d9e5a92d

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА И БИЗНЕСА

Кроме того, как уже отмечалось выше, отдельные виды товаров и услуг требуют их сертификации (согласно закону РФ О сертификации продукции и услуг), т.е. подтверждения соответствия обязательным требованиям стандартов. Постановлением Правительства утвержден перечень таких групп товаров (продовольственные товары; товары для профилактики и лечения заболеваний; для детей; парфюмерно-косметические товары; текстильные товары; предметы обстановки дома; хозяйственные товары и др.).
Госстандарт России утверждает нормативные акты, регламентирующие порядок сертификации. Решение о выдаче сертификата соответствия принимается соответствующим органом на основании заключения эксперта, в котором отражаются результаты оценки соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификат также имеет срок действия.
Продукция, способная оказать неблагоприятное влияние на здоровье человека в условиях производства, хранения, транспортировки, применения и утилизации, должна пройти и гигиеническую оценку согласно нормативному документу О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров. Этим же документом утвержден и перечень социально-значимых, потенциально-опасных видов продукции и товаров, подлежащих гигиенической оценке.

Гигиеническое заключение на продукцию или товар выдается при положительной оценке, полученной после экспертизы представленных документов и образцов продукции.
Большинство товаров, реализуемых предприятиями оптовой торговли, подлежит затариванию, упаковке и маркировке. Постановлением Правительства утвержден перечень товаров и продукции, подлежащих обязательному маркированию знаками соответствия, защищенными от подделок.

В этот перечень входят аудио-, видео- и компьютерная техника.
Политика стандартизации и сертификации государства направлена на поддержку производителей и продавцов высококачественных товаров и служит примером разрешения проблем, вызванных провалами рынка.
Однако стандарты и сертификаты могут привносить и нежелательные результаты. Во-первых, они могут использоваться в антиконкурентных целях.

Во-вторых, стандартизация не в состоянии предусмотреть появление новых продуктов, качественные характеристики которых могут не укладываться в рамки существующих стандартов. И наконец, получение стандартов и сертификатов сопряжено с дополнительными затратами, которые повышают цену товара, что может отразиться на величине спроса.
Несовершенство системы информации требует от государства взять под контроль и эту сферу деятельности рыночных агентов. Государство контролирует рекламную активность рыночных агентов с целью недопущения ненадлежащей рекламы, т.е. недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и иной рекламы, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательно.
Контроль над деятельностью оптовых предприятий на рынке осуществляют соответствующие государственные органы налоговые, таможенные, внутренних дел, пожарного надзора, стандартизации, антимонопольной политики, торговой инспекции, санитарно-эпидемиологического надзора, местного самоуправления и иные исполнительные органы.
Правила игры, которые устанавливает государство для рыночных агентов, очерчивают для них определенные границы и являются обязательными к соблюдению. Таким образом, нормативно-правовые факторы внешней среды предприятия непосредственно сказываются на его деятельности.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКИХНЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА И БИЗНЕСА

Негосударственные некоммерческие организации (НКО) во всем мире выступают важной составляющей национальных экономических систем, а с развитием процесса глобализации растет их роль и как субъекта системы международных экономических отношений. По своей сути, они являются, прежде всего, формой самоорганизации как граждан, так и юридических лиц для восполнения пробелов в деятельности государства и бизнеса в сфере создания коллективных благ.

При этом основной принцип деятельности НКО нацеленность на выполнение определенной миссии, а не на получение прибыли делает их в целом наиболее уязвимым, по сравнению с государством и бизнесом, сектором, что вынуждает неприбыльные организации обращать особое внимание на отношения с обоими секторами. Особенно это актуально для российских НКО.
Формирование современного отечественного неприбыльного сектора началось лишь немногим более десятилетия назад, но для России как страны с переходной экономикой он имеет особое значение, которое обусловлено и по-прежнему большой ролью неформальных отношений между конкретными людьми, и недостаточном доверии граждан к органам власти и представителям бизнеса, и тем, что деятельность многих НКО позволяет смягчить процесс адаптации к рыночным условиям хозяйствования. Однако до сих пор российский некоммерческий сектор довольно слаб и находится в значительной зависимости от отношений с другими секторами экономики.

