d9e5a92d

Компоненты политического лидерства

Но, как хорошо известно, операционализация власти трудноуловимый процесс. Точно также трудно уловить операционализацию поведенческого лидерства.
Более того, не все отправления власти являются инстанциями лидерства. Власть, получаемая "раз и навсегда", не есть лидерство. Точно так же не является лидерством взаимное или последовательное влияние членов какого-либо комитета.

Лидерство предполагает продолжительное, а не просто случайное использование власти. Это означает, что лидерство обладает тенденцией к осуществлению его в контексте хорошо организованных групп. Это критически важно в таких образованиях, как государство, хотя, разумеется, не менее важно и в других институтах и даже (но только до определенного предела) в подлинно неформальных структурах2. Наконец, политическое лидерство есть особый тип власти в том смысле, что она осуществляется по широкому кругу вопросов и проблем.

Если многие из нас имеют власть над группой, причем достаточно длительно, то в результате они тоже могут стать лидерами, но политические лидеры осуществляют свою власть над сферой, включающей и себя международные дела, оборону, экономическое и социальное благосостояние граждан, даже культуру и [c.19] искусство. Конечно, диапазон и масштаб осуществления власти могут быть различны не только под влиянием окружающей обстановки, но и в силу личных соображений лидера.
Он может отказаться иметь дело со всеми вопросами жизни страны. Может быть, он (или она) чувствуют себя некомпетентными в той или иной области, либо не ощущают в них своей правоты.

Но в принципе политическое лидерство есть широкое понятие, которое может быть всеохватывающим: решения, принимаемые лидером, могут затрагивать любую сторону жизни общества.
Итак, политическое лидерство, безусловно, шире, чем любая другая форма лидерства, и по этой причине оно представляет собой особый род власти. Конечно, и здесь могут быть видоизменения. Нельзя ожидать, что характер политического лидерства будет одинаковым у разных лидеров, в разных странах, в разные исторические периоды. Но, несмотря на различия, политическое лидерство (об этом можно сказать с почти полной уверенностью) есть одна из самых высоких и всеохватывающих форм власти.

Власть это главная составляющая часть лидерства, которая должна быть тщательно изучена, чтобы мы смогли определить тот предел, до которого власть выявляется в лидерстве.

Компоненты политического лидерства


Давайте попробуем обозначить понятие лидерства несколько глубже и посмотреть, можно ли "разложить" власть лидерства на некоторое количество элементов. "Лидерство, пишет Р. Такер, есть указание направления (direction), которое, в конечном счете, нацелено на действие" 3. Но оно будет эффективным [c.20] и "реальным" только в том случае, если "указание" имеет смысл применительно к данной ситуации, к тому, что, так сказать, "требует" момент Вот почему Такер анализирует лидерство под углом зрения трех элементов, которые следуют друг за другом в его анализе, но не в реальных ситуациях. Вот эти три фазы "диагноз", "определение направления действия" и "мобилизация" тех, кто будет вовлечен в конкретную реализацию действий.

Наличие этих трех аспектов, определяющих цели и результаты лидерства, дает Такеру основание считать, что политическая активность может быть определена не в терминах власти, а в терминах лидерства: выше отмечалось, что правильнее рассматривать лидерство как подструктуру или особую форму власти. В лидерстве выявляются элементы (или фазы), соответствующие стадиям, проходя через которые требования (зарождающиеся или развернутые) или потребности (латентные или явные) преобразуются в направление действий.

В силу того, что лидерство, и особенно политическое лидерство, осуществляется в течение значительного периода, внутри группы и по широкому кругу проблем , стадии четко различимы.
"Диагноз" это та фаза, на протяжении которой лидер изучает ситуацию и оценивает, что, по его мнению, в ней неправильно и потому должно быть исправлено. Затем лидер разрабатывает направление действий, отвечающих разрешению проблем: в любом случае он приходит к выводу (часто основанному на советах) о том, какой ход событий был бы наиболее [c.21] желательным.

Но этот второй элемент недостаточен для того, чтобы определить наиболее значимое изменение. Оно может быть достигнуто только через мобилизацию.

