d9e5a92d

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ БИЗНЕС-ГРУПП В РОССИИ

Основными причинами, препятствующими развитию ТФПГ, являются недостатки правового обеспечения и расхождения в национальных законодательствах по вопросам создания и функционирования такого рода структур, отсутствие продуманной политики Правительства РФ относительно развития корпоративных структур, несовершенство организационного механизма двустороннего сотрудничества, слабая заинтересованность крупных финансовых учреждений в инвестировании реального сектора экономики, различия в действующих системах налогообложения, противоречия в ведении консолидированного баланса и единой бухгалтерской отчетности участников ТФПГ.
Для решения вышеуказанных проблем необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы создания и функционирования ТФПГ, разработать систему мер государственной поддержки процессов финансово-промышленного кооперирования, унифицировать методологию ведения сводного учета, отчетности, баланса и налоговые условия деятельности ФПГ.
Некоторые меры государственной поддержки по созданию и развитию ТФПГ были продекларированы на различных уровнях, но на практике, к сожалению, применяются редко.
Если перечисленные задачи будут реализованы, мощные российские ФПГ станут реальным фактором обеспечения национальной безопасности России и сотрудничающих с ней стран, устойчивого развития страны в условиях ее равноправного вхождения в мировое хозяйство.
Экономическую выгоду от развития ТФПГ получают и кредитно-финансовые институты, и промышленные предприятия.
Для промышленных предприятий это возможность получения реальных инвестиций от финансовых структур на льготных условиях, повышение конкурентоспособности продукции за счет проведения целевых НИОКР, внедрения новых технологий и т.д.
Для кредитно-финансовых институтов это повышение надежности капиталовложений за счет интеграции банковского и промышленного капитала, рационализация состава интегрального капитала, увеличения доли ресурсов в денежной форме, мобильности их перераспределения.
Основными задачами ТФПГ на постсоветском пространстве является концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики, обеспечение финансовыми ресурсами сферы промышленности, НИОКР, ускорение научно-технического прогресса, повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности отечественных предприятий, формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики.
Как показывает послевоенная история западноевропейских стран, Японии, новых индустриальных стран Азии, национальный капитал способен выдерживать конкуренцию с ТНК в том случае, если он структурируется в мощные финансово-промышленные образования (адекватные международным аналогам), способные проводить активную внешнеэкономическую политику.
Список использованной литературы.
1.Чибриков Г. ЮНКТАД о роли транснациональных корпораций в повышении конкурентоспособности экспорта принимающих стран // РЭЖ. - 2003. - 8. - С. 66.
2.Тутушкин А. Лукойл полюбил Америку // Ведомости. - 2004. - 29 января.
3.Федоринова Ю. ГМК Норильский никель скупает золотодобывающие активы за рубежом // Ведомости. - 2004. - 30 апреля.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ БИЗНЕС-ГРУПП В РОССИИ


В силу исторических обстоятельств в России сложилось два ведущих агента модернизации: государство, инициировавшие экономическую реформу, и крупный бизнес, сформировавшийся в ее ходе. В данной работе предпринята попытка проанализировать текущие проблемы крупного бизнеса, определить его функциональную социально-экономическую роль и привлечь внимание к значимости и ответственности крупного российского бизнеса за развитие национальной экономики, ее конкурентоспособность, позитивное участие России в процессах глобализации.

По мере развития крупных отечественных компаний их роль в модернизации страны будет возрастать, поскольку в них концентрируются ресурсы общенационального развития: профессиональные кадры, управленческая компетенция, передовые технологии и финансовые ресурсы. Из всех институтов современного российского общества именно эти два полноценно включены в процессы глобализации.
Из исследования были исключены предприятия с государственным контрольным пакетом акций и их аффилированные структуры, так как в силу значительного влияния государственных структур управления часто в развитии этих компаний происходят естественные отклонения от принципов экономической целесообразности для реализации текущих социально-политических задач. Следует отметить, что по указанным критериям естественные монополии (РАО ЕЭС России, ОАО Газпром, МПС), а также предприятия, контролируемые государственными органами власти (и региональными в том числе), например, группа Компаний Татнефть, занимают лидирующие позиции и, несомненно, подходят под определение крупных и экономически значимых. Предприятия восьми исследуемых интегрированных бизнес-групп на 90% оказывались в списке лидирующих компаний. В том или ином рейтинге предприятий значения показателей во всей числовой последовательности отличаются друг от друга на стандартную величину, которая по абсолютной величине варьирует в пределах 10% от среднего значения.