Отчасти это, вероятно, можно объяснить тем, что и в течение практически всего периода существования Российской империи, и в годы существования советского государства решение проблем общества было, прежде всего, функцией власти, в результате чего среди самих членов российского общества довольно глубоко укоренились своеобразные иждивенческие настроения.
В отношениях между бизнесом и некоммерческим сектором развиваются две противоположные тенденции: взаимовыгодное сотрудничество и конкуренция. Рассмотрим сущность обоих процессов.
Основой для взаимодействия представителей второго и третьего секторов являются их взаимные преимущества. Для НКО бизнес интересен, прежде всего, как источник средств для реализации разного рода проектов и осуществления своей текущей деятельности. Причем по сравнению с государственными органами компании в силу своей природы более мобильны, более склонны к риску в принятии решений, при этом их, как правило, гораздо в меньшей степени сдерживают нормативные ограничения в виде инструкций и регламентов. Однако и фирмы тоже могут извлечь пользу при работе с НКО.

Помимо благотворительности отношения с неприбыльными организациями могут быть выстроены и на возмездной основе, иными словами, сами НКО в состоянии оказывать бизнесу определенного рода оплачиваемые услуги.
Можно выделить несколько направлений такого взаимодействия. Во-первых, нужно отметить, что НКО, будучи профессионалами в сфере производства общественных благ, зачастую могут более компетентно разработать для фирмы стратегию ее благотворительной кампании, включая как выбор сферы деятельности, целевой аудитории, так наиболее эффективные пути по достижению поставленных целей.

Исходя из этого, фирмам в ряде случаев целесообразно заключать договоры с неприбыльными организациями на своеобразное консалтинговое обслуживание, которое позволит им вести благотворительную деятельность максимально эффективно.
Другим направлением сотрудничества может стать содействие некоммерческих организаций в качестве своеобразных PR-агентов: используя свои обширные возможности в деле связей с общественностью, пользуясь определенным доверием граждан, НКО могут выступать организаторами акций, цель которых, по сути, состоит в рекламе бизнес-структур (благотворительные балы, обеды и т.п., конкурсы спонсоров, тематические праздники), а также способствовать распространению информации о компании в некоммерческих средствах массовой информации.
Наконец, интересным примером взаимодействия служит ситуация, когда производитель покупает у широко известной НКО, пользующейся доверием общества, право выпускать продукцию с ее названием (например, лекарства с логотипом национальной ассоциации врачей). Правда, на наш взгляд, в этом случае определенный риск существует для репутации самой неприбыльной организации, если продукт с ее логотипом окажется ненадлежащего качества или, как в случае с лекарством, даже будет иметь вредные побочные эффекты. Кроме того, доверие к НКО может быть подорвано и в том случае, если производитель будет замечен в социально безответственном поведении (предприятие загрязняет окружающую среду, на нем вредные условия труда, не соблюдается техника безопасности и т.п.).

Поэтому подобное взаимодействие эффективно лишь между надежными партнерами, чья репутация не вызывает сомнений.
Особого внимания заслуживает тот факт, что в развитых странах компании и университеты все активнее заключают договоры о проведении научных исследований, создании новых технологий, подготовке кадров. Так, в девяностые годы финансирование американских университетов со стороны бизнеса превысило поддержку из федерального бюджета. Промышленные компании заинтересованы в использовании высокого интеллектуального потенциала учебных заведений, их научной базы, методик и технологий для создания уникальных конкурентоспособных продуктов.

Но вместе с тем этот процесс порождает помимо прочего одну очень серьезную проблему: конфликт между миссией университетов как производителей общедоступных знаний и требованием соблюдения коммерческой тайны со стороны финансирующих исследования и разработки компаний. Практика показывает, что эта дилемма все чаще разрешается в пользу требований производителей.

