d9e5a92d

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Это порождает ощущение нарастающей проблемы. Предпринимательскому сообществу надо сделать все, чтобы возобновить диалог с властью. Возможности для этого есть. Самим предпринимателям необходимо хорошо подготовиться к возобновлению диалога.

Для этого надо провести серьезные исследования, обработать налоговые модели предприятий по различным направлениям деятельности.
Существенной проблемой, сдерживающей развитие производственного малого бизнеса, является недостаточное развитие производственной кооперации крупных и малых предприятий.
Как показывает зарубежный опыт, в нормальной экономике значительная, если не доминирующая, часть малых фирм так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий, существует при них и для них. В разных моделях степень этой взаимозависимости различна: так, в США она несколько меньше, чем в Японии.
Казалось бы, в экономике России есть некоторые исторические предпосылки к такому взаимодействию. Достаточно вспомнить, что многие российские малые предприятия (хотя численно они представляют собой меньшинство) возникли из или на базе государственных крупных предприятий. Но до последнего времени в общем числе малых предприятий доминировали и доминируют независимые предприятия, не имеющие устойчивых связей ни между собой, ни с крупными предприятиями.

Кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями в определенной степени способно нейтрализовать несовершенство государственной политики поддержки малого бизнеса.
Основными формами взаимодействия крупного и малого бизнеса в России являются: субконтракция в производстве; франчайзинг в производстве и сбыте; венчурный бизнес в инновациях; лизинг в финансировании.
Промышленная субконтракция является инструментом эффективного использования имеющихся производственных мощностей и увеличения производства промышленной продукции. В России субконтракция не получила должного развития, поэтому является одним из резервов развития взаимодействия крупных и малых предприятий.

Для развития субконтракции в России необходимо обеспечить доступ малых предприятий к источникам финансирования, совершенствовать корпоративное законодательство, развивать систему консалтинговых услуг для малого бизнеса.
Наиболее распространенной формой кооперации крупного и малого бизнеса в настоящее время является франчайзинг. С одной стороны, это наиболее легкий и безболезненный путь учреждения нового предприятия для тех, кто не имеет достаточного предпринимательского опыта и не склонен к коммерческому риску.

С другой, для крупных фирм это решение многих проблем: расширение рынка сбыта продукции, привлечение дополнительного капитала, экономия на развитии собственной сбытовой сети и т.д.
Франчайзинг уже используется в России, но распространен он в основном в форме представительств иностранных фирм Макдональд, Кодак, Фуджи и др. Но есть примеры и чисто российского франчайзинга (сеть кафе Русское бистро и др.).

Эксперты предполагают, в ближайшей перспективе широкое распространение франчайзинг получит в сфере транспортных услуг, общественного питания, торговли, туризма, предоставления консалтинговых услуг.
Венчурный бизнес в основном рассчитан на реализацию научно-технических проектов. Успешность экономического развития России, решения задачи удвоения ВВП к 2010 г. во многом будет зависеть от того, насколько удастся создать систему эффективной поддержки инноваций.
Венчурные инвестиции у нас фактически подвержены двойному налогообложению. Совершенствование законодательства в отношении инновационных малых предприятий должно быть направлено на формирование благоприятной правовой среды в сфере налогообложения, хозяйственного права, кредитно-финансовой политики, совершенствования системы защиты прав на объекты промышленной собственности. Крайне важно разработать особый налоговый режим для инновационных предприятий, находящихся на разных стадиях процесса венчурного инвестирования.

Важно, чтобы инвестиции в инновации стали доходным бизнесом в экономике.
Серьезные перспективы при организации малых предприятий на базе активов крупных производств имеет лизинг. Для малых предприятий, наиболее остро испытывающих потребность в приобретении основных фондов, именно лизинг является наиболее защищенным видом кредитования, позволяющим размещать средства на длительный период по рыночным ставкам для кредитора и при этом по доступной цене.
Но до тех пор, пока нормы лизингового законодательства не будут приведены в соответствие с реалиями рынка, быстрее будут развиваться международный лизинг, а Россия утратит соответствующие источники налоговых поступлений. А именно лизинг мог бы стать катализатором технического перевооружения предприятий многих отраслей промышленности.
Современные формы интеграции способны подстраховать малый бизнес от рыночных катаклизмов и существенно повысить эффективность и крупных и малых предприятий. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности малых предприятий на отечественном и зарубежном рынках.