Статистический разрыв образуется, если в числовых последовательностях выбранных экономических показателей имеются значимые провалы, на 30-40 % превышающие естественным образом сложившиеся интервалы. Данный разрыв и служит основанием для ограничения предприятий, отбираемых в исследуемую группу.

В сферу исследования попали 738 предприятий.

Фирма как объединение предприятий.

Фирма - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятии. Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие (и в этом смысле эти понятия совпадают), многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Последний вид фирм организуются по различным принципам и могут выступать в виде различных объединений (табл.

1).
Таблица 1
Формы объединений предприятий

1. На основе горизонтального комбинирования Фирма объединяет предприятия, находящиеся на одной стадии производственного процесса, например, сеть магазинов в сфере розничной торговли.
2. На основе вертикального комбинирования Фирма объединяет предприятия, находящиеся на различных стадиях производственного процесса, например, крупные сталелитейные фирмы объединяют предприятия по добычи и переработке железной руды и выплавке стали. Образуются комбинаты.
3. На основе диверсификации комбинирования Фирма объединяет предприятия многих отраслей экономики. Создаются конгломераты. Например, американский конгломерат ITT помимо производства телефонного и телеграфного оборудования объединяет предприятия по производству хлебобулочных изделий, учебных материалов, эксплуатации отелей, предоставление страховых услуг.


Объединения предприятий возникают путем образования из ранее юридически и хозяйственно-самостоятельных предприятий разрешенных законодательством более крупных хозяйственных единиц.
Различают две основных формы объединения предприятий:
- кооперация предприятий;
- концентрация предприятий.
Они различаются степенью самостоятельности и свободы действий, входящих в объединение хозяйственных единиц.
Взаимодействие предприятий на основе кооперации осуществляется, как правило, в относительно простых формах и на добровольной основе. Кооперация предприятий характеризуется:
- координацией выполняемых производственно-хозяйственных функций (или передачей части функций отдельных предприятий общему структурному подразделению);
- юридической и хозяйственной (за пределами договорных обязательств) самостоятельностью отдельных предприятий.
Фирмы могут кооперироваться, например, для совместного осуществления одного или нескольких проектов, проведения научных исследований и разработок, отстаивания общих интересов перед законодателем, органами государственного управления и других целей.
Если объединение предприятий, осуществляемое на чисто договорной основе или при участии капиталов, ведет к потере их хозяйственной самостоятельности (при сохранении статуса юридического лица) или сопровождается потерей их юридической самостоятельности, то оно классифицируется как концентрация предприятий.
Организационные формы концентрации бизнеса возникают на основе концентрации и централизации капитала.
Концентрация капитала определяется как увеличение размеров капитала в результате накопления (капитализации) части прибыли предприятия.
Централизация капитала происходит за счет внешних факторов.
Централизация капитала означает увеличение размера капитала в результате поглощения одного капитала другим или вследствие добровольного объединения (слияния) нескольких самостоятельных капиталов в единый.
Между концентрацией капитала, ростом размеров предприятия и централизацией капитала существует определенная связь. Если концентрация капитала обгоняет темпы рационального роста размеров предприятия, то свободный капитал направляется на создание новых предприятий-дублеров либо в другие отрасли хозяйства.
В зависимости от вида связей между предприятиями различают объединения:
1.на горизонтальном уровне;
2.по вертикали;
3.с нерегулярной структурой.
Некоторые их формы приведены на рис.1.
Объединение по горизонтали представляет собой объединение предприятий одинаковых ступеней (этапов) производства или сбыта продукции.
Целями договора в этом случае могут быть:
- исключение конкуренции между договаривающимися предприятиями;
- обеспечение рыночного превосходства над предприятиями-конкурентами, не вошедшими в объединение;
- выработка единой политики и упрочение позиций по отношению к поставщикам и потребителям продукции;
- совместное выполнение или координация иных производственно-хозяйственных и социальных функций.
Вертикальное (интегрированное) объединение возникает путем объединения предприятий ряда последовательных ступеней (этапов) производства или сбыта продукции.
Предприятие последующей ступени принимает в этом случае изделия (заготовки, полуфабрикаты и т. д.) предыдущей ступени, и только изделие последней ступени производства выходит на рынок.
Например, заготовительное предприятие - обрабатывающее - сборочное.
Интеграция предприятий может осуществляться вперед - от начальных этапов производства к конечным и назад - в обратной последовательности.