Число получаемых университетами патентов и лицензий растет.
Но бизнес способен оказывать некоммерческому сектору не только материальную помощь. Одним из слабых мест НКО, в силу того, что перед ними, как правило, не стоит задача выживать в конкурентной борьбе (по крайней мере, не стоит столь же остро), является организация менеджмента организации, умение оценивать значимость и эффективность своей деятельности. Поэтому их коммерческие партнеры могут оказать им неоценимую помощь в деле развития культуры управления, что может выступить своеобразной формой благотворительности, а может стать необходимым этапом подготовки к дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству.

Примером такой помощи служит поведение ряда гонконгских бизнесменов, которые прилагают значительные усилия по внедрению передовых бизнес-технологий (бенчмаркинг, общее управление качеством, планирование ресурсов организации и др.), создают структуры, цель которых - совершенствование принципов работы.


Согласно теориям, объясняющим существование некоммерческого сектора, на него возлагаются функции, которые бизнес в силу своей природы выполнять не может. Поэтому теоретически существует четкое разграничение сфер деятельности и денежных потоков между этими секторами и государством, и конкуренция между ними не возникает.

Правда, следует уточнить, что между тремя секторами всегда существует конкуренция со стороны спроса на рынке ресурсов, так как неприбыльные организации тоже своего рода производители - производители общественных благ. Перед ними, как и перед другими экономическими агентами, стоит задача обеспечить себя ресурсами (прежде всего, качественной рабочей силой, основными и оборотными средствами) по приемлемой цене.

Однако на практике между НКО и прибыльными организациями отношения конкуренции существуют и в сфере предложения, когда представители обоих секторов в ряде случаев играют на одном поле.
Первый фактор возникновения конкурентных отношений - поведение самих НКО, которые стремятся самостоятельно зарабатывать средства, что порождает проблему коммерциализации неприбыльных организаций. Практика показывает, что собственные средства наряду с государственной поддержкой являются одним из основных источников доходов организаций.
Существуют разные причины того, что неприбыльные организации стремятся самостоятельно зарабатывать средства. Одна из них состоит в том, что по мере развития общества растут и дифференцируются потребности в услугах, в том числе и социальных. Этот рост вынуждает НКО расширять масштабы деятельности при отсутствии адекватной реакции на этот процесс со стороны остальных секторов - государства и бизнеса - как участников со-финансирования третьего сектора. В этих условиях при относительно постоянных объемах государственного и частного финансирования развитие НКО и достижение ими финансовой устойчивости возможно осуществлять лишь собственными силами.

Кроме того, государственное, а зачастую и корпоративное, финансирование имеет существенные ограничения: средства выделяются на конкретные проекты, определенные виды расходов, ограничены временем и ареалом действия организации. Собственные деньги дают НКО гораздо большую свободу действия, что позволяет ей быть более гибкой и, в ряде случаев, даже более эффективной при достижении своих целей.
Другая причина налоговые льготы. Безналоговый статус некоммерческой организации может породить соблазн использовать его для получения при осуществлении коммерческих сделок дополнительного дохода, который некоторые организации используют в интересах учредителей и менеджеров (повышают заработную плату, выплачивают премии, приобретают материальные ценности, финансируют предвыборные кампании).

В результате некоторые НКО могут существовать как скрытая форма коммерческой организации, что в девяностые годы подорвало в ряде стран, особенно Восточной Европы и в России, доверие к представителям третьего сектора.
Неприбыльные организации способны зарабатывать средства в разных формах, пожалуй, за исключением процесса создания чистых общественных благ. Прежде всего, организации, производящие смешанные общественные блага, могут взимать плату с пользователей (услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания).

НКО, основанные на членстве, собирают членские взносы.
Надо заметить, что членские взносы и платные услуги в рамках основной деятельности сами по себе, на наш взгляд, не являются фактором обострения конкуренции между двумя секторами, так как деятельность НКО по сравнению с прибыльными организациями зачастую уникальна. Скорее речь должна идти о внутрисекторной конкуренции, между самими НКО.

Однако представители третьего сектора, особенно располагающие значительными временно свободными средствами, имеют возможность активно зарабатывать на использовании своего имущества. Так, организации, имеющие развитую материальную базу, получают доход от сдачи в аренду помещений и оборудования.