Мобилизацию следует рассматривать в широком смысле слова: она понимается и как мобилизация лиц, находящихся в подчинении, непосредственном или опосредованном (например, через бюрократию), и как мобилизация всего населения, или по крайней мере, той его части, которая сможет повлиять на направление действий. Это может означать, что рядовые члены правящей партии всей душой поддерживают предложенные меры и в свою очередь действуют так, что и остальная часть населения тоже начинает оказывать поддержку.



Это может означать обращение к населению с призывами оказать существенную поддержку. Лидерство это всегда нечто большее, чем анализ ситуации и принятие решений, оно состоит также в воздействии на умы и энергию тех людей, которым предстоит сыграть свою роль в реализации действий.

Таким образом, "идеальное" лидерство всегда означает сочетание трех элементов, даже если формы этого сочетания меняются в широких пределах, в зависимости от ситуации.

Лидерство и среда


При изучении последовательных стадий процесса лидерства мы приходим к выводу, что действия лидеров напрямую связаны с реальной ситуацией. Действительно, лидерство не может быть оторвано от окружающей его среды.

Такова одна из главных причин того, почему так трудно оценить лидерство и еще труднее его измерить. В самом деле, мы увидим, что среда фигурирует в каждой стадии анализа. Исследуя различие между поведенческим и позиционным лидерством, мы ссылались на окружающую среду.

Именно она определяет как формальное положение лидера, так и действительную силу положения (а также и институтов) в конкретном контексте лидера.
В узком смысле слова, одно и то же положение не может быть в точности одинаковым во времени и пространстве. Скажем, полномочия президента США в 1990 и в 1890 гг. в принципе одинаковы, но в них появляется и нечто иное; сила и значение президентства также меняются.

Среда играет свою [c.22] роль в определении "власти" лидера, поскольку относительная сила различных политических актеров постоянно меняется с течением времени, либо в разных странах в один и тот же период времени. Относительная власть также включает роль политических лидеров других стран, в зависимости от обстоятельств усиливающую или ослабляющую власть отдельного внутреннего лидера Мы также видим, что среда является центральным моментом на каждом этапе, на которые "расчленяется" лидерство; диагноз есть изучение среды; определение направления действий означает учет среды и инструментов, имеющихся в распоряжении лидера; мобилизация населения требует знания расстановки сил в конкретном контексте и понимания того, как эти силы будут действовать, если их подтолкнуть в определенном направлении.
Принимая во внимание столь широкое влияние среды, делались попытки доказать, что лидерство вообще не имеет реального значения, а является эпифеноменом. Для подтверждения такого вывода прибегают к следующей аргументации: среда структурирует ситуацию, с которой лидер вынужден справиться и от которой он не может избавиться. Средства, находящиеся в руках лидера, также структурируют процесс реагирования и реализации; наконец, лидер часть среды; он не способен отделить себя от нее.

Лидер дышит определенным "воздухом", и это делает лидера постоянно зависимым от того, что среда предлагает, подсказывает и даже диктует.
Анализировать и обсуждать роль лидеров следует на основе сочетания интуитивных точек зрения и постепенно совершенствуемых эмпирических доказательств. В свою очередь получение этих доказательств требует развития сравнительного метода, который требует дальнейшего усовершенствования.

Поскольку в целом считается, что лидеры имеют решающее значение, каково бы ни было влияние среды, было бы разумно исследовать проблему их роли дальше, одновременно совершенствуя находящиеся в нашем распоряжении аналитические инструменты.
Разумеется, среда тоже оказывает решающее воздействие. Если мы хотим реально оценивать относительную значимость [c.23] лидеров, если мы хотим установить, кто есть лидер, а кто "просто" должностное лицо, мы можем это делать, осознав сложность проблем, с которыми приходится иметь дело лидеру.
Как ни странно, но легче сравнивать лидеров, когда ситуации, с которыми они имеют дело, разнятся лишь в незначительной мере. "Обычная" дискуссия о лидерах часто концентрируется на этих незначительных различиях. Но гораздо важнее сравнивать лидеров, которые осуществляют свою власть в весьма различающихся ситуациях, поскольку различия скажут нам гораздо больше о лидерах и их роли.
Концептуализация политического лидерства включает, таким образом, попытку более тщательной характеристики обстановки, с которой лидер имеет дело. Этот аспект лидер и обстановка, с которой он имеет дело пока остается малоизученным, частью потому, что он ставит сложные методологические проблемы, но также и потому, что изучение среды, как одного из главных путей для формирования оценки реальной силы лидеров, может показаться парадоксальным. Конечно, нельзя игнорировать личные качества лидеров. И нам еще далеко до удовлетворительного уровня познания этих качеств.