Интеграция предприятий по ходу производственного процесса - вперед осуществляется с целью гарантирования сбыта полуфабрикатов для последующих этапов обработки или конечных изделий на рынке через ее собственную сбытовую сеть.
Интеграция назад служит для обеспечения регулярного снабжения сырьем, полуфабрикатами и другими ресурсами и снижения за счет этого риска зависимости от внешних поставщиков.
Например, машиностроительное предприятие объединяется с металлургическим заводом и горно-обогатительной фабрикой.
Объединения предприятий с нерегулярной структурой содержат как горизонтальные связи (одинаковые области и ступени производства), так и вертикальные связи (последовательные ступени производства и сбыта продукции), а также предприятия различных отраслей, ступеней производства и сбыта продукции.
Как правило, такие объединения образуются исходя из финансово-политических соображений и распределения риска хозяйствования между многими партнерами.


Рис. 1. Принципы и формы объединения предприятий.
Интерес представляет российский опыт формирования и развития таких крупных интегрированных предпринимательских структур, как финансово-промышленные группы (ФПГ). Законодательство РФ дает следующее определение ФПГ:
Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Формирование и основы организации ФПГ регламентированы российским законодательством. Юридический статус финансово-промышленная группа получает только после государственной регистрации.

Такой подход к организации ФПГ связан с тем, что этот процесс является одним из принципов государственной промышленной политики.
Независимо от способа юридической организации, управление группой осуществляется централизованно.
В табл. 2 приведены возможные организационные формы и функции центральной компании ФПГ, определенные законодательно.
Таблица 2
Организационная форма и функции центральной компании ФПГ

Функции центральной компании Организационная форма
?выступает от имени участников ФПГ;
?ведет сводные (консолидированные) учет,
?отчетность и баланс;
?готовит ежегодный отчет о деятельности ФПГ;
?выполняет отдельные банковские операции
?осуществляет иные виды деятельности, предусмотренные уставом и договором о создании ФПГ
инвестиционный институт, хозяйственное общество, ассоциация; союз.

Некоторые методологические подходы.

Среди крупных, экономически значимых предприятий России достаточно сложно выбрать знаковые, еще сложнее описать структуру всей бизнес-группы в целом из-за отсутствия стандартной корпоративной статистики и непрозрачной структуры собственности. Череда собственников заканчивается, как правило, на номинальном держателе пакета акций или оффшорной компании.

Отбор и группировка предприятий по бизнес-группам вылились в самостоятельное многоступенчатое исследование, в котором на разных этапах применено, с одной стороны, объективные (формально-статистические) критерии для выделения из общей массы всех предприятий России действительно крупных, с другой - косвенные оценки и критерии, по которым проводилось описание границ интегрированных бизнес-групп (ИБГ).
В качестве формально-статистических критериев использовались: объем реализованной продукции, величина балансовой прибыли, численность персонала, объем экспорта, рыночная стоимость предприятий и другие, составленные консалтинговыми агентствами РА Эксперт, СКРИН (НАУФОР). На основании данных этих организаций сначала были отобраны предприятия, показатели которых доминировали в рейтингах. В качестве критерия отсечения использовался статистический разрыв.

