d9e5a92d

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

Этот подход позволяет этапы эскизно-технического проектирования, разработки документации экспериментальных образцов и т.п. Выполнять с малыми затратами, практически без финансирования.
4. Интеллектуальная собственность. Необходимо каждую разработку, часть разработки превращать в товар, завершать документированием в виде конструкторско-технологической документации в соответствии с гост, патентов, программных продуктов и т.п.

Это дает возможность получать прибыль с интеллектуальной собственности, продавая ее фирмам-производителям подобного товара, не переходя к процессу производства.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

Любое предприятие функционирует в определенных условиях, на результаты его деятельности оказывают влияние различные факторы. Многообразие предлагаемых товаров и услуг, стремительное развитие технологий, расширение конкуренции, высокая требовательность потребителя таковы характеристики внешней среды, чрезвычайно изменчивой и малопредсказуемой, в которой сегодня существует предприятие.

Игнорирование хотя бы одного из перечисленных факторов ведет к вытеснению на периферию рынка. Однако успех компании немыслим без учета и внутренних факторов: важны не только приоритеты потребителей, но и запросы работающих, не только стремление получить максимальную прибыль, но и интересы тех, чьими руками она создается.
Предпринимательство нельзя рассматривать исключительно как экономический феномен: экономическое и социальное в нем тесно связаны. Движимый стремлением получить прибыль, предприниматель находит новые пути соединения факторов производства, производит продукцию (экономическое), а в процессе трудовой деятельности воспроизводятся условия жизнедеятельности людей и общественные отношения (социальное). Практика подтверждает, что отсталость, недоразвитие социального компонента на предприятии может тормозить достижение лучших экономических результатов.

Отсюда можно выявить закономерность: экономический рост способствует достижению социальных целей, и в свою очередь, зависит от эффективного использования социальных факторов. Причем это справедливо не только для микро, но и для макроуровня.
На Западе за последние десятилетия (в России - в последние годы) существенно изменились требования, предъявляемые бизнесу обществом, оно ждет от него повышения социальной ответственности. Для бизнеса адаптироваться к изменившимся реалиям означает дополнение перечня традиционных целей, обусловленных конкуренцией, новыми, связанными с удовлетворением конкретных общественных потребностей: в частности, расширение занятости, охрана окружающей среды, устранение дискриминации в труде.

По сути, возникла новая система деловых ценностей, которые корпорации, намеревающиеся улучшить свой имидж в глазах общества, добровольно разделяют.
Добровольная помощь обществу со стороны бизнеса мотивируется, прежде всего тем, что в обществе, более благополучном с социальной точки зрения, гораздо благоприятнее и условия для предпринимательской деятельности. В обществе складывается привлекательный образ данной компании, что при прочих равных условиях дает существенное преимущество в конкурентной борьбе на рынке. Кроме того, партнерство работодателя и наемного работника способствует повышению производительности труда и выпуску конкурентоспособного товара.[1]
Модель социально ответственного бизнеса консолидирует общество, обеспечивая его сплоченность, выступая новой формой солидарности. Возникнув на базе неолиберальной идеи самоограничения свободы предпринимательства в целях достижения социального мира, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и повышения мотивации труда, социальная ответственность бизнеса стала основой социально ориентированной экономики. Она интегрирует в единую систему социальные функции государства, социальные цели и механизмы повышения эффективности деятельности предприятий, территориальную социальную политику местных органов власти, увеличивая эффективность функционирования экономики как на макро -, так и на микроуровне.

Важная особенность этой системы заключается в том, что конечные цели хозяйствования подчиняются интересам не только собственников средств производства, но также и других граждан.
В условиях социально ориентированной экономики государство берет на себя такие важные для рынка функции, как формирование потребительского спроса, обеспечение прямого и опосредованного госзаказа и, самое главное, условий для конкуренции и предотвращения кризисов и конфликтов.[2] Для производства социальная направленность связана прежде всего с объективным возрастанием роли социальных факторов. Когда последние превращаются в основной источник и импульс экономического развития, работник не может рассматриваться лишь как средство максимизации экономического эффекта. Изменение баланса экономических и социальных факторов общественного развития в пользу социальных детерминант, обретение последними роли основного импульса экономического развития, имеет двойственную природу.

