В 1996г. на российском фондовом рынке действовало более 3500 лицензированных инвестиционных институтов.
Темпы развития рынка ценных бумаг в существенной мере определяются приоритетами проводимой финансовой политики: ограничение денежной массы в обращении, поисками неинфляционных источников финансирования государственного бюджета.
Ориентировочная структура финансовых посредников и инвестиционных институтов в России в 1993г. и 1996г. представлена в табл. 2. Возникновение в России таких коллективных инвесторов, как чековые инвестиционные фонды, непосредственно связано с чековой приватизацией. Специализированные чековые фонды создавались с целью аккумуляции приватизированных чеков и последующего приобретения на них акций приватизируемых предприятий на чековых аукционах.
В целях создания условий для эффективного использования сбережений граждан, привлечения инвесторов к инвестиционной деятельности, создания новых форм инвестирования и повышения эффективности инвестиционной политики в целом создаются паевые инвестиционные фондов (ПИФ).
Основным преимуществом паевых фондов является освобождение от корпоративных налогов, что повышает заинтересованность потенциальных инвесторов.
Таблица 2
Структура финансовых посредников и инвестиционных институтов в России (в %)
Инвестиционные институты |
1993 г. |
1996 г. |
Банки |
34,8 |
24,1 |
Инвестиционные институты (инвестиционные компании, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты, инвестиционные фонды открытого и закрытого типа) |
36,5 |
33,7 |
Чековые инвестиционные фонды |
10,2 |
3,4 |
Пенсионные фонды |
1,5 |
8,7 |
Страховые компании |
17,0 |
28,9 |
Кредитные союзы |
- |
1,2 |
К настоящему времени в основном создана нормативно-правовая база по организации паевых инвестиционных фондов. В 1996г. Федеральная комиссия по ценным бумагам выдала первые лицензии на доверительное управление имуществом паевых инвестиционных фондов.
Оценивая перспективы системы коллективных инвесторов в России необходимо отметить, что рынок корпоративных ценных бумаг не получил соответствующего развития. Главная причина - текущая экономическая ситуация.
Несмотря на снижение инфляции, ожидаемого роста производства в настоящее время не произошло, инвестиции продолжают снижаться, финансовое положение большинства предприятий остается неудовлетворительным, их структурная перестройка и обновление основного капитала парализованы, так что рассчитывать на получение доходов от акций этих предприятий не приходится. Также при наличии высокодоходного рынка государственных ценных бумаг трудно ожидать массового интереса инвесторов к рынку акций.
Кроме того, новые формы коллективного инвестирования в настоящее время еще не завоевали доверия населения. Разумеется, в этом сыграли свою роль и многочисленные скандалы с финансовыми пирамидами, и банковский кризис, и недостаточное регулирование этого сектора со стороны государства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схемы управления финансово-промышленными группами
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Основные характеристики лизинга
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анкета-запрос на финансирование инвестиционного проекта
1. Краткое название проекта |
|
2. Краткое описание проекта и цели финансирования |
|
3. Общий объем инвестиций в проект |
|
из них из собственных средств |
|
освоенный объем инвестиций |
|
Требуется на финансирование в объеме: |
|
в форме: кредита |
|
прямых инвестиций банка |
|
Срок возврата кредита/инвестиций |
|
при расчетной: 1) процентной ставке |
|
2) доли участия в прибылях |
|
4. Информация об авторе (операторе) проекта |
|
Юридический статус (этап приватизации) |
|
Основные учредители |
|
Размер уставного капитала |
|
Структура управления |
|
Краткая справка по руководителям |
|
(предыдущий опыт работы) |
|
Численность работников |
|
Являетесь ли Вы Клиентом банка |
|
Основные виды деятельности |
|
Объемы производства и реализации |
|
продукции (работ, услуг) |
|
Стоимость основных производственных фондов |
|
5. Характер проекта |
|
Новое строительство |
|
Расширение действующего производства |
|
Техническое перевооружение |
|
6. Что имеется по проекту |
|
6.1. Разрешительная документация на: |
|
(права собственности/аренды...): |
|
земельный участок |
|
здание (здания) |
|
на осуществление конкретного проекта |
|
6.2. Контракты/договора на: |
|
разработку проекта |
|
строительство нулевого цикла |
|
строительство/отделку |
|
