d9e5a92d

ЭКСПАНСИОНИСТСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной продукции на предприятиях этих корпораций ежегодно превышает 1 трлн. долл., на них работает 73 млн. сотрудников. Закономерности развития транснациональных корпораций значительно отличаются от закономерностей развития основной массы национальных фирм.

Среди основных тенденций их развития можно выделить следующие: незначительное сокращение (либо отсутствие сокращения) оборота транснациональных корпораций в периоды кризисов, независимость их даже от длительных депрессивных явлений в отдельных отраслях промышленности; транснациональные корпорации имеют возможность преуспевать вне зависимости от состояния национального хозяйства; от улучшения конъюнктуры внутри страны транснациональные корпорации получают меньший выигрыш.
Развитие международного производства связано не только с прямыми инвестициями, но и с целым рядом других форм международного сотрудничества: лицензионные соглашения, которые дают возможность транснациональным корпорациям участвовать в делах зарубежных компаний и получать прибыли и отчисления за пользование патентом; соглашения об управлении, по которым транснациональные корпорации организуют управление и техническое обслуживание зарубежных компаний в обмен за плату и долю в капитале. Необходимо обратить внимание еще на один фактор, наглядно иллюстрирующий тенденцию интернационализации экономики.

Новое экономическое устройство порождает соответствующие ему надгосударственные политические институты и международные организации, такие как Мировой банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и т.п. В результате возникла своеобразная ситуация двоевластия.

Суверенным государствам приходится сначала в экономической, а затем и в политической сфере делить власть с вышеуказанными организациями. При этом влияние государств идет на убыль, и власть все более переходит в руки транснациональных корпораций и контролируемых ими международных институтов.
Анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных инвестиций позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности ТНК (по сравнению с чисто национальными компаниями): использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок; возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность; возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах; использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира.
Масштабы и характер заграничной инвестиционной деятельности монополий определяется с учетом двух основных факторов. Первый фактор возможность рентабельной эксплуатации национальных производственных сил. Отсюда стремление добиться с помощью экспорта капитала обеспечения энерго-сырьевой базы собственного внутреннего промышленного производства. На других этапах первостепенное значение для компаний приобрели масштабы производства определенных видов продукции, в связи с чем и возникла необходимость максимального продления жизненного цикла продукта с помощью заграничного прямого инвестирования.

Наконец, возрастающая важность осуществления структурных сдвигов в национальной экономике обусловливала для компаний, с одной стороны, необходимость перемещения за границу ряда традиционных отраслей, но с другой, обеспечение доступа к более передовым технике и технологии. Второй важный фактор инвестиционный климат в основных районах приложения капитала. Здесь решающее значение приобретают не только чисто хозяйственные, но и социально-политические факторы.

Наличие необходимой экономической инфраструктуры для организации эффективного производства представляет, безусловно, важнейшую исходную предпосылку для заграничного прямого инвестирования.
В последнее время наметились новые тенденции в размещении инвестиций. Для исследования инвестиций в ТНК используется концепция Даннинга (OLI) и Траектория инвестиционного развития, которая предполагает 5 стадий инвестиционного развития и зависит от того, насколько страны способны быть импортерами или/и экспортерами прямых инвестиций.
1.На этой стадии сравнительные преимущества страны (L) недостаточны для привлечения импортируемых прямых зарубежных инвестиций, за исключением инвестиций в природные ресурсы. Недостаток созданных актив может отражать узость внутренних рынков, объясняться неудовлетворенной экономической политикой государства, неразвитостью инфраструктуры, особенно транспорта и коммуникаций, и главное, недостаточно подготовленной и слабо мотивированной рабочей силой. На этой стадии ИДП обычно капитал почти не вывозится в форме прямых зарубежных инвестиций.

Иностранные фирмы предпочитают вести на рынках экспортно-импортные операции или заключать соглашения о кооперации с местными фирмами, не предполагающие участия в акционерном капитале. Местные фирмы на данном этапе почти не располагают конкурентными преимуществами (О), практически не существует оригинальной местной технологии, нет или мало созданных активов.