С одной стороны, это следствие эволюции социального государства, с другой - результат научно-технического прогресса.
Именно изменение роли человека на производстве является определяющим в ответе на вопрос о зависимости социальной ориентации экономики от уровня технического развития и государственного вмешательства. Модель социалистической экономики в СССР наглядно продемонстрировала, что само по себе вмешательство государства в производственные отношения, передача на предприятия ряда важных социально защитных функций без рыночных механизмов мотивации работника не дает должного результата.

И это при том, что в СССР технология мотивации к труду за счет психологических факторов была доведена до совершенства: энтузиазм первых пятилеток, участие в субботниках, стахановское движение, соцсоревнование. Однако результаты соцсоревнования в рамках простого труда не сравнимы с продуктивностью высокотехнологичного индустриального производства.

Станок с ЧПУ в десятки раз эффективнее любого квалифицированного токаря или фрезеровщика; угольный комбайн в сотни раз эффективнее любого стахановца; а экскаватор в тысячи раз эффективнее энтузиаста с лопатой и тачкой.
Система стимулирования в капиталистических странах (кстати, и в бывшем СССР) построена на социально-психологических способах групповой мотивации и действует преимущественно, если не исключительно, в рамках коллективного труда. Индивидуальная мотивация к труду в постиндустриальном обществе определяется непосредственно социальными стимулами, отражающими социально-психологические характеристики общества в целом и его отдельных страт.
В пореформерменое время России предприниматели считали главным в своей социальной активности предоставление разовой благотворительной помощи. Фактически бесплатно получив в ходе приватизации крупные предприятия, значительная их часть забыла, что новая собственность создавалась трудом многих тысяч людей и что вместе с имуществом в их руках оказалась судьба работающих там людей. В условиях, когда более трети населения остается за чертой бедности, складывается впечатление, что большинство россиян работают на обогащение узкого слоя (10%) своих сограждан.[3]
Что включает в себя понятие социальная ответственность бизнеса? Помимо соблюдения законов, выплаты налогов, создания рабочих мест, это еще и определенные обязательства перед обществом.

Можно выделить ряд принципов, основываясь на которые строится корпоративная социальная политика. Это:
-взаимосвязь социальных задач предприятия и социальной политики государства;
-баланс интересов работодателя, акционеров и наемных работников;
-сочетание экономических стимулов и социальных гарантий;
-долевое участие предприятия и работников в оплате всего комплекса социальных услуг;
-строгий контроль над реализацией социальной политики со стороны органов управления предприятия.
Состояние отечественной экономики не позволяет государству обеспечить достойную социальную защиту всему населению, поэтому роль бизнеса в решении данной проблемы трудно переоценить. Многие предприниматели уже сегодня воспринимают социальную сферу как новый и выгодный сегмент рынка, где они могут действовать оперативнее и эффективнее, чем государство.
Потенциал современного бизнеса достаточно высок, чтобы оказывать мощное воздействие на социальную политику вообще и определение направлений социально-экономического развития страны в частности. Налаживание сотрудничества между властью и бизнесом требование времени.

Социальная ответственность предпринимателей своеобразный мостик, облегчающий нахождение взаимопонимания. Власть и бизнес участники единого процесса.

Даже если бизнес не дает ни копейки на местные, региональные и федеральные социальные программы, он изначально выполняет социальные обязанности, обеспечивая рабочие места, мотивацию, переподготовку и повышение квалификации работника, создавая условия, по крайней мере не ухудшающие здоровье человека во время рабочего процесса.
Таким образом, усиление внимания к проблеме социальной ответственности бизнеса со стороны отечественных политиков, ученых, практиков, общественности не случайно. С цивилизованным' предпринимателем как фигурой во многом зависит становление социально ориентированной рыночной экономики.
Применительно к России социальная ответственность бизнеса имеет давнюю историю (хотя сам термин относительно молод): деятельность лучших представителей дореволюционного предпринимательства, воспринимавших свой бизнес не только и даже не столько как источник наживы, а как миссию, возложенную на них Богом, вызывает гордость и уважение. Рассматривая свое богатство как данное Всевышним в пользование, за которое придется нести ответ, они стремились оправдать свои усилия в глазах общества.

