d9e5a92d

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Власть наделила их тем, чем они в настоящее время обладают, в процессе приватизации, когда собственность, можно так выразиться, просто раздавали. У нас с самого начала приватизация получила ярко выраженный криминальный характер, главным образом за счет двух обстоятельств. Во-первых, потому что она проводилась путем искусственного снижения стоимости приватизируемых предприятий в десятки и сотни раз. Во-вторых, она была направлена на захват лакомых кусков, то есть тех отраслей и производств, которые получают наиболее высокие доходы за счет природной ренты.[2] А олигархи, обретя силу, пытаются оказывать давление на государство.

Роль крупного бизнеса состоит в зарабатывании денег и в укреплении России в экономическом плане, а не в политическом. Но и власть, со своей стороны, не должна пользоваться противозаконными методами. Сегодня в России неприкасаемых олигархов нет.

Государство, наконец, стало возвращать рычаги власти в экономической сфере в свои руки. Задав алгоритм формирования вершинами власти в государственном управлении, теперь оно приступило к выстраиванию вертикали управления в экономике.
Системы управления во многих странах мира опираются на четыре главных принципа: прозрачность, подотчетность, справедливость и ответственность. В нашей стране этого пока нет.

Существующие серые зарплатные схемы не вписываются в корпоративное управление. Но у компаний должны быть стимулы отказа от них, правда, при встречном движении со стороны государства. В настоящее время сложилось такое положение, что те, кто добровольно выходят из тени, оказываются в худшем положении, чем конкуренты, да еще и пользуются повышенным вниманием со стороны проверяющих и правоохранительных органов.

Поэтому государство должно сурово наказывать тех, кто не собирается выходить из тени, и поощрять тех, кто пытается это сделать. Крупные компании не всегда раскрывают сведения о собственниках, а также подчас осуществляют незаконные операции через офшоры.
В этом случае, если фирма предаст гласности информацию о собственниках, к ней, как ни странно, относятся негативно, что тоже тормозит переход к прозрачности бизнеса. Многие компании используют офшоры для упрощения получения инвестиций.

Однако существуют легальные инструменты инвестиций, общеизвестные налоговым органам, являющиеся вполне открытыми и технологичными. В силу этого офшоры не должны использоваться в качестве лазейки ухода от налогообложения.
У олигархов, если они хотят оставаться таковыми, в настоящее время нет другого варианта, как действовать в соответствии с национальными интересами страны в целом. А государственные интересы сегодня очевидны: повышение уровня жизни, развитие реального сектора экономики и т.д.
Список использованной литературы.
1.Аргументы и факты. 2004. - 25.
2.Дзарасов С. Экономика: рыночная или смешанная? // Вопросы экономики. - 2003. - 7. - С. 145.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Глобализация экономики сопровождается углублением международного разделения труда, усилением зависимости национальных экономик, внедрением новых технологий, усложнением хозяйственных связей, формированием институтов наднационального регулирования.
Динамика указанных процессов накладывает отпечаток на развитие отечественной экономики, поскольку фактором выживания в мировой экономике является способность производить конкурентоспособные продукцию и услуги, эффективно использовать имеющиеся преимущества при условии преодоления стремления других стран, крупных иностранных корпораций реализовывать собственные экономические интересы.
В этой связи особую актуальность приобретает целенаправленная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны, ориентированная на обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.[1]
Несмотря на определенные положительные результаты в макроэкономической ситуации (тенденции роста не только в сырьевых отраслях, но и в пищевой промышленности, торговле, строительстве, сфере услуг), нельзя не отметить существующие структурные диспропорции в экономике России, снижение положительного эффекта импортозамещения и ослабления национальной валюты после кризиса 1998 г., зависимость от сырьевого экспорта и колебаний мировой конъюнктуры.
При этом не следует забывать, что наличие экономического роста, являющегося одним из критериев экономического развития, вовсе не означает наличие в экономике качественных изменений, ведущих к развитию производительных сил.
Одно дело - рост на базе отживающих электрифицированных технологий, и совсем другое - на базе технологий технотронных, или цифровых. В первом случае рост не выводит экономику из состояния отсталости, тогда как во втором он сопряжен с прогрессом и подъемом производительных сил. Иначе говоря, в первом случае имеет место рост без развития, а во втором, напротив, обеспечивается интенсификация самого развития.[2]
Значение экономической политики государства значительно возрастает при формировании и налаживании в хозяйственной системе новых механизмов и связей. Государство должно стимулировать развитие системы хозяйственных отношений, ориентированных на рост мировой конкурентоспособности. Подобное стимулирование важно как для государства, так и для бизнеса, получающих от этого выгоду в виде экономической и политической самостоятельности и независимости, разработки и внедрения новых технологий, вовлечения в орбиту своего развития других предприятий и регионов и т.д.