Имеющиеся активы сосредоточены, как правило, в отраслях обрабатывающей и добывающей промышленности и образованы под воздействием государства, например, импортным контролем.
Вмешательство государства бывает двух видов. Во-первых, оно может участвовать в создании основы инфраструктуры и повышения качества рабочей силы с помощью совершенствования системы образования и профессиональной подготовки. Государство пытается ликвидировать недостатки. Во-вторых, оно осуществляет социальную и экономическую политику, направленную на изменение структуры рынка.

Характерными для этой стадии ИДП являются такие меры, как импортный протекционизм, требование использования местного компонента и экспортные субсидии. Государство в очень ограниченной степени участвует в создании активов, в частности, инновационного потенциала и квалифицированной рабочей силы.
2.Государство зачастую содействует инвестициям введением тарифных и нетарифных барьеров. На этой стадии импорт капитала направляется в добычу природных ресурсов и сырьевых товаров с малой вертикальной интеграцией в трудоемкие, низкотехнологичные производства и легкую промышленность.
3.Конкурентные преимущества местных фирм меньше зависят от политики государства. По отраслям, требующим минимальных затрат на НИОКР, местные фирмы могут конкурировать с ТНК в пределах своей страны.
4.Страна достигает четвертой стадии, когда ее накопления инвестиции за рубежом превышают или равны накопленным инвестициям импортирующих фирм. Местные фирмы не только могут конкурировать с иностранными фирмами на рынке самой страны, но способны и проникать на внешние рынки.

Технологии продукта на этой стадии полностью оригинальны, капиталоемки, поскольку стоимость капитала становится ниже, чем стоимость труда. Другими словами, сравнительные преимущества страны (L) почти полностью базируются на созданных активах. Импорт капитала в станы, находящиеся на четвертой стадии, в растущей степени носит характер последующих вложений и направлен на рационализацию и поиск стратегических активов для инвестиций из стран, также находящихся на этой стадии.

Конкурентные преимущества таких фирм во все большей степени проистекают от их многонациональности. Некоторый объем импорта капитала происходит и из стран, находящихся на более низких стадиях развития, но в основном направлен на поиски доли рынка или активов или связан с торговлей.

Вывоз капитала будет расти, поскольку фирмы стремятся удержать конкурентные преимущества посредством перевода производств, утрачивающих конкурентоспособность, в оффшорные, а также для преодоления торговых барьеров, которые воздвигают страны на всех стадиях развития. Фирмы в растущей степени стараются интернационализовать рынок для своих конкурентных преимуществ, прибегая к вывозу капитала, который замещает экспорт продукции.

Поскольку конкурентные преимущества фирм из страны базирования, находящихся на этой стадии, примерно одинаковы, растет относительное значение внутриотраслевого производства, обычно следующего за внутриотраслевой торговлей. Роль государства в основном сосредоточивается на обеспечении свободного функционирования рынков.
5.Полное конкурентное равенство. В отличие от предыдущих стадий на стадии 5 конкурентные преимущества ТНК зависят от их способности приобретать активы и эффективно организовать управление, получая выгоду от трансграничного совместного управления ими.

Другая отличительная черта пятой стадии состоит в следующем. По мере глобализации фирм начинает стираться их национальная принадлежность. ТНК больше не оперируют, исходя преимущественно из интересов страны базирования, а торгуют, получают исходные материалы и осуществляют производство там, где это лучше всего соответствует их собственным интересам.

ТНК в растущей мере функционируют как мини-рынки.

ЭКСПАНСИОНИСТСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Одной из ведущих тенденций современной мировой экономики является транснационализация. В силу ряда факторов в 90-е гг. экспансия ТНК существенно усилилась.

