d9e5a92d

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Одной из особенностей развития бизнеса в России в последнее время стало появление специфических организаций, включающих несколько российских юридических лиц, иногда в сочетании с иностранными компаниями.
Эти организации (их активное формирование началось около пяти лет назад) соединяют черты малого предприятия (МП) и многопрофильных компаний, что позволяет их называть малыми многопрофильными корпорациями (ММК). Их возникновение отражает сложность и противоречивость современной экономической ситуации.

И хотя они несут отпечаток нестабильности, но временами демонстрируют впечатляющие успехи.
Отнести их к сектору малого бизнеса позволяют следующие признаки:
-численность работающих не превышает 100 человек;
-организации действуют, как правило, в рамках одного города или области, т.е. имеют достаточно локальные ресурсные и сбытовые рынки;
-материнская компания чаще всего сама является малым предприятием, поэтому ММК обладает ограниченными финансовыми ресурсами;
-владельцы материнской компании руководят ею и одновременно работают менеджерами части подразделений, таким образом, сохраняется единство владения и управления;
-поскольку численность персонала невелика, а на работу часто принимаются родственники и знакомые, то во многом сохраняется неформальный характер отношений собственников и работников.
Вместе с тем ММК нельзя в полной мере назвать малым предприятием. Схожесть данного образования с большими корпорациями заключается в том, что в его структуру входит материнская компания и ряд подразделений, которые обычно различны по направлениям своей деятельности.

Материнская компания владеет долевыми паями подразделений, что сближает названные организации с холдингами.
На сегодняшний день данная форма организации производства имеет свои преимущества. Во-первых, продукты и услуги, производимые и реализуемые подразделениями ММК весьма разнородны, а значит, фирма функционирует сразу на многих, совершенно различных рынках. Это позволяет с меньшими потерями переживать сезонные колебания, так как в структуре, как правило, существуют бизнесы, находящиеся в противофазе по сезонности продукта. Во-вторых, переход к иной деятельности позволяет в некоторых случаях ликвидировать неудачные направления.

Разработка новых проектов дает также возможность привлечь дополнительный капитал. При хроническом дефиците оборотных средств такие вливания "подкармливают" уже существующие направления и тем самым решают многие финансовые проблемы.
Еще одним преимуществом данной организации является совместное использование несколькими направлениями офиса, его оборудования, охраны и т.п., что значительно снижает удельный вес постоянных затрат в себестоимости.
Новые направления деятельности ММК (их обилие характерная черта таких фирм) в большинстве случаев возникают не как следствие маркетинговых исследований или заранее разработанного плана, а благодаря появлению новых идей (или возможностей) у руководителей и сотрудников.
Серьезных расчетов экономической эффективности обычно не проводится. В основном осуществляется прикидка предполагаемых затрат и выручки на подготовительной стадии, а также при ликвидации неудавшегося проекта, когда необходимо распределить убытки среди участников.

В большинстве случаев относительно глубокий анализ проводится, когда речь идет о привлечении внешнего инвестирования и предприниматели не рассматривают методический аппарат такого анализа как средство ответа на собственные вопросы.

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Стабильное и эффективное функционирование любого государства невозможно без обеспечения его экономической безопасности. Под экономической безопасностью понимается такое сочетание экономических условий и факторов, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе развитие национальной экономики, приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и сохранение целостности государства, успешное противостояние влиянию внутренних и внешних угроз.
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она служит гарантом суверенитета страны, последовательной реализации национально-государственных интересов как на внутреннем, так и на международном уровне.

Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Рассматривая внутреннюю структуру экономической безопасности, необходимо выделить ее основные элементы. К числу жизненно важных интересов личности, общества и государства относятся поддержание экономической независимости, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, достойный уровень жизни населения и возможность его сохранения, развитие научно-технического потенциала страны, сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных связей.

Экономическая безопасность достигается проведением единой государственной политики в области экономики, системой мер, адекватных реальным и потенциальным угрозам.
В настоящее время перед Российской Федерацией стоит целый комплекс нерешенных социально-экономических проблем, угрожающих экономической безопасности страны. Наиболее остро стоят проблемы значительной имущественной дифференциации населения и высокого уровня бедности, безработицы, деформированности структуры российской экономики, неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализации хозяйственной деятельности.

Немаловажную роль в решении всех этих проблем должно сыграть формирование широкого и жизнеспособного сектора малого бизнеса.
В последние десятилетия набирает силу общемировая тенденция развития малого бизнеса, превращения его в важнейшее звено полноценной рыночной экономики. Заметное усиление позиций малого предпринимательства характерно не только для промышленно развитых государств.