Недаром благотворительность и меценатство приобрели широкое распространение в предпринимательских кругах.
Так, к началу XX в., например, только в Москве насчитывалось 628 богоугодных заведений: школы, приюты, богадельни, столовые, ночлежные дома и т. д., 80% из которых содержались за счёт частных благотворителей. Мамонтовы, Прохоровы, Бахрушины, Морозовы не забыты во многом благодаря их, выражаясь современным языком, социальным инициативам, а попросту - добрым делам.


Что касается нашего времени, то можно отметить, что в последние годы становится все больше примеров социально ответственного поведения отечественного бизнеса
Одной из наиболее ярких его социальных инициатив является запуск программ по подготовке и повышению квалификации кадров. Большинство крупных предприятий обучают специалистов за счет собственных средств и только для внутреннего потребления. Средние и средне - крупные предприятия возобновляют сотрудничество с ПТУ.

Система подкрепляется проведением конкурсов для молодежи: победители могут получить не просто работу, но и долгосрочные контракты, предусматривающие, в том числе, и карьерный рост, и социальный пакет.
В социальные пакеты, предоставляемые предприятиями, входит, как правило, организация питания сотрудников, дополнительное медицинское страхование (заключение договоров на медицинское обслуживание с учреждениями здравоохранения и т.п.). Есть также пока немногочисленные примеры участия предприятий в кредитовании жилищного строительства для работников, в том числе с использованием ипотеки.
Получают распространение так называемые ярмарки социальных проектов, где представителям деловых кругов предлагается набор социальных инициатив, одобренных и поддержанных на муниципальном и региональном уровне. Их финансирование осуществляется из двух источников: из местных или региональных бюджетов и за счет благотворительности или спонсорской помощи. Значительную роль играет инициатива и добровольная помощь, личное участие в социальных проектах частных лиц членов общественных объединений.

Таким образом, муниципальные и региональные власти не только формируют социальный заказ в целях решения тех или иных социально значимых проблем, но и фактически обеспечивают синергетический эффект, объединяя усилия власти, бизнеса и граждан.
Все более актуальным становится внедрение социальных технологий, позволяющих, с одной стороны, определить приоритеты социальных инициатив, с другой - контролировать расходование выделенных средств.
Сегодня чаще всего предлагается передать деньги в тот или иной фонд. Но получить отчет о его деятельности весьма проблематично. Это, естественно, вызывает сомнения в прозрачности и обоснованности распределения средств.

Тем более что многие отечественные благотворительные фонды (особенно получившие экономические льготы от государства) в последнее время дискредитировали себя. Поэтому бизнес пока больше заинтересован в прямом финансировании конкретных социальных проектов с получением отчетов по итогам работы.
В то же время опыт развитых стран показывает, что именно фонды и благотворительные организации в состоянии действительно эффективно выявлять социальные приоритеты и реализовывать соответствующие программы.
Разумеется, бизнес заинтересован в обратной связи с обществом и признании значимости его социальной работы, что является неотъемлемой частью возможного социального договора. Признание профессиональных достижений, благодарность за общественно полезные дела - веками оправдавший себя механизм социального регулирования и стимулирования социальной деятельности бизнеса.
Инвестируя в человечески капитал, работодатель преследует прагматические цели повышения эффективности производства. Но для того чтобы бизнес стал социально ответственным необходимо, чтобы и общество, и государство были социально ответственными.
Список использованной литературы.
1.Кушпов В. Социальная ответственность бизнеса как компонент рыночной экономики // Человек и труд. - 2004. - 2. С. 68.
2.Калашников С. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство // Человек и труд. 2003. - 9. - С. 46.
3.Кушпов В. Приоритеты корпоративной социальной политики // Человек и труд. 2004. - 4. - С. 37.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Важнейшим условием формирования и развития рыночной экономики является грамотно проводимая инвестиционная политика, осуществляемая на всех уровнях управления: федеральном, региональном, организационном. Особое влияние инвестиционная политика оказывает на развитие регионов и хозяйствующих субъектов. По уровню инвестиционной привлекательности принято разделять регионы-доноры, играющие основную роль в формировании федерального бюджета, и регионы с низким уровнем привлекательности.

