую партию которых удалось выгодно реализовать в Болгарии. Затем фирма стала выступать в качестве посредника поставок оборудования для нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий Поволжья, Сибири, Татарстана. Фирма одновременно заключает договора с предприятиями-поставщиками и потребителями данного оборудования, отслеживает своевременность и комплексность его изготовления и организует отправку потребителю, получая за услуги 10% комиссионных.

В 1993 г. помимо строительства спортивных яхт и посредничества в области поставок оборудования фирма начала строительство в Таганроге завода по производству кирпича, соорудила физкультурно-оздоровительный комплекс, т.е. вышла из разряда малых. Уже через 2 года после создания фирма «Шельф» начала успешно конкурировать со средними и крупными предприятиями.2 Подобные примеры правильно выбранной «ниши» предпринимательской деятельности скорее являются исключением из правил. Большинству мелких фирм не удается выйти в разряд крупных — часто они или сливаются в более

крупные предприятия на основе долевого (акционерного) участия, или поглощаются крупным капиталом, или разоряются. Эти процессы характерны не только для России, но и для ФРГ, США, Англии и других стран.

Какие предприятия относятся к малым? Единого международного стандарта дифференциации предприятий на малые, средние и крупные не существует. Это зависит от конкретной ситуации, уровня развития и структуры экономики каждой страны.

В основном, главным критерием отнесения предприятия к одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики.

В России до 1995 г. в отраслях промышленности и строительства к малым предприятиям относились объекты со среднегодовой численностью работников до 200 человек, в науке — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы (транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство) — до 50 человек, в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы — до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, т.е. работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым на основании выделения того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

С 1996 г. к малым предприятиям в промышленности, строительстве и транспорте стали относить предприятия с численностью до 100 человек, в сельском хозяйстве — до 60, в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 30, в прочих отраслях — до 50 человек.

Эти изменения, а также мировая практика свидетельствуют о некой условности разделения предприятий по их размерам.

В Японии при разделении предприятий на группы в зависимости от их размеров помимо отраслевой дифференциации, как правило, используются 2 показателя: размер капитала (величина, аналогичная уставному капиталу в России) и численность персонала. Здесь большей частью проводится разделение предприятий на мелкие и средние. К последним в отраслях промышленности, транспорта, строительства, связи относятся предприятия с капиталом до 100 млн. иен (около 660 тыс. дол.) и численностью работающих до 300 человек; в оптовой торговле — соответственно до 30 млн. иен (около 200 тыс. дол.) и до 100 работающих; в розничной торговле и сфере услуг — до 10 млн. иен (около 66 тыс. дол.) и до 50 работающих. К малым в производственных отраслях относятся предприятия с численностью до 50 работающих, в торговле и сфере услуг — до 5 работающих.1



Содержание раздела