Экономические успехи многих постсоциалистических стран Восточной Европы и Прибалтики в значительной степени связаны с быстрыми темпами возрождения малых форм хозяйствования, увеличением их численности и расширением масштабов деятельности.
Хотя лицо любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Существенная роль малого предпринимательства определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные ниши, способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики.

Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.
Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики. Однако субъектам малого предпринимательства свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов, сложность получения внешнего финансирования и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Именно эти объективные трудности объясняют необходимость государственной поддержки малого бизнеса.
Рассмотрим состояние малого предпринимательства в России с позиций обеспечения экономической безопасности. Поначалу число российских малых предприятий и индивидуальных предпринимателей было весьма небольшим, но в первой половине 1990-х гг. оно росло очень быстро. Новые фирмы заполнили крупные ниши в постсоветской экономике, особенно в сфере розничной торговли и услуг. Так, количество официально зарегистрированных малых предприятий с 1991 г. по 1993г. выросло с 268 тыс. до 865 тыс. (здесь не учитываются данные по индивидуальным предпринимателям и крестьянским фермерским хозяйствам), а среднесписочная численность занятых с 5,4 млн. до 8,6 млн. человек.

Доля малых предприятий в формировании ВВП повысилась за этот период с 11,3% до 15,5%. Пиком увеличения численности малых предприятий стал 1995 г., когда их количество достигло 897 тыс.[1] В дальнейшем число малых предприятий так и не превысило этой рекордной отметки.
Несмотря на наблюдаемый в течение пяти лет устойчивый рост российской экономики, статистические показатели не позволяют пока говорить о преодолении стагнации сектора малого бизнеса. В то же время, было бы нелепо отрицать позитивную динамику в развитии отечественного малого предпринимательства. На начало 2004 г. в России действовало 890,9 тыс. малых предприятий, что на 8,6% выше прошлогоднего показателя, но практически соответствует уровню 1999 г. Учитывая 4,6 млн. предпринимателей без образования юридического лица и 264 тыс. крестьянских фермерских хозяйств, к малому бизнесу в нашей стране официально относятся почти 5,8 млн. хозяйствующих субъектов.[2] Много это или мало?

Вопрос непростой. Принципиальные различия в определении малого предпринимательства в России и в других странах делают невозможными строгие межстрановые сопоставления рассматриваемого сектора экономики.

Именно этим объясняется существование среди отечественных специалистов диаметрально противоположных точек зрения на степень развитости российского сектора малого бизнеса по сравнению с западными странами. Отсутствие достоверных сопоставимых данных позволяет некоторым манипулировать цифрами для обоснования своих взглядов, давать завышенные или заниженные оценки развития малого предпринимательства в России.


Наиболее масштабный анализ роли и места российских малых и средних предприятий в 2002 г. проведен Ресурсным центром малого предпринимательства на основе статистических данных и экспертных оценок. Полученные результаты стали довольно неожиданными для многих относительные показатели российского сектора малых и средних предприятий оказались близки аналогичным европейским и американским показателям.

В целом, вклад предприятий с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий России составляет: доля в общей численности предприятий 93,4%; доля в общей занятости 45,2%; доля в общем объеме выручки (доля рынка) 39,3%.[3] Малые и средние предприятия 19 стран Западной Европы, по данным Европейского обозрения малых и средних предприятий за 2003 г., составляя 99,8% от общего количества предприятий, обеспечивают 69,7% общей занятости и 56,7% общей суммы продаж.[4] Однако российская экономика более монополизирована и значение в ней средних и крупных предприятий гораздо более весомо. Так, если в европейских странах таких предприятий только 1,2%, в США 1,1%, то в России 31,6%.[3,4]
Структура занятости свидетельствует, что на данный момент проблема обеспечения рабочими местами решается за счет крупных предприятий (с численностью занятых более 250 чел.), где трудится 54,8% от общего числа занятых. При этом хозяйствующие субъекты, которых в Европе относят к малым и микропредприятиям, обеспечивают занятость лишь на 21,7%.[3] То есть отечественный сектор малого бизнеса еще не играет той социальной роли, которую он выполняет в экономически развитых странах в области занятости и повышения уровня жизни населения.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе малая инновационная деятельность, развиваются незначительно.
По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между российскими регионами, а его потенциал в развитии региональной экономики задействован неравномерно. Например, количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей в целом по стране на 1 января 2004 г. достигло 613,7 ед.