В связи с отсутствием собственных финансовых средств, большинство хозяйствующих субъектов обеих групп нуждаются в инвестициях. Для успешного развития предприятий нужны инвестиции, обеспечивающие конкурентные преимущества, дающие экономическую, коммерческую, бюджетную и социальную эффективность.
Фундаментальные исследования инвестиционной деятельности были проведены Д.М.Кейнсом, Г.Касселем, К.Р.Макконеллом, С.Л.Брю, А.Селезневым, Н.Д.Хайманом, А.Шпитгофом, по мнению которых важнейшим фактором экономического развития является накопление капитала. Экономисты Д.Миль, А.Смит, Т.Мальтус, А.Маршал придерживались мнения, что денежный рынок гарантирует равенство сбережений и инвестиций.

Также исследование различных аспектов инвестирования нашло отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых: Л.Абалкина, А.В.Аникина, Н.Д.Гуськовой, С.А.Далина, С.М.Меньшикова, М.И.Турган-Барановского, В.М.Усоскина, К.Викселя, Дж.Гэлбрейта, Р.Н.Холта, С.Б.Барнеса и других. Под воздействием их взглядов формировались современные теории экономического роста, концепции и стратегии инвестирования на макро- и микроуровнях российской экономики с учетом ее национальной специфики.
Для регулирования инвестиционных процессов в России, необходимо рассмотреть следующие составляющие инвестиционной политики: эффективность использования источников инвестирования, пути активизации инвестиционной деятельности, совершенствование законодательной базы в области организации инвестиционной деятельности. Несмотря на то, что проблемам инвестирования уделяется большое внимание, вопросы оценки инвестиционной привлекательности предприятий, формирования условий, обеспечивающих их эффективную инвестиционную деятельность, недостаточно изучены.
Главной целью настоящей статьи является анализ методических подходов и инструментов, а также практических рекомендаций по совершенствованию механизма привлечения инвестиционных ресурсов на промышленные предприятия (на примере Самарской области).
Активизация инвестиционной деятельности является одним из важнейших условий развития производства и формирования социально ориентированной рыночной экономики. Мировой опыт показал, что формирование производственного потенциала, развитие социальной сферы и других областей жизни общества непосредственно связаны с грамотно проводимой инвестиционной политикой государства, созданием эффективных механизмов инвестирования.

Многие западные и российские ученые внесли свой вклад в создание современной теории экономического развития. Особое внимание они уделяли необходимости государственного регулирования инвестиционной деятельности, проблемам формирования источников инвестиционных ресурсов и их эффективному использованию.

В настоящее время необходимо не только расширять инвестиционные ресурсы, но и сделать российскую экономику более восприимчивой к инвестициям, особенно на уровне предприятий.
Экономическая сущность инвестиций предполагает осуществление операций по эффективному вложению средств. Их целью является поиск путей реализации инвестиционных стратегий, направленных на решение следующего комплекса задач: обеспечение экономического роста, достижение финансовой устойчивости, максимизация прибыли, минимизация рисков при вложении средств, снижение сроков реализации инвестиционных проектов.
Инвестиционная политика это способ воздействия на процесс, охватывающий вложение средств в различные объекты, и обеспечение эффективности данных вложений. Исследование подтвердило, что основными источниками инвестиций являются: часть прибыли, направляемая на развитие производства; амортизационные отчисления; банковские кредиты; налоговые кредиты; эмиссия внутренних ценных бумаг; лизинг; иностранные инвестиции; эмиссия ценных бумаг на международный рынок; репатриирование капитала; помощь финансовых организаций и межправительственные кредиты; взнос средств в уставный капитал.