Если середине 70-х гг. в мире насчитывалось 7 тыс. ТНК, то в конце 90-х гг., по данным ООН, существовало уже примерно 60 тыс. основных материнских компаний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и аффилированных компаний по всему миру.[1]


ТНК оказывают все большее влияние на систему международных экономических отношений и мировую экономику в целом. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новейшую технику и технологии.
В России ТНК пока еще на стадии формирования, хотя уже сегодня усиленно функционирует ряд крупных компаний, которые по существу являются транснациональными корпорациями и осуществляют активную экспансию как в страны СНГ, так и дальнего зарубежья. Это РАО ЕЭС России, Газпром, Лукойл, Северсталь, Норильский никель и др.
На первом этапе своего становления российские ТНК могут стать реальным фактором противодействия давлению иностранных монополистических групп на экономику России, разворачивая, в частности, производство импортозамещающей продукции. Уже сегодня некоторые российские ТНК в состоянии развернуть и экспортно-ориентированное производство конкурентоспособной продукции.
Практика транснациональной деятельности ряда российских ТНК подтверждает возможность такого рода.
Наиболее мощные российские ТНК функционируют в топливно-энергетическом комплексе. Крупнейший газовый холдинг Газпром является монополистом в добыче и экспорте газа, контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа и обеспечивает около 20% западноевропейских потребностей в этом сырье.
Газпром имеет фирмы со своим участием в 12 странах, центром же зарубежных инвестиций компании стала Германия. Объясняется это тем, что через Германию проходят основные трансевропейские газотранспортные потоки: из Норвегии, России, Голландии.

Стратегические планы Газпрома связаны с активным участием в приватизационных процессах в Словении, Венгрии, Литве, Эстонии.
Активно развивается экспансия Газпрома в страны ближнего зарубежья. Так, в 2004 г. Газпром стал участником проекта по добыче газа и газоконденсата в Узбекистане в Устюртском районе страны на условиях раздела продукции в соотношении 50 на 50.

Весь полученный газ поступит в портфель Газэкспорта для продажи на европейском рынке.
Что касается нефтяных компаний, то они в большей степени по сравнению с международными интегрированными концернами сосредоточены на нефтедобыче, а значит, зависят от колебаний цен на нефть. Чтобы уйти от этого, необходимо контролировать все цепочку производства: от нефтедобычи до сбыта. Именно поэтому сегодня инвестиционные стратегии российских нефтяных компаний не фокусируются только на добыче, и они инвестируют по всему миру. Лукойл, в частности, активно формирует нефтехимическую группу, приобретает активы за рубежом.

Наиболее известная покупка компании американская заправочная сеть Getty (2000 г.). В настоящее время Лукойл продолжает экспансию на рынок нефтепродуктов США.

В 2004 г. компания купила в США 800 автозаправочных станций, потратив 265,75 млн. долларов. По мнению экспертов, в среднесрочной перспективе, если Лукойл сможет транспортировать нефть в США в больших объемах, он станет серьезной международной компанией.[2]
Кроме того, совместные предприятия и акционерные компании с участием Лукойл образованы в Израиле, Чехии, Ирландии, на Кипре, в Азербайджане, Грузии, Белоруссии, Украине, Литве.
Славнефть также широко известна своими проектами за пределами России. В январе 2002 г. подписан контракт на разработку девятого по счету нефтегазового блока в Судане.

Большую активность проявляют компании в Восточной Европе, поскольку относительно дешевые восточноевропейские перерабатывающие заводы и автозаправки дают возможность контролировать цепочку от производства до сбыта.
Интересы отечественных нефтяников США и Европой не ограничиваются, обсуждаются перспективы участия российских компаний (Лукойл, Роснефть, Татнефть) в разработке нефтяных ресурсов в Колумбии, в Ираке, нефтепереработки в Турции.
Активно расширяет свои партнерские отношения с зарубежными предприятиями компания Алроса. В 1992 г. она выиграла тендер на разработку алмазного месторождения Катока в Анголе, в 1998 г. начала разработку алмазных месторождений в Намибии.
Международный российский холдинг Волгабурмаш в 2004 г. заключил договор о приобретении 100% акций химического гиганта Армении ЗАО Завод Наирит. Основные задачи холдинга: модернизация предприятия, повышение рентабельности производства и увеличение объемов продукции; возрождение рынка российских потребителей продукции Наирит. Кроме того, в ближайшей перспективе руководители холдинга намерены открыть дорогу для экспорта продукции в ряд европейских стран.