По субъектам Российской Федерации этот показатель варьируется от 58,2 ед. в Дагестане до 1928,8 ед. в Санкт-Петербурге. Вообще, Москва и Санкт-Петербург по уровню развития малого бизнеса разительно отличаются от всей остальной страны, существенно улучшая общероссийскую статистику. Так, в данных по малым предприятиям доля указанных городов в среднесписочной численности работников составляет 31,2%, а в объеме производства продукции (работ, услуг) 25,5%.[2]
Особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая теневизация. По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения.

Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.
Согласно подсчетам МАП РФ, вклад малого бизнеса в ВВП России в 2003 г. составил порядка 21% ВВП (10-11% в 2002 г.). Неизвестно, чем обусловлен такой резкий скачок, если, по официальным данным, объем производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях за год вырос менее чем на 30%.

Тем не менее, даже эта величина, безусловно, является весьма скромной и уже в среднесрочной перспективе должна быть повышена до 40-50%.
Необходимо отметить положительный прирост по итогам 2003 г. в целом по стране по всем показателям, используемым в мониторинге развития малого предпринимательства. Это не может не внушать оптимизма.
Таким образом, несмотря на большое количество острых проблем и воздействие широкого спектра негативных факторов, можно утверждать, что малый бизнес уже занял свое немаловажное место в российской экономике и оказывает заметное влияние на ее динамику. Дальнейшее развитие этого сектора призвано стать важнейшим фактором ускорения экономического роста в стране, диверсификации экономики, повышения деловой активности, роста занятости, расширения налоговой базы и сокращения числа дотационных регионов.

С другой стороны, развитие малого предпринимательства поможет повысить жизненный уровень населения и сформировать мощный средний класс, который служит гарантом социальной стабильности в обществе.
Давно назрела необходимость формирования в России комплексного механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Государство должно предпринять действенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого бизнеса, созданию системы информационного обеспечения предпринимателей, организации технопарков и бизнес-инкубаторов.

Требуется также межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства.
По нашему мнению, особую важность имеет налоговое стимулирование развития малого бизнеса. Прозрачность системы налогообложения и уровень налогового бремени всегда относились к числу наиболее значимых проблем для предпринимателей, о чем свидетельствуют и результаты многочисленных опросов. Действующая в Российской Федерации система налогообложения субъектов малого предпринимательства не в полной мере учитывает интересы малого бизнеса, содержит положения, негативно влияющие на предпринимательскую активность.

Практика применения специальных налоговых режимов подтверждает необходимость внесения в них значительных изменений и поправок.
Поскольку сектор малого бизнеса оказывает определяющее влияние на различные аспекты экономической безопасности страны, предлагаем к набору критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, добавить показатели уровня развития малого предпринимательства. Такие количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона.
Список использованной литературы.
1.Основные тенденции развития малого предпринимательства в России в 1996-2000 годах: Аналитический доклад РЦЭР при Правительстве РФ. - М., 2001. - С. 12. - Режим доступа: http://www.rcsme.ru.
2.Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2003 году: Ежеквартальный информационно-аналитический доклад НИСИПП и РЦЭР при Правительстве РФ / А.М.Шестоперов, О.М.Шестоперов. - М., 2004. - С. 5. - Режим доступа: http://www.nisse.ru.
3.Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка. - М.: РЦМП, 2003. - 62 c. - Режим доступа: http://www.rcsme.ru.
4.Observatory of European SMEs 2003, 8: Highlights from the 2003 Observatory. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2004. - р. 9. - Режим доступа: http://www.europa.eu.int/comm/enterprise.
5.См.: Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка. - М.: РЦМП, 2003. - 62 c. - Режим доступа: http://www.rcsme.ru.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Переход российской экономики на траекторию динамичного роста требует изменения пропорций в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.
Малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим мотором на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.
Именно малый и средний бизнес с их инициативой и гибкостью являются источником создания новых рабочих мест, способствуют формированию и развитию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, увеличению налогооблагаемой базы, выравниванию уровня жизни различных слоев населения. Последнее особенно важно для России, где дифференциация доходов различных социальных слоев достигла показателей наименее благополучных стран Латинской Америки.
Кроме того, стабильное развитие малого бизнеса привлечет к этой сфере внимание зарубежного и российского инвестора.
Несмотря на очевидные позитивные изменения в расширении позиций малого бизнеса на рынке, существует множество проблем, которые сдерживают развитие малого бизнеса.
В первую очередь требует существенных дополнений и изменений Федеральный закон от 17 декабря 1995 г. 88-ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, который в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям малого бизнеса.
В 1995-1996 гг. этот закон концептуально обеспечивал законодательные инициативы по введению прямых норм в налоговое, бюджетное, административное законодательство РФ в интересах содействия деятельности субъектов малого бизнеса на всей территории государства.
Однако, отдельные законы, принятые впоследствии, содержат ряд положений, противоречащих данному Закону РФ. Сложившаяся система противоречий создала определенный хаос в сфере законодательного обеспечения сектора малого бизнеса, что негативно отразилось на развитии бизнеса в России.
Несмотря на масштабное обсуждение и попытки улучшить ситуацию как на федеральном, так и региональном уровнях, субъекты малого бизнеса страдают от неоправданных административных барьеров, особенно при выделении производственных и торговых площадей, земли, осуществлении контролирующими органами контрольно-ревизионных функций.
Для организации более четкой работы по устранению условий возникновения административных барьеров необходимо создать настоящее одно окно. Предприниматель не должен сам ходить и встречаться с чиновниками это повод для коррупции.