Самым важным источником формирования инвестиционных ресурсов предприятия традиционно являются амортизационные отчисления и прибыль, а наибольшую роль играют безвозмездные финансовые вложения и взносы в уставный капитал.
Руководство предприятий ответственно относится к появлению новых собственников, в то же время, если инвестор становится акционером, он более заинтересован в хозяйственной деятельности, ориентированной на прибыль. Если инвестором является предприятие, выпускающее аналогичный вид продукции, товаров, услуг (рассматривается вариант слияния), роль инвестиций возрастает.
При принятии проектного решения инвестор руководствуется принципами срочности, возвратности, платности ресурсов. Положительным моментом является предложение автора рассмотреть данные принципы через призму стоп-факторов, которые заключаются в оценке негативного влияния конкретного фактора риска: проект экологически опасен; убыточность текущей деятельности на протяжении последних лет; потенциальное предприятие находится в состоянии или под угрозой банкротства, арбитражного или судебного разбирательства; недостаток собственных средств у хозяйствующего субъекта; отсутствие прогнозируемого сбыта продукции; отсутствие надежной управленческой команды. Учет стоп-факторов, снижающий риск инвестора, предполагает сочетание полученной информации из источников средств массовой информации и представленной предприятием бухгалтерской отчетности с распределением баллов и определением их суммарного значения, на основании которого формируется вывод об участии в проекте.

При наличии критических значений указанных факторов инвестирование не осуществляется.
Как показал анализ, в 2000-2004 гг. в России незначительные вложения были сделаны в электроэнергетику, лесное хозяйство, легкую промышленность и управление. Приоритетными направлениями инвестирования явились топливная и пищевая промышленность.

В условиях недостатка финансовых ресурсов субъекты Российской Федерации проявляют все больше инициативы по привлечению иностранного капитала. Основными инструментами при этом являются: разработка собственных программ внешнеэкономического и инвестиционного сотрудничества, включающих презентации конкретных проектов и направление их для оценки в специализированные международные информационно-консалтинговые группы и агентства, проведение специализированных "дней" в странах потенциальных партнерах, заключение рамочных соглашений о сотрудничестве, создание специализированных банков данных.
Важной составляющей механизма управления инвестициями является государственное регулирование инвестиционной деятельности. Государство регулирует инвестиционную деятельность по следующим ключевым направлениям: правовое, управленческое, финансово-кредитное, организационно-производственное, социально-экономическое. Правовой аспект решения государством проблем инвестирования призван формировать благоприятные, законодательно закрепленные условия и гарантии успешной инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Управленческий аспект реализует функции постановки задач и разработки определенных программ, стимулирующих инвестиционную деятельность предприятий.

Финансово-кредитное регулирование направлено на формирование источников финансирования, осуществление контроля за использованием средств. Организационно-производственное государственное регулирование предполагает обеспечение проведения мероприятий в установленные сроки с последующим жестким контролем.

Социально-экономическое регулирование предусматривает определение целей общества, членов социальных групп при реализации инвестиционных проектов и программ.
Как показывает мировой опыт, приоритетным направлением инвестиционной политики является сфера инвестирования, которая позволяет добиться быстрой окупаемости вложений и одновременно обусловливает возникновение потребностей в развитии сопряженных производств. Привлечение капитальных вложений в Самарскую область должно быть ориентировано на модернизацию предприятий и освоение передовых технологий в создании конкурентоспособных производств, что будет способствовать росту экономического потенциала области.

Реформирование российской экономики невозможно без разработки и реализации инвестиционной стратегии.
На основе проведенного нами анализа современного состояния инвестиционной деятельности в России, разработан алгоритм определения приоритетных направлений капитальных вложений в хозяйствующие субъекты: на первом этапе выявляется значимость инвестиций и отрасли с наибольшей численностью предприятий, на втором этапе осуществляется определение предприятий, нуждающихся в инвестициях, на третьем - путем тендерного метода отбирается предприятие, удостоенное права на получение инвестиций. В соответствии с предложенным алгоритмом, проведено исследование состояния инвестиционной активности промышленных предприятий в Самарской области (2000-2004 гг.).



Содержание раздела