Армения же получит увеличение количества рабочих мест, выход на иностранные рынки и здоровый рейтинг экономического партнера.
Российские металлурги уже давно занимаются скупкой западных активов. Новолипецкий металлургический комбинат контролирует датский Dansteel, трубная металлургическая компания владеет румынским Artrom, а стальная группа Mechel сразу тремя заводами румынскими Cost и S.C.

Industria и хорватским Mechel Zelyezara.
В феврале 2004 г. российская компания Северсталь завершила сделку по приобретению сталелитейной компании Rouge Industries (США, штат Мичиган). Заинтересованность в Rouge мотивируется желанием выйти на североамериканский рынок автомобильного листа.
Кроме выхода на рынки сбыта Евросоюза и США приобретение российскими сталелитейными компаниями предприятий за рубежом преследует еще одну цель. Это получение контроля над заводами, производящими продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Сбыт такой продукции в России в силу узости рынка ограничен.
В 1996 г. была создана вертикально интегрированная структура Сибирский алюминий. В ее состав входят металлургические заводы и финансово-кредитные институты из России, стран-членов СНГ и дальнего зарубежья: Братский, Саянский (Россия), Павлодарский (Казахстан), Канакерский (Армения) алюминиевые заводы, английская компания Транс Уорлд Алюминиум, Самарская металлургическая компания Самеко, Уральский криолитовый и Челябинский электродный заводы.
В 1998 г. ТФПГ Сибирский алюминий подписала соглашение о стратегическом альянсе с американской ТНК Рейнольдс для укрепления своих позиций на мировом рынке алюминия.
Продолжает мировую экспансию Норильский никель. В 2003 г. компания приобрела контрольный пакет акций американской компании Stillwater Mining GO, что дало возможность увеличения продаж палладия на североамериканском рынке.
В 2004 г. Норильский никель купил 20,9% акций южноафриканской Gold Fields - одного из лидеров мировой золотодобычи. Аналитики оценивают сделку как отличное вложение средств, поскольку Gold Fields - первоклассная компания с хорошо диверсифицированными активами и высоким уровнем менеджмента, что важно в плане обмена технологиями. Кроме того, сделка способствует укреплению позиций Норникеля в золотодобывающей отрасли.[3]
Активную экспансию в страны ближнего и дальнего зарубежья осуществляет РАО ЕЭС России. Купив у американской AES Corporation ее бизнес в Грузии, получив в управление значительную часть генерирующих мощностей в Армении, энергохолдинг имеет далеко идущие планы в отношении Литвы, Латвии, Болгарии, Словакии, Турции.
Кроме того, экспертные группы все чаще обращают свои взоры на центральноазиатские страны, в частности ведутся интенсивные переговоры с Таджикистаном о российском участии в завершении строительства Рогунской и Сангтудинской гидроэлектростанций, создается российско-киргизский энергетический консорциум. Приобретение РАО ЕЭС зарубежных активов дает возможность получения дешевой электроэнергии и способствует оптимизации экспорта.
Активную внешнюю политику осуществляет Русал - третья в мире компания по производству алюминия. В 2004 г. Русал получил полный контроль над своим крупнейшим производителем глинозема Николаевским глиноземным заводом (Украина), в мае подписал с казахской Евразийской финансово-промышленной компанией (ЕФПК) меморандум о совместном строительстве в этой республике алюминиевого и глиноземного заводов мощностью 500 тыс. т. и 1,5 млн. т. соответственно, что позволит Русалу сократить дефицит собственных запасов сырья, а обладающему большими запасами бокситов Казахстану обзавестись первым на своей территории алюминиевым заводом.

Кроме того, для Казахстана создание такой компании означает и выход на международный алюминиевый рынок.
В последние годы активизировали свою деятельность российские компании, работающие в пищевой промышленности. В частности, российская компания Арома приобрела в Молдавии четыре винзавода.

