d9e5a92d

Холдинговые компании


Холдинговые компании

Подобные объединения образуются, когда одно акционерное общество овладевает контрольными пакетами акций других акционерных фирм в целях финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал.

Различают 2 типа холдингов:

1) чистый холдинг, т.е. получение компанией доходов посредством участия в акционерном капитале других фирм;

2) смешанный холдинг, когда холдинговая компания занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и одновременно в целях расширения сферы влияния организует новые зависимые фирмы и филиалы.

Компании чистого холдинга, как правило, возглавляются крупными банками. Во главе смешанного холдинга может находиться любое крупное объединение, преимущественно связанное с производством.

Естественно, эта классификация достаточно условна. Современный диверсифицированный концерн может быть холдингом по отношению к своим дочерним фирмам и филиалам и одновременно сам входить в качестве дочерней фирмы в состав более могущественного холдинга.

Гигантские холдинги могут контролировать финансовую деятельность сотен акционерных обществ, включая крупные концерны и банки. Их собственный капитал и активы при этом часто бывают в несколько раз меньше суммарного капитала дочерних фирм. Некоторые компании создаются с участием большой доли государственного капитала, что позволяет правительству контролировать и регулировать развитие отдельных важнейших отраслей экономики страны.

После распада СССР в России холдинги и другие объединения создавались главным образом не ради прибыли, а для сохранения прежних производственных связей и взаимопомощи, без которых не могли бы функционировать многие отрасли экономики. Перечисляя в распоряжение холдинга часть прибыли, предприятия получали взамен поддержку при заключении договоров на поставку сырья и материалов, топлива и других средств производства, а также помощь при организации сбыта своих изделий.

Имея свои банки или крупные суммы на счетах в других банках, холдинги предоставляют дочерним предприятиям льготные кредиты, оказывают помощь в вопросах технического перевооружения производства.

Так, АО «АСМ-холдинг», которое с 1992 по 1996 г, объединило 167 предприятий, в том числе десятки крупнейших автомобильных, тракторных и других машиностроительных заводов из всех стран СНГ, действовало на правах государственного органа. В составе АО образованы: инвестиционный Автобанк; коммерческий центр, решающий вопросы материально-технического обеспечения предприятий холдинга в масштабах всех стран на территории бывшего СССР; внешнеторговое общество; товарно-фондовая биржа;

аудиторская фирма; финансово-расчетный клиринговый центр с филиалами в ряде республик и другие научно-технические и коммерческие органы.

В кризисном 1992 г. при общем спаде производства в странах СНГ на 20—30% и более АО «АСМ-холдинг» удержало объемы производства на уровне 94% по отношению к 1991 г., что подтверждает эффективность его работы.

В целях сдерживания роста цен на конечную продукцию участники «АСМ-холдинг» в 1996 г. приняли решение о замораживании цен на комплектующие изделия при расчетах внутри холдинга.

Структура, подобная АО «АСМ-холдинг», характерна для финансово-промышленных групп (ФПГ), при формировании которых в качестве главной ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. При этом основным доходом деятельности банка, входящего в ФПГ, должны быть дивиденды от повышения эффективности работы предприятий, а не процент на кредит.

Холдинги, ФПГ и другие межотраслевые объединения с государственным капиталом могут получить статус независимого органа и руководствоваться в своей деятельности непосредственно законами или подчиняться Правительству РФ.

Механизмы образования холдинговых компаний, ФПГ, крупных диверсифицированных концернов на территории бывшего СССР существенно отличаются от механизма создания подобных хозяйственных структур в странах Запада.

Создание западных национальных и транснациональных корпораций (ТНК) начинается с удачной инициативы отдельных предпринимателей, которые в одиночку или объединившись на основе собственного и заемного капитала интенсивно наращивают свое состояние, захватывают крупные секторы производства, торговли, финансового оборота и начинают подавлять конкурентов, скупая их предприятия, торговые дома, долю банковского капитала, в результате чего и становятся корпорациями.



Примером подобной эволюции может служить итальянский концерн «Ферруци», основатель которого, являясь владельцем небольшой семейной фермы, начинал с мелкой торговли сельскохозяйственным сырьем, а затем наладил собственное производство строительных материалов, спрос на которые в послевоенные годы был высоким.

Через 15 лет «Ферруци» вышел на международные рынки, занимаясь строительством товарных складов, закупая морские суда для перевозки грузов из Америки в Европу и обратно, приобретая крупные земельные участки в США, Бразилии, Аргентине. Концерном были построены новые заводы и выкуплены активы действующих предприятий по производству химических и строительных материалов, лекарств, по выработке электроэнергии. Наряду с торговлей, которая остается основной сферой деятельности концерна, «Ферруци» охватил области страхования, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

В конце 80-х гг. «Ферруци» был уже диверсифицированным гигантом мирового уровня с годовым оборотом в 23 млрд долл. и занимал 14-е место среди крупнейших компаний Западной Европы. Его предприятия размещены во многих странах мира.1

Аналогичный путь развития прошла и одна из самых крупных южнокорейских компаний «ДЭУ», основатель и президент которой в 1967 г. начинал с капитала примерно 4000 долл. США. Уже к 1992 г. годовой объем продаж компании составил 19 млрд долл., и «ДЭУ» стала транснациональной компанией.

В разных странах и у себя в Корее «ДЭУ» производит морские суда и автомобили, тяжелые станки и роботы, средства связи и бытовые приборы, ткани и многие другие товары. Подобные примеры всегда вызывают желание установить причину такого успеха.

Ким У Джунг, основатель компании «ДЭУ», убежден, что такие высокие достижения были обусловлены его стремлением осуществить свою мечту: «Мечта — это движущая сила, которая изменяет жизнь, преобразовывает мир. Самая моя большая мечта — чтобы в памяти людей осталось имя Ким У Джунга, уважаемого бизнесмена... не богача, а человека, принесшего успех и счастье другим людям».2

Безусловно, личные мотивы предпринимателя играют важную роль, но объективные процессы сильнее субъективных. Роль и значение крупного капитала определяется условиями, в которых он возникает и действует, а не только пожеланиями отдельных лиц.

Успех одиночек все же не является всеобщим правилом. Сотни тысяч мелких предпринимателей порою прозябают или разоряются, и лишь единицы становятся гигантами, составляющими основу экономики всех индустриально развитых стран мира. На долю только транснациональных компаний в середине 80-х гг. приходилось свыше 1/3 промышленного производства, более 50% внешней торговли и около 80% патентов на новую технику и технологию в капиталистическом мире.1



Содержание раздела