Фонды являются примером того, как можно использовать аккумулируемые средства: среди основных доходов - проценты по вкладам, ценным бумагам, инвестиционные доходы. В среде российских НКО активно занимаются производственной коммерческой деятельностью общества инвалидов.

Кроме этого, НКО, имеющие широкую клиентуру, получают возможность оказания своего рода дополнительных услуг, которые могут быть и не связаны с их основной деятельностью. Например, музеи открывают магазины, торгующие сувенирами, полиграфической продукцией и другими товарами.

Крупные учебные заведения могут создавать спортивные платные центры, больницы - оздоровительные центры.
Таким образом, НКО выходят на единые с бизнесом рынки ресурсов и товаров, внося свой вклад в формирование предложения, оказывая влияние на цены и процентные ставки, и тем самым, вступая в конкурентную борьбу и с прибыльными, и с прочими неприбыльными организациями, а в ряде случаев и с государственными агентами.
Другим фактором возникновения конкуренции между двумя секторами стали изменения рыночной конъюнктуры, вынуждающие прибыльные организации вторгаться в сферы деятельности НКО. Практика показала, что не все сферы деятельности являются уникальными, то есть привлекательными исключительно для неприбыльных организаций.

По мере обострения конкуренции на чисто коммерческих рынках бизнес открыл для себя отрасли, где создаются смешанные общественные блага, получившие в англоязычной литературе название привилегированные частные блага (preferred private good), и, следовательно, существуют довольно широкие возможности для получения прибыли. Речь идет, прежде всего, о здравоохранении, исследованиях в сфере менеджмента, некоторых видах социальных услуг, культуре.
Конкуренция между этими секторами имеет под собой объективные основания. Коммерческие организации, прежде всего, более сильны в сфере изучения рынка, организации и управления производством, оценки эффективности действий. При этом они более свободны в выборе направления деятельности, в силу чего могут быть более мобильными. В свою очередь, НКО также обладают определенными преимуществами, которые дает им их статус.

Прежде всего, это налоговые преференции. Пользуясь налоговыми льготами, НКО оказываются в более выигрышном положении при ценообразовании. Правда, надо отметить, что в ряде случаев эти льготы могут оказывать обратное действие.

Так, освобождение от уплаты НДС предприятий российских организаций инвалидов приводит к тому, что при реализации продукции коммерческим организациям у их партнеров суммы налога, зачисляемые в бюджет, увеличиваются, так как отсутствует возмещение налога, уплачиваемого поставщикам. Что, конечно же, снижает конкурентоспособность НКО.

Другим фактором является наличие у организации разных источников поступления средств (помимо выручки это могут быть гранты, имущественная помощь, труд добровольцев), что также позволяет снизить цену в результате компенсации части издержек за счет целевого финансирования. Наконец, свою роль может сыграть и фактор большего доверия потребителей социальных услуг именно к неприбыльным организациям.
Таким образом, можно констатировать, что взаимоотношения между некоммерческим сектором и бизнесом в целом строятся на иной основе, нежели НКО и государства. Прежде всего, это выражается в том, что второй и третий секторы являются равноправными субъектами экономики без отношений подчинения, когда один определяет правила игры для другого, что подразумевает и отсутствие между ними заведомых финансовых обязательств, как в случае налогообложения.

В этих условиях для российских НКО особое значение приобретает скорее сотрудничество с представителями бизнеса, нежели конкуренция с ними. Прежде всего, это объясняется относительной слабостью организаций отечественного неприбыльного сектора, которая проявляется и в недостаточной обеспеченности средствами производства, и в нехватке сотрудников. Во многом это порождено тем, что в нашей стране основная масса НКО, обслуживающих домохозяйства, сосредоточена в сфере социального обслуживания, где, учитывая невысокий уровень благосостояния потребителей, зачастую становится неприемлемым оказывать услуги за плату, пусть и небольшую.