Усилия в этом направлении должны быть продолжены. Но столь же важной задачей является анализ и классификация различных типов ситуации. В целом те, кто изучали среду, стремились доказать, что лидеры мало что значат или что они взаимозаменяемы.

Те же, кто, напротив, хотят показать, что лидеры важны, стремятся в первую очередь сосредоточиться на психологических характеристиках. Но возникает опасная тенденция изучения одного и того же феномена в двух разных аналитических плоскостях, что не позволит получить удовлетворительного решения вопроса.

С другой стороны, совершенствуя методы сравнения различных ситуаций, мы получили возможность изучить относительный вклад лидеров не просто в конкретных случаях, а в целом.
Аргументация о том, что лидеры не имеют "никакого значения", базируется в основном на отсутствии удовлетворительных методов классификации ситуаций. Обвинение в "фальсификации" [c.24] истории встает непреодолимой преградой на пути любого вывода о значимости лидеров.

Совершенствуя методы сравнения различных ситуаций, вырабатывая их классификацию или типологию, мы получаем возможность более точно определять вклад и значение лидеров.
Необоснованная дихотомия между лидерами-"героями" и "просто" должностными лицами
Таков фон, который надо учесть, если мы хотим развивать изучение лидерства. Он подсказывает нам, что есть много "сортов" лидеров, и они должны быть классифицированы на основе множества переменных величин Уже стало общепринятым разделять лидеров на две большие группы, с точки зрения их влияния на общество: 1) "реальные" лидеры, лидеры-"герои" (или лидеры-"злодеи"); 2) "должностные лица", "менеджеры", обычные люди, которые почти не оказывают влияния на ход событии.
Подобная дихотомия преобладает в литературе по проблемам лидерства. Со времени Плутарха повелось считать, что только "герои", "великие люди" (или "великие злодеи") определяют ход истории.

При этом все соглашались, что очень мало можно сказать об огромном множестве лидеров, которые оставались анонимными или, в крайнем случае, удостаивались кратких биографий или оставили о себе память в виде автобиографий.
Лишь немногие исследователи осмеливались анализировать причины или основы этой дихотомии. Например, Р. Такер вроде бы признает как данность, что лидеры это либо "реальные" лидеры, либо менеджеры 4. Считается, что только лидеры выполняют функцию "постановки диагноза", "подготовки действий" и "мобилизации" Но ведь ясно, что по крайней мере две из этих функций могут быть выполнены и менеджерами применительно к любому решению.

Да и третья функция мобилизация тоже может быть осуществлена менеджерами, пусть в менее грандиозной манере, до того, чтобы обеспечить реализацию своих решений.
Дж. Мак Грегор Бернс в своей книге также разделяет [c.25] лидеров на две категории: преобразователи и дельцы 5. Правда, здесь неясно, куда отнести такую категорию, как "должностные лица". Видимо, с точки зрения Бернса, все лидеры либо "преобразователи", либо "дельцы".

Лидеры преобразователи, имеющие определенный взгляд на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений, лидеры дельцы, напротив, действуют "здесь и сейчас", фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. Несомненно, подобная классификация лидеров важна. Она соответствует различиям между ними, которые мы интуитивно ощущаем.

Правда, еще Парето разделял лидеров на "львов" и "лис", примерно по тем же признакам, что и Бернс.
Бернс также связывает "преобразующий" или "деловой" характер лидерства с ситуацией, в которой лидеры обретают себя. Институциональные и поведенческие характеристики также способствуют выявлению того или иного типа лидерства.

Лидерство, вытекающее из партийно-политической деятельности, приводит, по крайней мере в нормальных обстоятельствах, к "деловому" лидерству; лидерство, возникающее в революционных условиях, будет, напротив, "преобразующим". Интересно, что Бернс вообще противопоставляет революционное лидерство, как "преобразующее", партийному лидерству, как "деловому".
Хотя анализ Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничению между "реальными" лидерами и иными, все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что реальность гораздо богаче и ее нельзя "комфортно разместить" в двух категориях. Не принесет большой пользы деление на три категории, предложенное в свое время М. Вебером, который, скорее всего, имел в виду идеальные типы, чем их реально существующие категории.