Причем важной составляющей экономической политики является реализация функций не только регулирования, но и стимулирования и контроля за деятельностью экономических субъектов.
Представляется, что решение задач, актуальных сегодня для государства и бизнеса и связанных с обеспечением экономической безопасности РФ, требует, прежде всего, устранения деформаций в структуре российской экономики, расширения рынка наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, способствующих росту конкурентоспособности.
Анализ, проведенный С. Губановым, показывает, что ѕ каждого 1% промышленного роста обеспечили отрасли, чьей продукцией являются топливно-энергетические ресурсы, сырье, материалы и продовольственные товары, в то время как в развитых странах вклад высокотехнологичной продукции составляет около 80%, а на долю различных экстенсивных и конъюнктурных факторов приходится порядка 20%.[2]
В РФ с 1992 по 2002 гг. произошло снижение доли высокотехнологичных отраслей в объеме промышленного производства: машиностроения с 23,8% до 20,9%, легкой промышленности с 5,2% до 1,7%.[3]
Однако следует иметь в виду, что изменение структуры экономики - долговременный процесс, требующий выработки приоритетов и активизации государственного вмешательства в экономику и определения степени адекватности такого вмешательства. Речь, прежде всего, идет, во-первых, о возможности объективного выбора приоритетов и реализации их потенциала, а, во-вторых, о недопустимости подмены административным регулированием возможностей конкурентоспособной экономики сообщать экономическим агентам рыночные сигналы, восприятие которых порождает в т.ч. и межотраслевую конкуренцию, способствующую переливу капитала и изменению структуры экономики.
Безусловно, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура для экспорта сырьевых ресурсов будет выступать фактором, сдерживающим экономический рост за счет внутренних источников. Однако за счет методов таможенного, налогового администрирования, проведения промышленной и антимонопольной политики государство способно влиять на предпочтения бизнеса в части определения перспектив его развития.
В этой связи важно проведение скоординированной государственной политики, учитывающей как общественные интересы, так и интересы бизнеса. В частности необходимо в рамках промышленной и антимонопольной политики обеспечивать максимальное усиление позиций отечественных производителей на мировых рынках в т.ч. за счет поддержки различного рода объединений, получения доступа к ограниченным ресурсам при недопущении ограничения конкуренции на внутреннем рынке.

Причем следует учитывать, что такое ограничение может являться результатом не только действий отечественных предприятий, но и следствием проводимой иностранными компаниями политики по их вытеснению с рынков посредством приобретения контроля над ними или основными звеньями в их производственно-сбытовой цепочке.
Решение задачи расширения рынка наукоемкой продукции предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов в развитие науки и техники и внедрение полученных достижений. В этой связи представляются интересными результаты опроса директоров предприятий ведущих отраслей отечественной экономики, показывающие, что устаревшее оборудование и отсутствие разработок новых продуктов являются основными факторами снижения конкурентоспособности.[4]
В настоящее время при положительном внешнеторговом сальдо экспорт России стратегически не эффективен. Вывоз наукоемкой продукции находится в районе 1%. В промышленно развитом государстве экспорт высокотехнологичной продукции не должен быть ниже 10-15%.[5]
В этой сфере взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса возможно посредством формирования объединенных компаний, использующих военные технологии для производства гражданской продукции. Учитывая то, что решение указанных задач выходит за рамки интересов бизнеса, ориентированного, как правило, на достижение результата в короткий период времени, привлечение частного капитала в эту сферу возможно за счет разработки и совместной реализации программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создания инфраструктуры, обеспечивающей доступность научно-технической и коммерческой информации и внедрение результатов научно-исследовательских разработок.
Несмотря на то, что обеспечение экономической безопасности относится к одной из функций государства, оно не может и не должно рассматриваться в отрыве от интересов бизнеса, реакция которого является проводником и индикатором эффективности деятельности государства в этой сфере. Несовпадение решаемых государством задач и общественно-полезных целей бизнеса ведет к консервации сырьевой структуры отечественной экономики, снижению ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности.