Представляется, что этот вид деятельности еще долгое время будет выпадать из зоны внимания предпринимателей, которые могли бы конкурировать с неприбыльными организациями. Что касается таких форм НКО как общества взаимного страхования и кредитования, определенного рода потребительские кооперативы, которые действуют в сфере финансовых услуг и могут составить конкуренцию банковским институтам, то в России они пока недостаточно развиты.
Подводя итоги, подчеркнем, что деятельность российского некоммерческого сектора в настоящее время может быть успешной только в условиях сотрудничества с представителями бизнеса, которое позволит привлечь в социальную сферу дополнительные средства. Межсекторная же конкуренция в данном случае, на наш взгляд, откладывается до той поры, когда и сами отечественные НКО станут достаточно сильными, и будут созданы необходимые институциональные условия для соперничества между ними и бизнесом за внимание потребителей.

РОЛЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ БАНКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ


По статистике, 13 миллионов Украинцев (почти каждый четвертый гражданин) находятся за чертой бедности. Больше всего страдают от бедности семьи, где есть дети до 18 лет, а также пенсионеры (свыше 9 млн. ветеранов труда).[1] Такие неутешительные статистические данные свидетельствуют о неэффективности существующей системы социальной защиты населения, которая не способна обеспечить надлежащий уровень жизни населения, что в итоге приводит к ослаблению экономической безопасности страны.
Конкретным шагом в преодолении проблемы бедности и повышения уровня экономической безопасности на данном этапе может стать конкретная адресная помощь малоимущим слоям населения в виде бесплатного предоставления необходимых для них продовольственных товаров, медикаментов, обеспечение их едой в общественных столовых. Причем реализация такой помощи не требует значительных средств из государственного бюджета, а построена на солидарной ответственности общества за судьбу своих граждан, через систему, которая показала свою перспективность в разных странах мира - систему продовольственных банков, организаций, не являющихся финансовыми учреждениями, играющие значительную роль в борьбе с бедностью.
Следует отметить, что в Украине, при стойкой необеспеченности значительного количества населения пищевыми продуктами имеет место сдерживание производства отдельных видов продуктов, уничтожение других качественных продуктов, которые не могут быть проданными населению по различным причинам, хотя являются качественными, что приводит к тому, что часть высококачественных пищевых продуктов остается нереализованной при нескольких причинах:
-избыток отдельных видов продуктов на определенных территориях или отдельных предприятиях;
-нарушение упаковки при транспортировке;
-несоответствие товарному виду в начале или в завершении технологического процесса изготовления продуктов;
-приближение к завершению срока реализации продуктов, что приводит к прекращению их продажи, и тому подобное.
В результате возникает парадоксальная ситуация: есть пригодные для потребления продукты, которые не могут быть реализованы и есть люди, которые нуждаются в этих продуктах, но не могут их приобрести, что приводит к понижению уровня экономической безопасности страны.
В странах с развитой экономикой, проблема бедности и рационального использования продовольственных ресурсов не является новой и там уже наработан целый комплекс мероприятий для ее ослабления.
Производители пищевых продуктов и продавцы этих продуктов в огромных гипермаркетах впервые столкнулись с проблемой реализации пищевых продуктов с ограниченным сроком потребления или поврежденной упаковкой. Чем ближе к завершению срока реализации определенного продукта, тем быстрее падает его реализация, которая практически полностью прекращается за несколько дней до завершения срока.

В начале, владельцы таких центров начинали уменьшать цену реализации продукта соответственно приближению к завершению срока реализации. Это дает определенный эффект, продукт продается более интенсивно, однако это имеет свои большие недостатки.