Можно было бы согласиться с тем, что категория "преобразующего лидера" во многом отвечает понятию "харизматического лидера", в то время как "деловой" лидер вроде бы ощущается как близкий к "бюрократическому авторитету". А вот [c.26] понятие "традиционного" лидера остается вне поля зрения.

Берне не находит оснований для выделения этой категории в современном мире.

Почему взяла верх дихотомия


Почему Бернс и другие исследователи продолжают делить лидеров на две категории, в то время как внутри категории "лидеров-героев" и внутри категории "обычных" лидеров наблюдаются резкие отличия лидеров друг от друга? Ведь ясно, что Наполеон это не то же самое, что Гитлер, что Ленин не похож на Рузвельта. Точно также не все "деловые" лидеры похожи друг на друга: Дж.

Ф. Кеннеди или Брежнев это совсем не то же самое, что премьер-министры Франции или Греции 40-50-х годов.
Частично ответ на этот вопрос состоит в том, что политологи склонны делить все и вся на две или три категории (либеральное авторитарное, демократическое авторитарное, централизованное децентрализованное). Лишь постепенно стала утверждаться тенденция более многогранного понимания, хотя упрощенные классификации с трудом уходят из практики.

Политологии не следовало бы заимствовать свои методы из таких "предписывающих" дисциплин, как право, где естественно деление различных ситуаций по двум, трем или более категориям в надежде, что это деление окажется удовлетворительным в эмпирическом контексте.
Однако сохранение дихотомического подхода к изучению лидерства объясняется не только традициями политической науки. Оно вытекает из более широких соображений, в том числе нормативного характера.

Ведь и в исторической пауке есть деление па "великих людей" и "простых смертных". "Великий человек" может быть "хорошим" или "плохим", но все дело в том, что он оказывает больше влияния, чем остальные.
Таким образом, политология имела дело с традицией, которая отдавала лидерам "командные высоты" в объяснении событий. Такой подход был сотрясен до основания, когда появилась школа исследователей, заявивших, что "лидеры не имеют никакого значения".

Социологи и некоторые историки (в частности, историки социально-экономического направления) начали [c.27] отрицать лидеров. "Массы, а не лидер вот новый герой" 6. Между приверженцами двух направлений возникла своего рода холодная воина".
Утешением для представителей обеих направлений стало согласие с идеей, что, с одной стороны, существует несколько "великих" лидеров, а с другой стороны, масса "обычных" лидеров. Разумеется, никто не может полностью отрицать роли великих лидеров, которые возвышаются, подобно колоссам, над всей политической панорамой.
Но на практике легче изучать ситуации, когда нашими делами руководят "гномы". Социологи и политологи привычно концентрируют свое внимание на ситуациях, когда страны управляются лидерами более низкого ранга главами правительств и министрами.

И, поскольку только незначительное меньшинство политологов обладает необходимой смелостью, предпочтение было отдано тезису о том, что главную роль играют "силы, находящиеся внизу".
Разграничение между "героями" и "обычными лидерами" не есть просто результат сверхупрощения. Оно уходит глубокими корнями в общественную науку, особенно в политологию.

Но следует признать, что действительность гораздо сложнее; нужны такие модели и такие методы исследований, которые позволят более реалистично обрисовывать контуры лидерства.
Потребность изучать вариации в лидерстве на основе многомерности
Политическое лидерство состоит в действиях, направленных на изменение среды. Его специфический характер зависит, как я уже отмечал во введении, от комбинации трех аспектов: личностных черт лидеров; инструментов, которые они имеют в своем распоряжении; и ситуации, с которой они имеют дело. Ясно, что все эти три аспекта нуждаются в широком определении. Личностные черты лидеров включают не просто "личность" лидеров, но сумму элементов. которая "описывает" лидеров в конкретный момент.

