отказ государства от поддержки бесперспективных предприятий, неспособных снизить издержки производства и вписаться в рыночные структуры;
развитие работ по созданию и распространению технологий двойного назначения;
мероприятия по сохранению оборонного научно-технического потенциала должны сопровождаться мерами по конверсии оставшихся вне рамок оборонного комплекса предприятий;
реализация основных целей инвестиционной деятельности;
совершенствование законодательной и нормативной базы в области инвестиционной деятельности (прежде всего упорядочение налоговой системы) с целью создания оптимального инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов;
реструктуризация оборонного комплекса (проведение институциональных преобразований, направленных на совершенствование процессов конверсии и приватизации предприятий ОК и развитие его организационной структуры - создание казенных и государственных унитарных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, использование лизинга и военно-гражданской интеграции;
дальнейшее развитие системы государственного страхования частных инвестиций от коммерческих и некоммерческих рисков;
целевое использование прямых внебюджетных инвестиций, прежде всего кредитов коммерческих структур, международных финансовых структур (МБРР, ЕБРР), кредитных линий по межгосударственным соглашениям, международной помощи для проведения конверсии;
привлечение прямых внебюджетных инвестиций для создания совместных предприятий за счет операций на фондовом рынке.
разработка и внедрение методических рекомендаций по разработке инвестиционных проектов предприятий.
3. Разработаны концептуальные основы институциональных преобразований, предусматривающие следующие мероприятия:
3.1. Обоснование и реализация новых принципов акционирования и приватизации предприятий оборонного комплекса, предусматривающих следующие возможные схемы приватизации:
фискально-инвестиционную (предприятия продаются в соответствии с действующим законодательством);
выкуп в рассрочку с предпродажной подготовкой;
земельно-инвестиционную;
выпуск ценных бумаг (инвестиционно-приватизационный заем).
Предлагаемый механизм приватизации позволит сделать этот процесс управляемым со стороны государства.
3.2. Поиск путей рационального взаимодействия финансового и промышленного капиталов в рамках финансово-промышленных групп, задачами которых являются:
концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития отечественной экономики;
обеспечение финансовыми ресурсами НИОКР и ускорение научно-технического прогресса;
совершенствование конкурентоспособности продукции отечественных производителей и на этой основе повышение их экспортного потенциала;
осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности, реализация конверсии предприятий оборонного комплекса;
формирование оптимальных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.
Финансово-промышленные группы оборонного комплекса позволят решить задачи долгосрочного планирования, снизить издержки в производстве, повысить управляемость предприятиями оборонного комплекса и их инвестиционную привлекательность.
3.3. Развитие лизинговых отношений как формы инвестирования, достоинствами которой являются:
доступность приобретения эффективного, производительного и соответственно дорогостоящего оборудования для всех предприятий, независимо от их размеров и форм собственности без первоначальных капитальных вложений;
высокая гибкость, позволяющая оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры при закупке оборудования;
широкий спектр услуг и возможность заключения сложных, многоступенчатых сделок, что обеспечивает эффективную адаптацию объектов лизинга потребностям лизингополучателя;
фиксированные лизинговые платежи способствуют стабильности финансовых планов лизингополучателя и частично снижают последствия инфляционных процессов;
многочисленные налоговые преимущества.
3.4. Осуществление военно-гражданской интеграции в целях:
создания единой технологической базы страны, позволяющей в заданные сроки и минимальными затратами осуществлять переход с выпуска оборонной продукции на гражданскую и наоборот;
При оценке экономической эффективности инвестиционных проектов необходимо учитывать возможность экономических рисков - коммерческого, финансового, производственного, инвестиционного, рыночного.
4.3. Для оценки финансово-экономического состояния и производственной деятельности предприятия-автора инвестиционного проекта целесообразно осуществлять на основе метода системного анализа, предусматривающего: анализ процессов производства и реализации продукции, анализ трудовых ресурсов и фонда заработной платы, анализ основных производственных фондов, анализ технического уровня производства, анализ себестоимости продукции, анализ оборотных средств, анализ прибыли и рентабельности.
Кроме того, в диссертации получены следующие практически важные результаты:
1. На основе анализа состояния процесса инвестирования экономики и оборонного комплекса выявлены основные источники инвестиций и определено значение каждого.
2. Рассмотрены возможные схемы управления финансово-промышленными группами в современных условиях.
3. Определены основные характеристики лизинга, которые дают возможность использовать его как одну из форм инвестиций.
Практическая реализация основных положений диссертации, по мнению автора, будет способствовать совершенствованию инвестиционной деятельности в оборонном комплексе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