Во-первых, уменьшается рентабельность продажи, а во-вторых, начала формироваться новая категория покупателей, которые не покупают товар за первоначальную цену, ожидая ее значительного уменьшения ближе к завершению срока реализации. В это же время значительная часть населения, относящаяся к проблемным социальным группам, не может получить самых необходимых пищевых продуктов.
Путём к решению поставленной проблемы является система рационального использования пищевых ресурсов - система продовольственных банков, при которой, производители пищевых продуктов (сюда же относятся и те, кто реализуют продукты) имеющие пищевые продукты, которые по разными причинами не могут быть проданы по нормальной цене, а снижение цены является неэффективным или затратным, передают бесплатно эти продукты в специально для этого образованные "продовольственные банки".
Продовольственные банки - это неприбыльные организации, выполняющие важную социальную миссию. Они являются связующим звеном между производителем и потребителем пищевых продуктов, причем потребителем, который в обычных условиях не способен приобрести эти пищевые продукты.
Таким образом, при существовании системы продовольственных банков решаются две вышеуказанные проблемы, которые приводят к снижению уровня экономической безопасности страны: реализация продукции, которая не может быть продана по нормальной цене, и обеспечение продуктами питания наименее защищённых слоёв населения.
Может возникнуть вопрос, не могут ли производители передавать продукты непосредственно благотворительным организациям или физическим лицам, которые в этом нуждаются. В принципе обычно могут. Но таких организаций десятки тысяч и разным организациям нужно что-то разное и в разных объемах, да и сами организации не имеют ни соответствующих составов, ни транспорта.

Это очень невыгодно и для производителей и для организаций.
Именно поэтому необходимы организации-посредники между производителем и потребителем, которые специально для этого образуются и имеют соответствующую инфраструктуру.
Продовольственные банки могут выполнять несколько чрезвычайно важных функций:
-решение проблемы неэффективного использования пищевых продуктов;
-ослабление социального напряжения в отдельных регионах Украины;
-формирования солидарной ответственности производителей пищевых продуктов, органов государственной власти и местного самоуправления, негосударственных благотворительных организаций за рациональное использование пищевых продуктов содействию преодолению бедности в Украине;
-уменьшение финансовой нагрузки на производителей пищевых продуктов, связанной с убыточной реализацией или уничтожением доброкачественных продуктов, которые не могут быть реализованными;
-популяризация национальных торговых марок производителей пищевых продуктов.
Для поддержки функционирования продовольственных банков государство должно осуществлять ряд мероприятий по поддержке данных неприбыльных организаций. Так, государство, в лице органов государственной власти и местного самоуправления, оказывает помощь продовольственным банкам в их деятельности, способствует реализации проектов и программ этих организаций, направленных на рациональное использование продовольственных ресурсов и вовлекает их в решение вопросов обеспечения пищевыми продуктами наиболее социально незащищенные слоя населения в разных регионах страны.
Кроме того, государство, в порядке определенном налоговым законодательством, предоставляет налоговые льготы физическим и юридическим лицам, которые предоставляют необходимые продовольственные, финансовые и другие материальные ресурсы продовольственным банкам, а также создает благоприятные налоговые условия для потребителей продовольственной помощи.
Государство с целью защиты наиболее социально незащищенных слоев населения может оказывать продовольственным банкам финансовую помощь, если соответствующие расходы были предусмотрены в государственном или местном бюджете.
С целью выполнения его уставных цели и заданий продовольственного банка он может формировать продовольственные ресурсы за счёт следующих источников:
-бесплатной передачи пищевых продуктов от их производителей;
-сбора пищевых продуктов во время публичных мероприятий продовольственных банков от физических лиц, которые закупают продукты в торговой сети;
-гуманитарной помощи со стороны международных организаций и иностранных государств;
-продуктов из государственного резерва;
-от физических лиц, которые занимаются непосредственным их выращиванием;
-другим законным путем на бесплатной основе.
Таким образом, продовольственные банки являются дополнительным звеном системы социальной защиты населения, которая отличается исключительной адресности предоставления помощи. В тоже время, продовольственные банки обеспечивают сглаживание деструктивных механизмов рыночной экономики, при которых высококачественная продукция продаётся по сниженным ценам при возможности удовлетворения платежеспособного спроса по нормальным ценам.
Учитывая вышесказанное, система продовольственных банков способствует решения многих социальных проблем и проблем, вызванных действием рыночного механизма, что в итоге, способствует увеличению уровня экономической безопасности государства в целом.
Список использованной литературы.
1. Программа преодоления бедности в Украине.



Содержание раздела