Только их соответствие может обеспечить изменение структуры отечественной экономики, ее качественное развитие и повышение конкурентоспособности.
Список использованной литературы.
1.Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 года 608 О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) // Российская газета. - 1996. - 89, 14 мая.
2.Губанов С. Рост без развития // Вопросы экономики. - 2003. - 9.
3.Диверсификация российской экономики: современные проблемы и задачи. Вопросы экономики, 2003, 12.
4.См.: Российская газета. - 2004. - 143, 7 июля.
5.Проблемы повышения эффективности государственного регулирования экономики и пути их решения: Учебно-методическое пособие РАГС. - М., 2003. - С.35.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК УСЛОВИЕ УДВОЕНИЯ ВВП

Задача удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) в Российской Федерации имеет политическое и экономическое значение. Во-первых, рост ВВП обеспечивает улучшение макроэкономических показателей по многим направлениям. За счет увеличения ВВП возможен рост налоговых поступлений, социальных выплат, заработной платы, инвестиций в реальный сектор экономики, экспорта и так далее. Необходимость удвоения ВВП в политическом плане связана прежде всего с тем, что требуется доказать преимущества новой (рыночной) системы через количественные параметры.

В настоящее время не преодолено отставание ВВП от уровня дореформенного, 1990 г. Вследствие этого социально-экономические и демографические процессы во многом имеют негативный характер (низкий уровень жизни, значительное количество бедных, сокращение продолжительности жизни, падение рождаемости и пр.).
Способность российской экономики удвоить ВВП за столь короткое время вызывает сомнение как у российских, так и у западных аналитиков. Математические расчеты показывают, что ежегодные темпы роста ВВП должны быть не менее 10-11%. Подобные темпы трудно удержать при растущем экономическом потенциале. Опыт других стран (Японии, Китая, Бразилии и пр.) показывает, что после периода высоких темпов роста наступает период относительного покоя.

Экономический рост сдерживается за счет ограничений спроса населения и сбережений (которые, в свою очередь, уменьшают инвестиционные возможности). Для нашей страны это означает, что рост реальных доходов населения не должен отставать от темпов роста ВВП, поскольку экспортные возможности российского бизнеса незначительны.
Некоторые авторы полагают, что высокие цены на нефть и сырьевая направленность российской экономики позволят хотя бы частично реализовать поставленные задачи. Однако даже при благоприятных мировых ценах на нефть Россия не сможет удвоить добычу сырья за столь короткое время ввиду отсутствия достаточных объемов разведанных запасов. За последние годы нефтяные компании не вкладывали необходимые средства в нефтеразведку и обустройство новых месторождений.

До 80% инвестиций направляется на эксплуатацию разведанных скважин.
В настоящее время перекос в сторону сырьевых отраслей является губительным. Структурная перестройка российской экономики должна стать предварительным условием экономического роста. Сейчас актуальной темой являются узкие места в экономике.

Эти, казалось бы, незначительные проблемы очень сильно тормозят общее развитие. Инвестируя относительно небольшие средства в их решение, можно радикально повлиять на качественный экономический рост в целом. Самый типичный пример это инфраструктурные проблемы.

Существует еще целый ряд подобных сложностей, устранив которые, можно повысить темпы экономического роста изнутри. Например, это повышение энергоэффективности.