Затем проводилось сопоставление предприятий, занимающих лидирующее положение в различных списках, и если предприятие входило в лидирующие группы рейтингов более чем в 50% случаев, это служило основанием для прохождения первого этапа отбора.
Второй этап заключался в очерчивании границ интегрированных бизнес-групп. Группировка предприятий была проведена на основе следующей информации:
?доля собственности одного предприятия в капитале другого (наиболее объективный, но не всегда очевидный критерий);
?ротация менеджеров внутри предприятий группы или участие одних и тех же лиц в советах директоров различных предприятий;
?другие косвенные признаки (сделки между предприятиями группы, действия руководителей одних компаний в пользу других и т.д.).
Затем весь комплекс отбора первого этапа был повторен на уже сложившихся группах. В результате отбора по всем статистическим критериям с существенным отрывом лидировали такие интегрированные бизнес-группы, как: НК ЛУКойл, НК Сургутнефтегаз, АФК Система, консорциум Альфа-групп - Ренова, холдинговая компания Интеррос, ОАО Северсталь, НК ЮКОС, инвестиционно-промышленная группа Сибирский алюминий и ОАО Сибнефть.

Особенности российской интегрированной бизнес-группы.

Процесс интеграции в промышленности России протекал по трем сценариям: группа формировалась вокруг промышленного предприятия или группы промышленных предприятий; происходило объединение предприятий вокруг коммерческого банка; основой группы был торговый дом, вокруг которого формировался банковский и промышленный капитал. Новейшая история капитализма в России свидетельствует о том, что наиболее устойчивой формой интегрированной группы были первый и второй варианты развития.

Современная российская интегрированная бизнес-группа представляет собой набор типичных функциональных элементов-предприятий и организаций.
Основой крупной интегрированной бизнес-группы является своеобразное ядро, включающее главным образом предприятия добывающих (нефтяные компании) или перерабатывающих отраслей (черной или цветной металлургии). Как исключение следует отметить акционерную финансовую компанию Система, основу которой составляют наукоемкие отрасли промышленности (связь, телекоммуникации, предприятия НИОКР).
Каждая промышленная группа в своем составе имеет акционерный коммерческий банк, собственную кредитную организацию как расчетный финансовый центр, канал перевода денежных средств за рубеж, накопитель финансовых ресурсов группы, депозитарий для хранения ценных бумаг, реестров акционеров и т.д. В состав интегрированной группы входит несколько акционерных банков, что объясняется следующими причинами.

Во-первых, исторически сложилось так, что в группе находится несколько центров влияния несколько руководителей группы, проводящих финансовые операции через подконтрольные им банки. Группа могла формироваться путем объединения достаточно крупных холдингов, на момент слияния уже имевших свои кредитные организации. Во-вторых, в интегрированной группе намеренно создавалось несколько банков, выполнявших различные банковские функции.

В-третьих, некоторые банки специально создавали как своеобразную диверсификацию рисков на случай возникновения экономических кризисов внутри страны, а также экономических войн между ИБГ.
В составе группы развивалась филиальная дилерская сеть для сбыта продукции внутри страны. За рубежом предприятия действуют через контрагентов - мировых трейдеров, значительно реже через свою сбытовую сеть.

Характерна следующая особенность: в большинстве российских регионов, где реализуется продукция предприятий группы, создаются дочерние, аффилированные структуры, через которые осуществляется коммерческая деятельность.
Страховые компании на начальном этапе своего развития создавались исключительно для занижения налогооблагаемой базы. С развитием страхового рынка роль этих компаний внутри групп постепенно возрастала.

В настоящее время они выступают как элемент социальной политики на предприятиях, как кредитный орган и т.д.
В холдингах создавались депозитарии, финансовые и инвестиционные компании, а также другие дочерние структуры, призванные осуществлять и отслеживать операции на фондовом рынке с акциями предприятий группы, хранить и вести реестры акционеров. В крупных промышленных холдингах успешно функционируют предприятия НИОКР, которые по функциональному назначению можно разделить на отраслевые и консультационные.