Конечно, они включают элементы "личности", особенно энергичность, напористость, способность [c.28] быстро проникать в проблему; но они включают также другие аспекты, которые могут обычно быть определены как "социологические", например, изучение избирателей включает как социологические, так и психологические черты. Так что изучение социального происхождения и карьеры лидеров важный аспект изучения личностных элементов лидерства.
Столь же широко могут быть определены и инструменты, которые лидер имеет в своем распоряжении. Они включают группы, партии, бюрократию, суды и законодательные органы, в общем все, что может мешать или помогать действиям лидеров; сюда следует отнести и средства массовой информации, которые могут дать лидеру возможность более или менее непосредственного контакта с населением. Уровень институционализации (то есть, предел, до которого институты реально "действуют"), степень централизации или децентрализации системы и лояльность членов указанных структур должны быть включены в число тех элементов, которые существенны, если мы хотим провести реальную дифференциала) тех инструментов, которыми обладают лидеры
Инструменты это часть среды, они до определенного предела "данности". Но они могут быть организованы лидерами или сформированы ими. Наконец, они могут быть использованы таким образом, который лидеры считают более подходящим для достижения своих целей.

Таким образом, в узком смысле слова среда охватывает тот круг проблем, с которыми лидерам приходится сталкиваться и которые они хотят решить (или, по крайней мере, начать решать). Эти проблемы могут быть, крупными или ограниченными, они могут иметь отношение к преобразованиям общества, а могут быть связаны с ростом благополучия какого-то небольшого слоя; они могут влиять на существование всей нации. Но одинаково важны и те .проблемы, которые могут быть связаны с "объективными" условиями или с настроениями среди населения, например, высокая степень недовольства или низкий уровень интегрированности. Таким образом, лидеры имеют дело с состоянием, которое может быть "спокойным", а при наличии кризиса с разными уровнями его интенсивности и безотлагательности.

Типология конкретных ситуаций поэтому очень [c.29] обширна и разнообразна.
Даже беглый анализ личностных черт, инструментов и ситуаций не только показывает сложность природы политического лидерства, но и создает предпосылки реалистичного анализа на основе простых разграничении и, особенно, на базе двухсоставной или трехсоставной модели. Имеется много (даже бесконечно много) четко выраженных типов личностных характеристик, инструментов и ситуаций.

Из этого следует, что для строгого анализа должны быть намечены измерения, и на их основе станет возможно провести уравнения, которые дадут четкую картину реальности.
Политическое поведение редко (да, пожалуй, никогда) не бывает дихотомичным. Конечно, во многих случаях подход, основанный на дихотомии, имея эвристическую ценность на определенном отрезке времени, затем ограничивает или вообще обессмысливает анализ. Это особенно справедливо в случае политического лидерства не просто, потому, что существует много типов личностей и ситуаций (даже если до сих пор и не было дано их удовлетворительной классификации), но, может быть, скорее потому, что определение различий в воздействии лидерства зависит от сравнительной оценки ситуаций, с которыми лидерам приходится иметь дело. Чтобы знать, чего реально постигают руководители, действительно ли их деятельность эффективна или просто они "плывут" по поверхности событий, мы нуждаемся в том, чтобы точно оценить "знаменатель" нашего уравнения, а именно тип ситуаций, с которыми лидеры имеют дело.

Дав сравнительное описание ситуации и, конкретно, проанализировав ситуации в рамках множества измерений, мы получим возможность обогатить понимание лидерства и придти к более точной оценке вклада лидеров.
К общей классификации политического лидерства
Итак, сейчас мы можем начать классифицировать политическое лидерство. Какие аспекты лидерства следовало бы в первую очередь принять во внимание при выработке такой классификации? Прежние исследования часто ограничивали ее направленность. Схема анализа должна быть общей, чтобы охватить все [c.30] типы политического лидерства, но одновременно и детализированной, позволяющей провести четкие разграничения между политическими лидерами.

Какие критерии можно положить в основу определения таких измерений, которые имели бы универсальное применение?
Влияние лидеров как принципиальная основа классификации
Прежде чем классифицировать политических лидеров в соответствии с одним, двумя или множеством измерений, следует прояснить проблемы лидерства. Таких проблем много.

Приведу только три примера. Выше уже говорилось о противопоставлении "преобразующего" лидерства "деловому" лидерству.

Такая дихотомия соответствует реальному разграничению между лидерами, которые действуют "по-крупному", и теми, кто налаживает компромиссы между группами. Такое разграничение относится поэтому к целям и политическим шагам лидеров.



Содержание раздела