Высокая доля топливно-энергетических затрат в себестоимости конечного продукта основная проблема российских производителей.
Наиболее реальной возможностью увеличения ВВП является развитие малого и среднего бизнеса. Несмотря на словесную поддержку этого сектора, правительство не уделяло ему достаточного внимания. В основном это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, гораздо проще иметь дело с несколькими крупными налогоплательщиками, чем с массой мелких.

Во-вторых, малый и средний бизнес России задействовал ресурсы страны не в таком объеме, как крупные сырьевые и энергетические компании. Например, малые предприятия Томской области обеспечивают работой только 14% занятых.

Невелика доля малых предприятий в налоговых поступлениях (11-12%).
Вместе с тем у малого и среднего бизнеса имеются значительные резервы и возможности. Малые предприятия больше ориентированы на удовлетворение потребностей населения.

Они решают инвестиционные проблемы за счет собственных, либо заемных средств. Малый и средний бизнес, как правило, не создает проблем для органов государственной власти при банкротстве, реорганизации, модернизации.

За счет внутренних резервов, при благоприятных условиях, малые и средние предприятия способны к существенному увеличению объемов производства.
Однако не стоит преувеличивать значимость этого бизнеса. У малого и среднего бизнеса возникают проблемы освоения новых технологий.

Малые предприятия не обладают достаточными резервами для освоения наукоемкой продукции. На наш взгляд, структурная перестройка экономики за счет малого и среднего бизнеса имеет ограниченные возможности. Скорее всего следует ожидать совершенствования потребительской структуры ВВП.

Затраты на научные исследования малому и даже среднему бизнесу не по силам. В лучшем случае возможна имитация наукоемкой продукции за счет приобретения лицензий у пионерных компаний.
Органам государственной власти следует признать, что за счет малого и среднего бизнеса возможности экономического роста могут существенно возрасти. Как реально привлечь его к решению этой задачи? К сожалению, налоговое законодательство последних лет не облегчает участь малых предприятий. Поэтому говорить о снижении налогового бремени утопично.

Более реально требовать снятия бюрократических ограничений и запретов. По данным экспертного некоммерческого партнерства "ОПОРА России", розничные палатки проверяют около 50 контролирующих организаций, а по административному кодексу, таких структур вообще около 60. Их права весьма неопределенны и имеют свойство часто повторяться. А многочисленные санкции и подзаконные акты позволяют контролерам приостановить деятельность предприятия, противореча экономической и жизненной логике.

Оказывается, благодаря подобным барьерам, цена на конечный продукт производства поднимается и компенсируется из покупательского кармана. Например, в себестоимости булки хлеба 11% занимает плата всевозможным надзирателям.
Другим направлением стимулирования бизнеса является создание ряда государственно-частных структур. Власть может предложить бизнесу принять участие в ряде стратегически важных для нее проектах: в развитии инфраструктуры, в проектах по повышению конкурентоспособности продукции, особенно в перерабатывающем секторе, в социальных программах.

Михаил Фрадков подчеркнул, что тема частно-государственного партнерства теснейшим образом связана с необходимостью повышения социальной ответственности бизнеса крупного, среднего, малого.
На наш взгляд, подобные партнерства возможны либо в условиях максимального доверия к действиям правительства, либо при создании продуманной системы стимулов для бизнеса. Условия для этого имеются. Несмотря на все сложности ведения бизнеса, из исследований, проведенных международной аудиторской и консалтинговой фирмой Грант Торнтон, следует, что российские бизнесмены оценивают достаточно оптимистично и перспективы своего бизнеса, и перспективы экономического роста России.

Тем не менее, есть опасность использования данного сотрудничества прежде всего в политических целях. В итоге будет достигнут некоторый рост, но не процветание страны.
В заключение подведем итоги. Удвоение ВВП скорее политический лозунг, а не продуманная стратегия развития России на среднесрочную перспективу. Подобная задача может быть решена в долгосрочном периоде за счет структурной перестройки экономики в сторону увеличения наукоемкой продукции, ресурсосберегающих технологий, повышения конкурентоспособности российской продукции. Без решения данных проблем удвоение ВВП даст только дополнительную нагрузку на природные и трудовые ресурсы.