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В развитых странах малый бизнес занимает ведущие позиции в сферах производства, обслуживания, торговли. Однако в российских условиях становление этого сектора экономики идет достаточно медленно.
Российское малое предпринимательство переживает кризис. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, налицо криминализация малого бизнеса, отсталость его технической базы. Результаты различных выборочных обследований показывают, что часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть перестала функционировать, даже не сообщая об этом в органы государственной статистики.[1]
Можно назвать три группы причин, объясняющих актуальность данной проблемы и требующих ее решения. Во-первых, экономические: малый бизнес в России не является как в развитых странах крупнейшим производителем благ и услуг и базой научно-технического прогресса.

Во-вторых, социальные: для многих людей малое предпринимательство форма самовыражения, реализации своих замыслов. Выполнение данной функции малым предпринимательством в современных условиях слабо выражено.

В-третьих, политические: малое предпринимательство это база для формирования среднего класса, а значит фактор повышения стабильности общества, что также на данном этапе общественного развития проявляется недостаточно.
Разумеется, функционирование малого предпринимательства требует и особых условий, и больших усилий, в том числе со стороны как федеральных, так и территориальных органов власти.
Наибольшее влияние на малый бизнес оказывают непоследовательная политика федеральной власти и неудовлетворительное состояние законодательной базы. Однако существует немало факторов, которые находятся в компетенции местных органов управления.

Именно эти факторы нуждаются в тщательном анализе, так как их корректировка наиболее реальна и позволяет надеяться на оперативное изменение условий деятельности малого предпринимательства.
Оценка перспектив развития малого предпринимательства во многом определяется наличием различных проблем и трудностей развития этого вида деятельности.
Как показало исследование, большую роль в развитии малого предпринимательства играет внешняя среда (на базе Беловского института (филиала) КемГУ было проведено маркетинговое исследование с целью анализа проблем и перспектив развития малого предпринимательства в регионе. Опрошено 84 предпринимателя и 292 жителя г. Белово.). Респонденты назвали следующие внешние трудности становления малого бизнеса (в порядке убывания значимости):
1)экономическая нестабильность в стране (частое изменение законов, налоговых ставок, условий кредитования);
2)повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям (в области налогов, цен и т. д.);
3)снижение платежеспособности основных клиентов, произошедшее в последние несколько лет;
4)неблагоприятный деловой климат в городе (регионе);
5)проволочки в оформлении документов;
6)высокий уровень инфляции и снижение курса рубля;
7)высокий риск и угроза разорения;
8)вымогательство чиновников;
9)рэкет (крыша);
10)трудности, связанные с функционированием правоохранительных (силовых) ведомств.
Эти трудности носят объективный характер, они неподвластны регулированию самими предпринимателями. Поэтому их диктат воспринимается последними как неизбежность.
Кроме названных, существует масса трудностей внутренней среды, возникающих непосредственно на фирме и связанных с организацией ее деятельности. Наиболее существенные из них (в порядке убывания значимости):
1)финансовые трудности: нерегулярный доход; трудности финансирования бизнеса и недостаток оборотных средств; признание, что новый налог все-таки является высоким;
2)специфические трудности: нервно-психологическое переутомление, ненормированный рабочий день, высокая ответственность либо единоличная ответственность за долги, когда деловые просчеты и изменение конъюнктуры рынка непосредственно отражаются на жизненном уровне предпринимателей и их семей;
3)проблемы роста: недостаточный уровень образования, отсутствие делового опыта, трудности в деловом общении (неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты) и проч.
Большинство опрошенных предпринимателей не совсем удовлетворены тем, как идут дела в их бизнесе. А каждый четвертый абсолютно не удовлетворен положением дел либо утверждает, что дела идут очень плохо. Поэтому и в перспективе расширение бизнеса планируют меньшинство опрошенных (См. табл.

1).
Таблица 1
Распределение ответов предпринимателей на вопрос:
Планируете ли Вы в перспективе расширять свой бизнес?, чел.