К первым относятся научно-исследовательские и проектные институты, ведущие прикладные исследования в интересах предприятий группы, разрабатывающие новые технологии; ко вторым - консалтинговые агентства или бюро для решения главным образом системных задач (планирование на перспективу, отслеживание мировых тенденций и тенденций внутри страны) и для проведения внутреннего консультирования подразделений группы. По времени создания они делятся на те, которые вошли в группу в процессе приватизации - в основном бывшие отраслевые НИИ, НИПИ и КБ, и на вновь образуемые для решения задач, встающих в связи с многогранностью потребностей и интересов интегрированных групп.
Следует также выделить широкий спектр обслуживающих и сервисных организаций: всевозможные частные охранные предприятия, медицинские учреждения, ассоциации, представительства в регионах и др. Данный сегмент интересен для исследования ИБГ, поскольку именно из предприятий этой группы создан своеобразный буфер, призванный решать проблемы несовершенства институциональной среды.
Наряду с типичными функциональными элементами в каждой из бизнес-групп есть организации, не получившие широкого распространения как самостоятельные бизнес-единицы: небанковские расчетные центры; небанковские кредитные организации; расчетные системы с эмиссией пластиковых карт; предприятия, занимающиеся арендой материальных средств; экзотические для ИБГ организации, например, Академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского (51 % акций которого принадлежит НК ЛУКойл).
В интегрированных бизнес-группах взаимосвязи между элементами промышленной группы условно можно разделить на два типа: формирование доверительных отношений между участниками группы, где одному или нескольким членам группы делегируются полномочия развивать какой-либо бизнес в рамках ИБГ (этот тип со временем получил наибольшее распространение); создание жесткой управляющей структуры - команды во главе с организатором ИБГ.
К первому типу - альянсам по интересам - можно отнести Сибал - Русал - Сибнефть, Альфа - ТНК - СУАЛ-Холдинг. Их особенностью является содружество нескольких крупных производственных холдингов и банковских структур. Ко второму типу относятся жестко вертикально интегрированные холдинги - главным образом нефтяные (Сургутнефтегаз, ЛУКойл). Они представляют собой крупные компании с полным циклом переработки.

Управление внутри холдинга осуществляется одним лицом - директором компании.

Позитивные аспекты формирования интегрированных бизнес-групп.

В России многоотраслевые группы оказались единственными институциональными структурами, пережившими острый финансово-экономический кризис августа 1998 г. В то же время, скажем, банковская система еще не до конца преодолела его последствия. Роль ИБГ оказалась особенно существенной при адаптации крупной промышленности к рыночной экономике. Предприятия, включенные в ИБГ, легче преодолели трансформационные шоки, поскольку получили новую среду в виде инвестиционного и маркетингового партнеров, а также услуг по стратегическому планированию, подбору персонала, отношениям с общественностью и др.

Специфика институциональной среды способствовала тому, что в рамках ИБГ, как отмечено выше, начали складываться собственные хозяйственно-финансовые структуры, включающие банк, сбытовую организацию, страховую компанию, негосударственный пенсионный фонд и т.д.
Российские рынки отличаются острым недостатком информации вследствие непрозрачности и неопределенности форм собственности и неразвитости коммуникационной инфраструктуры. Число независимых организаций, обеспечивающих потребителей надежной информацией, невелико, а эффективность государственных организаций в этой сфере чрезвычайно низка. Наконец, неудовлетворительно функционирует арбитражный механизм компенсации потерь, возникающих в случае невыполнения контрактов.

В этих условиях диверсифицированные бизнес-группы могут снижать трансакционные издержки.
Отсутствие на рынке капиталов достоверной информации и инструментов страхования инвестиционных рисков не позволяет вновь возникающим фирмам получать доступ к финансовым ресурсам на равных условиях с крупными компаниями, а инвесторы не хотят вкладывать деньги в новые предприятия. Институт финансовых посредников (страховые компании, пенсионные, совместные и венчурные фонды, инвестиционные банки) развит слабо.

Банковская система отличается низкой капитализацией (68% банков имеют уставной капитал менее 2 млн. долл., семь банков преодолели порог в 180 млн. долл. по объему собственного капитала[1]).



Содержание раздела