Он должен принести необходимый пакет документов в это окно, заплатить определенную сумму и через строго установленный срок получить разрешение либо другую бумагу. Все перемещения должны производиться без его участия, т.е. чиновник будет общаться с чиновником.

Властные структуры не вправе преследовать коммерческие цели и на этом зарабатывать деньги.
Успешное развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от взаимодействия с кредитными институтами. Несмотря на то, что в названиях многих банков и специализированных фондов формально присутствуют декларации о содействии малому бизнесу, в реальности большинство субъектов малого бизнеса не имеет доступа к финансово-кредитным ресурсам.

Это связано с отсутствием механизмов, учитывающих специфику российского малого бизнеса.
Показали свою жизненность и полезность институты микрокредитования.
Микрокредитование позволило начать свое дело значительному количеству малых предприятий и предпринимателей в регионах России.
Одной из причин трудностей взаимоотношений субъектов малого бизнеса с банками является отсутствие гарантийных механизмов. В настоящее время МАП России совместно с заинтересованными организациями рассматривают вопросы о гарантийных фондах.
Чрезвычайно важно и своевременно создание альтернативных систем сбережения и накопления в виде кредитных союзов, которые доказали свое право на существование.
Средства, тезаврированные населением, т.е. находящиеся на руках у него, являются сегодня серьезным источником самофинансирования экономики России. Задача состоит в том, чтобы привлечь его в качестве инвестиций корректно, абсолютно безупречно и легально.

Накопленные средства должны трансформироваться в средства инвестирования.
В настоящее время предприняты шаги по формированию законодательной базы кредитных союзов, способных серьезно мотивировать и стимулировать внедрение и распространение новых технологий мобилизации свободной индивидуальной ликвидности.
Разработан проект Закона РФ О взаимном страховании, сущность которого заключается в минимизации рисков субъектов малого бизнеса.
Законодательное закрепление принципов взаимного страхования позволит увеличить инвестиционную привлекательность субъектов малого бизнеса, положит начало формированию и развитию рынка страхования малого бизнеса.
Деструктивное влияние на малый бизнес оказывает недостаток навыков ведения бизнеса, опыта управления, неспособность некоторых субъектов малого бизнеса адаптироваться к рыночным изменениям.
Несмотря на широкомасштабную подготовку кадров для сферы малого бизнеса на протяжении 10 лет, проблема кадрового обеспечения остается актуальной. Связано это прежде всего с тем, что в целом формирование системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности в России носит в значительной мере стихийный характер.

По мнению экспертов, этот процесс находится не только вне государственного влияния и поддержки, но и общественные предпринимательские структуры в этой сфере действуют разрозненно, не имея согласованной стратегии как ее развития, так и использования.
Необходима система мер, направленная на координацию усилий, повышение эффективности использования имеющихся интеллектуальных ресурсов.
Серьезным препятствием для развития малого бизнеса является ярко выраженный фискальный характер налоговой политики.
К оптимизации налогообложения малого бизнеса путь еще не близкий. Малый бизнес опять стоит перед необходимостью искать союзников во власти.

Тот не очень последовательный диалог с властью, который в последние годы налаживался, приостановлен. С кем его вести дальше не совсем ясно.



Содержание раздела