Варианты ответов Стаж в бизнесе Всего Возраст предпринимателей
До 5 лет От 6 до 10 лет Более 10 лет 20-30 лет 30-40 лет 40-60 лет
1)да 18 13 3 34 13 13 8
2)скорее да, чем нет 13 3 0 16 4 7 5
3)нет 7 15 0 22 5 6 11
4)не задумывался (-ась) над этим 3 7 0 10 1 6 3
5) иное 1 1 0 2 0 2 0
Всего 42 39 3 84 23 34 27


Конечно, часть предпринимателей адаптировались к существующим условиям, считают их приемлемыми для бизнеса. В целом они позитивно оценивают перспективы своей деятельности.



Мнения о том, что открывать новые предприятия выгодно, придерживаются те предприниматели, которые, с одной стороны, уже довольно долго и стабильно работают в своей сфере, приобрели необходимый опыт, наладили отношения с местной администрацией; а с другой стороны те предприниматели, которые только начинают, находятся на этапе становления, поэтому развитие для них это естественный процесс закрепления на рынке.
При этом четвертая часть предпринимателей не видит смысла в развитии своих предприятий и открытии новых. Возможно, это те, кому не хватает знаний или те, кто не смог создать стартовых условий для функционирования предприятия.

У этих предпринимателей в будущем два выхода уход из бизнеса вообще или переход в другую сферу.
Опрос населения показал, что потенциальная база малого предпринимательства достаточно обширна. Уровень жизни опрошенного населения в целом ниже, чем малых предпринимателей: почти половина его живет от зарплаты до зарплаты, а каждому пятому едва хватает на жизнь.

Это веский стимул попробовать свои силы в новом статусе предпринимателя.
Не случайно, что 54% опрошенных жителей нашего города в принципе хотели бы когда-нибудь начать свое дело. Среди причин, мешающих это сделать уже сегодня, главенствующую роль играют финансовые отсутствие стартового капитала и боязнь высоких налогов.
Перспективы развития малого предпринимательства во многом зависят от динамики спроса, наличия неудовлетворенных потребностей населения, дефицита товаров и услуг. К последним в нашем городе, по свидетельству опрошенного населения, можно отнести:
?места для проведения досуга (и детей, и взрослых): кафе, бары, дискотеки, ночные клубы;
?услуги связи: таксофоны, телефоны-автоматы, мобильная связь и проч.;
?банно-прачечные услуги;
?услуги общепита: сеть быстрого питания, доставка продуктов на дом и т.п.;
?приличного качества автосервис, авто-мойки;
?комиссионная торговля, и проч.
Очевидно, в этих направлениях и должны двигаться предприниматели для обеспечения стабильного спроса на результаты своей деятельности.
Следует особо подчеркнуть, что социальный климат в городе, в общем-то, благоприятен для развития предпринимательства. Если в первые несколько лет существования малых предприятий, кооперативов, челноков общественное мнение было настроено против них, то постепенно это отношение стало меняться.

Население убедилось в том, что малый бизнес может активно воздействовать на экономическую ситуацию в регионе, на обеспечение товарами рынка, на поиск альтернатив вынужденной безработице.
В целом, в средних и малых городах малый бизнес развивается менее успешно, чем в крупных. И виновата здесь специфика маленького города: невысок уровень жизни населения, ограничен спрос на товары, потребители предпочитают пользоваться услугами предприятий близ лежащих крупных городов, конкуренцию с которыми местные предприятия не выдерживают.

Поэтому и каждый третий опрошенный предприниматель кандидат в банкроты. А значит, со стороны особенно местных органов власти требуется большая помощь начинающим предпринимателям финансовая, консультационная, организационная.
Список использованной литературы.
1. Авдошина Н.В. Малый промышленный бизнес в Самарской области // СОЦИС. - 2001. - 7. - С. 57.

Институт банкротства: значение позиции государства (на примере НК ЮКОС)

С точки зрения экономической теории институт банкротства является частью системы определения и защиты прав собственности в рамках рыночной экономики, регулируя систему производственных отношений путем установления порядка прекращения и возникновения права собственности на средства производства. Четко определенные права собственности являются основой конкурентной экономики, поэтому целью института банкротства в странах рыночной экономики является недопущение распыления собственности в процессе формального или реального изменения собственника.