Приобретение винодельческих заводов позволило лучше контролировать цепочку от производства до продажи продукции.
Московский межреспубликанский винзавод (ММВЗ) купил в июле 2004 г. в Болгарии винодельческое предприятие Vinprom Russe. Это не первое за рубежное приобретение ММВЗ, в начале 2003 г. московское предприятие приобрело молдавский винно-коньячный завод.
Крупный российский производитель мороженого, компания Альтер Вест, приобрела фабрики по производству мороженого в Германии и Польше. Покупка Германской фабрики это попытка наших мороженщиков проникнуть на европейский рынок, отгороженный запретительными импортными пошлинами, и приобретение навыков работы в жестких условиях структурированного рынка.
Для того чтобы расширить рынки сбыта, крупнейший российский производитель соков и молочной продукции ОАО Вимм-Билль-Данн начал несколько лет тому назад экспансию в страны СНГ. В настоящее время компания является владельцем трех молочных заводов на Украине и одного в Киргизии.

В 2004 г. Вимм-Билль-Данн завершил сделку по приобретению контрольного пакета акций крупного молочного комбината в Узбекистане ОАО Ташкентсут.
По мнению экспертов, Вимм-Билль-Данн проводит экспансию в страны СНГ в связи с тем, что многие из этих молочных рынков обладают большим потенциалом роста. И пока там, где еще нет большой конкуренции со стороны местных фирм, а также западных корпораций, компания может приобретать лучшие предприятия отрасли.
Стремление компании стать транснациональной полностью оправдано. Это дает возможность не просто расширить бизнес, но и диверсифицировать риски в наше нестабильное время.
Активизируют свою деятельность в странах ближнего зарубежья российские фармацевтические компании. В частности, одна из ведущих российских фармацевтических компаний нижегородская Нижфарм открыла дочерние фирмы на Украине и в Казахстане, на очереди страны Балтии.

В основе успешной стратегии компании преодоление разницы в стандартах на фармацевтическую продукцию.
Как считают аналитики, в ближайшей перспективе отечественные компании продолжат экспансию за рубежом. Но не стоит переоценивать размеры возможной экспансии российских компаний за рубежом. Это связано, прежде всего, с их невысоким инвестиционным потенциалом. Приобретение зарубежных активов пока остается уделом лишь небольшой части российских компаний, работающих в основном в добывающей промышленности.

Тем не менее, можно надеяться, что на сложном пути интеграции России в мировую экономику российские ТНК будут играть роль катализатора устойчивого экономического роста страны.
Основой для создания российских ТНК в настоящее время является ФПГ, процесс формирования которых получил в последние годы существенное развитие. Финансово-промышленные группы, объединяющие юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств-членов СНГ, регистрируются как транснациональные ФПГ (ТФПГ).
На территории России на начало 2002 г. было зарегистрировано 11 ТФПГ. Они охватывают более 18 направлений деятельности в самых разнообразных отраслях: химия и нефтехимия, строительство, черная и цветная металлургия, автомобилестроение и др.
В настоящее время существует множество видов ТФПГ, определяемых исходя из характера финансовых взаимоотношений, входящих в группу предприятий, организационного строения группы, центра ее формирования и других признаков. Наибольшие перспективы имеют промышленные вертикально интегрированные структуры, организованные по принципу холдинга или перекрестного владения акциями.

Такие группы в наибольшей степени учитывает специфику организации высокоинтегрированных промышленных комплексов государств СНГ и относительную неразвитость финансовых и торговых структур, лучше адаптируются к складывающейся экономической ситуации.
Постепенно перерастает в транснациональную корпорацию, интегрированную по вертикальному технологическому принципу, российская ФПГ Сибирский алюминий. Группа ориентируется на создание полного технологического цикла, освоение внутреннего рынка и снижение экспортных рисков.
В наибольшей степени процесс формирования транснациональных структур затронул добывающие отрасли, что касается обрабатывающих отраслей, формирование ТФПГ находится на начальной стадии. Так, крупнейшие автомобилестроительные заводы (ГАЗ И ВАЗ) создают сборочные предприятия в других странах.
Развитие ТФПГ имеет огромное значение для активизации инвестиционного процесса, структурной перестройки экономики, обеспечения развития НТП, совершенствования форм менеджмента и маркетинговой политики в странах СНГ.
К сожалению, создание транснациональных структур на территории стран-участниц Содружества идет достаточно вяло.



Содержание раздела