Автор: кандидат исторических наук Мазуров Игорь Викторович.
Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Дробница Августина Васильевна,доктор исторических наук, профессор Чудесов Валерий Владимирович.
Учебное пособие, в котором показан процесс перехода Японии от позднефеодального общества к капиталистическому. В работе объясняются причины и особенности перехода к капитализму применительно к Японии.
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений ГИМУ. Цель его - показать изучающим данный курс студентам особенности перехода Японии от феодального общества к капитализму, уяснить причины, определившие, во многом, специфику сегодняшнего развития этой страны.
Процесс перехода страны от феодального общества к капиталистическому, который еще называют процессом модернизации общества1, в разных странах проходил неодинаково. В некоторых странах Европы этот процесс занял столетия.
На Востоке, где все социальные и политические процессы не укладываются в рами европейских научных схем 2, процессы подобного рода отличались особенностями, и в наиболее яркой форме происходили в Японии второй половины ХГХ века.
Как отмечал известный американский японовед Э. Рейсшауэр (Гарвардский университет), Япония вступила на путь модернизации в период Мэйдзи, находясь уже на достаточно высоком уровне развития. К тому же в преобразованиях важную роль сыграла поддержка государства, которое сделало модернизацию приоритетом своей политики.
Заимствование западных методов индустриализации привело к значительному сокращению сроков перехода японского общества от феодального состояния к современному. В то же время, такое сокращение сроков привело и к осложнениям в обществе, которые объяснялись тем, что в процессе осуществления модернизации внедряемые в традиционные структуры современные технологии, политические, экономические и другие нововведения не всегда согласовывались с уровнем развития данного общества.
Характерной чертой японской модернизации в эпоху Мэйдзи являлось осуществление ее через посредство элиты нации. Население само непосредственно не сталкивалось с представителями западной цивилизации и получало новые знания и информацию, переведенную на японский язык.
Поэтому быстрый поворот общества в сторону Запада, европеизация общества не порождали в японском сознании чувства отторжения, а, кроме того, некоторые западные концепции (позитивизм, например) были близки японским традиционным воззрениям. Вообще необходимо сказать, что именно прагматизм японцев позволил им столь успешно ответить на вызов Запада и провести достаточно эффективные реформы в сравнительно короткие сроки, в отличие, скажем, от Китая. И в японском и в китайском случаях важнейшую роль сыграли социально-психологические причины, имеющие глубокие исторические корни, как, например, отношение национального сознания к внешнему миру. Китай на протяжении всей своей длительной истории исполнял роль донора культурных достижений для окружающих его стран.
Поэтому-то китайцы долгое время не могли смириться с мыслью о наличии других, отличных от их собственных, культурных ценностей вовне и необходимости чему-то учиться у других народов. Так, неприятие естественной для европейца мысли о равноуровневом положении посольских представительств с главой государства, в котором эти представительства представлены, явилось одной из причин третьей опиумной войны.
Японцы же на протяжении истории заимствовали культурные достижения извне (большей частью из того же Китая), и потому смогли быстро переориентироваться на новое, сохранив при этом свою национальную самобытность.