Институт банкротства регулирует производственные отношения путем установления порядка прекращения и возникновения права собственности на средства производства. Анализ эволюции института банкротства позволяет выделить следующие его цели: соблюдение интересов собственников путем поддержки попавшего в кризисную ситуацию хозяйствующего субъекта и максимального удовлетворения требований кредиторов по отношению к данному хозяйствующему субъекту.

Институт банкротства предназначен корректировать ситуацию финансовой неплатежеспособности таким образом, чтобы совокупная величина объектов собственности у всех задействованных экономических субъектов после банкротства была бы не меньше, чем до процедуры банкротства. Уменьшение дохода, получаемого от использования собственности, приводит к утрате экономическими субъектами стимулов к деятельности и, в конечном счете, к кризису.
Многочисленные несовершенства института банкротства, предназначенного координировать трансформацию собственности в ситуации экономической несостоятельности, приводят к тому, что реальные (неформальные) действия по оздоровлению неплатежеспособных предприятий выходят за рамки формальных правил, определенных Законом О банкротстве. Искажается экономический смысл банкротства как созидательного элемента институциональной системы, предназначенного содействовать появлению более эффективного собственника средств производства, в процессе перераспределения объектов собственности происходит распыление доходов от собственности и дальнейшее рассогласование разно направленных интересов экономических субъектов, что значительно повышает издержки их взаимодействия и снижает заинтересованность в функционировании объекта собственности.

Очевидно, что эффект от широкого применения механизма банкротства при отсутствии развитых рынков ресурсов, рабочей силы, фондового рынка практически равен нулю или даже вызывает отрицательные последствия, приводя, в конечном счете, к снижению эффективности использования производственных ресурсов, которыми располагает российская экономика. Это вызывает необходимость пересмотра институциональной деятельности государства в сторону расширения воздействия государства на факторы, формирующие условия предпринимательской деятельности.
Ярчайший же пример отрицательной роли государства это дело ЮКОСа. Несмотря на заверения президента о том, что власть не заинтересована в банкротстве компании, в реальности все идет к этому.

Скорее всего, дело закончится продажей наиболее интересных активов (например, Юганскнефтегаза), причем все это организовывается в виде беззалогового аукциона. Это говорит о том, что активно продолжает использоваться опыт 90-х гг. Но в тот период причины действия первой редакции Закона О банкротстве именно в том виде были понятны, хотя вслух и не произносились: необходимость создания крупных налогоплательщиков, необходимость создания платформы для президентских выборов, плохое состояние самих предприятий.

Явные же причины для банкротства ЮКОСа (например, национализация сырьевых отраслей) до сих пор не названы (хотя, конечно же, явно это и не будет произнесено). Как способ решения данной проблемы можно предложить проведение открытых торгов, в которых могут принять участие и иностранцы, и сам опальный олигарх.
Ситуация с ЮКОСом показывает, что власть уже не считает необходимым объяснять обществу свои действия и планы, а институт банкротства по-прежнему используется как удобный механизм для очередного силового передела собственности. Можно сделать вывод, что в совершенствовании нуждается не институт банкротства, а отношение власти к создаваемым ею же законам (в данном случае, закону О банкротстве).
Список использованной литературы.
1.Беляев С.Е. Банкротство как реформа передела собственности // Проблемы новой политической экономии. - 2001. - 3. - С.71-75.
2.Губарь О.В. Эффективность трансформации собственности институтом банкротства // Материалы научно-практической конференции Институциональные преобразования в финансово-кредитной сфере: 22 февраля 2000 г. - Ростов-н/Д., 2000. - С. 15-22.
3.Привалов А. О конце дела ЮКОСа // Эксперт. - 2004. - 28-29. - С. 8.

ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ

Основная особенность менеджмента малого предприятия производителя наукоемкой продукции в России отсутствие финансирования проектов как со стороны государства, так и со стороны других инвесторов. Государственные фонды поддержки предпринимательства малоэффективны по многим причинам: небольшие капиталы, формализм, бюрократизм конкурсов, нежелание ответственных лиц детально и компетентно изучить аттестуемую проблему и т.д.