Необходима продуманная программа перехода на новую ступень экономического роста. В рамках этой программы возможно уделить внимание малому и среднему бизнесу как катализаторам экономического роста (учитывая его ограниченные возможности).

Что касается частно-государственного партнерства, необходимо обосновать как формы этого партнерства, так и систему стимулов для бизнеса. Только при этих условиях возможно ставить задачу удвоения ВВП.

ИНВЕСТИЦИИ В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ

Данная работа рассматривает важную экономическую проблему - инвестиционную деятельность транснациональных корпораций. Быстрый рост прямых частных инвестиций, выход технологического разделения труда за пределы фирм, отраслей и национальных границ сопровождается появлением научно-производственных комплексов с филиалами в разных странах. На сегодняшний день ТНК являются опорой, на которой базируется народное хозяйство стран развитой экономики, но и, превратившись в крупнейшие транснациональные группы, включающие в структуру заграничные филиалы производственного, научно-исследовательского, снабженческого и сбытового характера.

ТНК активнее действуют на международной арене, став главной силой мировой экономики. Принимающая страна в целом выигрывает от притока инвестиций, трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия, наряду с местными властями, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы.

Широкое привлечение иностранного капитала при помощи ТНК способствует снижению безработицы в стране. Вынуждает местные компании изменять технологический процесс, обучение работников, больше внимания уделять качеству продукции.

За иностранными инвестициями стоит внедрение новых технологий, выпуск новых видов продукции, новый стиль менеджмента, использование всего лучшего из практики зарубежного бизнеса.
Отрицательных эффект от деятельности ТНК: противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность; нарушение законодательства стран пребывания, установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющих интересы развивающихся стран.
В современных условиях принимающие страны, как развитые, так и развивающиеся, одобряют деятельность ТНК на своей территории. В мире существует конкуренция между странами по привлечению прямых зарубежных инвестиций, в процессе которой ТНК получают налоговые скидки и другие льготы.
При выборе страны ТНК оценивают условия инвестирования следующим образом: оценка местного рынка (емкость), наличия ресурсов их местоположение, политической стабильности в стране; правовые условия иностранных инвестиций, налогообложение, характер торговой политики, степень развития инфраструктуры, защита интеллектуальной собственности, государственное регулирование экономики, стоимость и уровень квалификации рабочей силы стабильность национальной валюты. К настоящему времени уже в основном сложилась такая система мироустройства, при которой ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85 рынка меди и бокситов, 80 чая и олова, 75% - бананов, натурального каучука и сырой нефти.

Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80, а в Сингапуре 90%. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК: в США их доля составляет 80%, в Великобритании - 90. Ядро мирохозяйственной системы составляют около 500 ТНК, обладающих практически неограниченной экономической властью.

При этом в развитых странах в каждой отрасли доминирующее положение занимают всего два-три супергиганта, конкурирующих между собой на рынках всех стран.
Главными двигателями в процессе расширения инвестиционной деятельности за рубежом, а также источником проблем выступают слияния и поглощения одних фирм другими. Вторым каналом инвестирования без создания новых производств являются трансграничные межфирменные соглашения акционерного и неакционерного типа.

Поглощения и реальные капиталовложения выступают как конкуренты и в отношении ресурсной базы фирмы и по своим задачам в рамках предпринимательской политики. Существуют такие формы инвестиций как совместное предприятие, лицензионное соглашение, контракты на управление, контракты под ключ и на готовую продукцию, а также на совместное производство и международные субподряды (субподрядчик - отечественная компания, доля капитала не менее 50%).

Являются все эти формы инвестициями или торговыми операциями? Для принимающей - инвестиции; для ТНК - в зависимости от проекта и характера участия.
Экономическая мощь крупных транснациональных корпораций сравнима с ВВП средних государств, и они диктуют свою волю многим странам.



Содержание раздела