поставку/пуско-наладку оборудования |
|
поставку сырья, полуфабрикатов |
|
кооперацию производства |
|
продажу продукции производства (услуг) |
|
6.3. Маркетинговое исследование, проведенное: |
|
своими силами |
|
профильным проектным институтом |
|
независимой маркетинговой фирмой |
|
а) внутреннего рынка |
|
б) внешнего рынка |
|
6.4. Технико-экономическое исследование/бизнес-план на уровне: |
|
исследования возможностей |
|
предварительного ТЭО |
|
полного ТЭО |
|
6.5. Поддержка органов власти: |
|
правительства РФ |
|
правительства республики/региона |
|
местных органов управления |
|
квоты/лицензии (если необходимо) |
|
6.6. Положительные заключения: |
|
санэпидемиологической службы |
|
экологической экспертизы |
|
организации, сертифицирующей продукцию |
|
7. Источники погашения кредита/возврата инвестиций: |
|
поступления от проекта |
|
поступления от иных видов деятельности |
|
займы |
|
8. Расчетный график погашения кредита/возврата |
|
инвестиций |
|
9. Предлагаемая доля кредитора/инвестора в доходах |
|
от продаж: |
|
в период погашения кредита |
|
в период возврата инвестиционных затрат |
|
в период последующей эксплуатации |
|
10. Обеспечение по возврату кредита/инвестиций |
|
гарантия правительства РФ/республик |
|
гарантия банка |
|
валютный депозит |
|
залог недвижимости/прав на нее |
|
залог ценных бумаг |
|
иные виды залога |
|
11. Готовы ли Вы перейти на обслуживание в банк: |
|
полностью |
|
частично |
|
только на время проекта |
Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта
I. Общие сведения о проекте и его исходные данные.
1. Цель проекта.
2. Основные параметры:
номенклатура продукции и услуг;
проектная мощность;
общая стоимость проекта;
сроки осуществления проекта;
потребность в финансировании.
3. Ориентация проекта (внутренний/внешний рынок).
4. Поддержка местных/высших органов власти.
5. Иные важные аспекты проекта (социальные, экологические).
II. Маркетинговые исследования.
1. Мотивация выбора данного вида товара/осуществления проекта:
общая характеристика мирового и внутреннего рынков сбыта товаров-аналогов (основные производители и потребители, динамика развития);
характеристика предполагаемых рынков сбыта (основные производители и потребители, годовой объем продаж (емкость рынка), динамика развития, свободные ниши);
прогноз продаж (по рынкам).
2. Состояние дел по рекламе и маркетингу товара на предполагаемых рынках сбыта:
осуществленные мероприятия по маркетингу, рекламные компании (кем подготовлены и проводились);
наличие рекламных и торговых агентов на рынках сбыта.
Программа маркетинга:
ее наличие;
сроки, тактические и стратегические задачи;
организация сбыта;
методы вхождения на рынок (за счет низкой цены, новизны товара, лучшего качества, лучшего сервиса и т.д.);
планируемые затраты;
наличие экспортных лицензий (квот);
наличие льгот (освобождение от обязательных продаж части экспортной выручки на рубли, экспортных пошлин и др.);
оценка доходов от продаж.
III. Общая техническая характеристика проекта.
1. Проектная мощность предприятия:
базовые данные, характеризующие производственные мощности предприятия, его технологические возможности;
динамика освоения мощностей предприятия.
2. Особенности производства:
уровень компьютеризации, автоматизации и механизации основных технологических процессов и производств;
вредность производства и его степень влияния на окружающую среду;
узкие места.
3. Местонахождение и площадка:
юридические права на владение земельным участком и прочей недвижимостью;
расчет стоимости земельного участка.
4. Технологии:
статус прав Оператора на используемые технологии (собственные или купленные, своей разработки или лицензионные, патентованные) и наличие заключенных договоров (контрактов на использование привлеченных технологий);
их новизна и апробированность в других проектах в России или за рубежом.
5. Оборудование:
используемое отечественное и иностранное оборудование, его уровень относительно мировых стандартов, его технологическая совместимость с закупаемым по проекту;
его новизна и апробированность в других проектах в России или за рубежом;
ответственные за установку, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию согласно контрактам-договорам.
6. Энергоресурсы.
потребляемые энергоресурсы и фактическая обеспеченность ими;
надежность обеспечения (долгосрочные договора с производителями и поставщиками);
использование энергосистем, соответствие их технических характеристик требуемым по проекту.