Коммерческие банки с большим нежеланием дают кредиты под инновационный проект, причем схема его получения и возврата невыгодны для малых предприятий. Частные инвесторы-потребители продукции обещают инновационному малому предприятию купить готовый, действующий товар, но их не интересует как он будет создаваться.

Другая важная особенность практическое отсутствие законов, формирующих конкурентную предпринимательскую среду. Эти особенности, связанные с особым менталитетом и интересами российского общества, относятся к разряду исторических, долговременно решаемых проблем России.
В нашей работе проанализированы особенности менеджмента, присущие научно-производственной фирме (НПФ) малому предприятию, учрежденному физическими лицами научными работниками государственных вузов, имеющей с вузом договор о научно-техническом сотрудничестве по каким-либо направлениям НИОКР.
НПФ такое содружество выгодно по следующим основным причинам.
1. Имидж. Наличие в союзниках государственного вуза престижно, создается ореол высокой профессиональности и надежности, особенно в вопросах сотрудничества с властными структурами.
2. Кадровая политика. Имеется возможность готовить специалистов для фирмы, сотрудничая с кафедрами вузов в научно-исследовательской работе студента (НИРС), в подготовке курсовых и дипломных работ и т.п.
3. Использование научных разработок. Профессорско-преподавательский состав вуза со своими инновационными проектами, уже проверенными в лабораторных условиях, привлекается к коммерческой деятельности фирмы без значительных затрат на НИОКР.
Вузу такое содружество выгодно по следующим основным причинам.
1. Реклама. Высокое качество подготовки специалистов посредством участия студентов в НИРС на базе малых предприятий, выполнении реальных проектов, необходимых потребителю, хозяйствующим субъектам.

Технологическая и преддипломная практика студентов без значительных затрат. Возможность предоставления рабочего места выпускнику сразу после окончания вуза.
2. Власть. Вуз через некоммерческие объединения ассоциацию малых предприятий, учебно-научно-инновационные комплексы и т.п. становится центром проведения государственной инновационной политики в регионе по определенным направлениям.
3. Доходы. Объединение малых предприятий позволяет привлекать их капиталы через спонсорство для решения социальных и хозяйственных проблем вуза: ремонт аудиторий, приобретение высокотехнологичного оборудования, именные стипендии и т.п.
Ниже предложены элементы менеджмента для НПФ на этапе становления в условиях отсутствия значительного собственного капитала, материальных ресурсов и собственного производства.
1. Развитие фирмы. Необходима коммерческая идея, лучше несколько, чтобы в случае неудачи с одним, раскручивать другие.

Менеджер должен ясно представлять, какой товар, услугу предложите на рынок из того, что можете сделать. На этапе развития НПФ должны осуществляться виды деятельности, не требующие больших материальных и финансовых затрат, например:
-коммерциализация научно-технических разработок на рынке товаров, услуг и новшеств (разработка и продажа патентов, лицензий, конструкторско-технологической документации и других новшеств);
-оказание наукоемких услуг: научное руководство работами и консультирование, научно-техническая экспертиза, финансовый аудит и т.п.
-определение и формирование конкурентных преимуществ для фирм и разработка методик развития фирмы на их основе;
-разработка эксплуатационно-экономических требований к создаваемой наукоемкой продукции;
-определение стоимости объектов интеллектуальной собственности.
2. Отсутствие собственного производства. Это особенность не должна сдерживать менеджера, мешать планам выпуска конкретной продукции, если есть коммерциализуемые проекты и финансирование.

В настоящее время много предприятий, имея производственные площади, оборудование и трудовой коллектив, лежат на боку из-за отсутствия финансируемых договоров. Они могут эффективно выполнить работу по изготовлению продукции НПФ, для этого менеджменту фирмы необходимо осуществлять четкие управление и контроль договорных работ.
3. Налоги. Чтобы минимизировать уплату всех причитающихся налогов и платежей, зависящих от фонда заработной платы в постоянном штате фирмы только директор.

Остальные сотрудники фирмы это студенты-дипломники и аспиранты, темы выпускных работ которых выбираются в соответствии с инновационными проектами фирмы.



Содержание раздела