d9e5a92d

Основные положения классического монетаризма


В результате действия фактора ожидаемой инфляции, по мнению монетаристов, инфляционный процесс всегда будет значительно превышать темпы, которые должны были бы следовать из концепции Филипса. Таким образом, всякий раз, как только правительство попытается повысить уровень занятости, и уровень безработицы окажется ниже “естественной” нормы, произойдет наложение ожидаемой инфляции на реальные темпы роста цен, в результате чего инфляция резко усилится.
Монетаристы исходят из того, что занятость связана лишь с краткосрочной непредвиденной инфляцией, поскольку она отклоняет уровень безработицы от естественного. Непредвиденную инфляцию она считает следствием ошибочной деятельности правительственных органов. Содержание монетаристской концепции естественного уровня безработицы заключается в том, что в условиях равновесия сохраняется стабильный и оптимальный для экономики естественный уровень безработицы. По мнению широко известных монетаристов М. Фридмена, Т. Саржента, и Р. Люкса-младшего, естественная безработица не зависит от макроэкономических факторов и определяется только микроэкономическими. Они считают, что снизить естественный уровень безработицы с помощью государственного регулирования можно только сокращением расходов на социальные программы и жесткий финансово-бюджетной политикой.

Другие государственные меры по регулированию занятости установление минимальных ставок заработной платы неизбежно содействует росту инфляции.
Монетаристская теория безработицы, отрицающая регулирующее воздействие на занятость макроэкономических факторов, ими же и опровергается. Являясь продуктом капиталистического накопления, условием развития рыночной экономики.
Монетаристское объяснение причин инфляции исключительно денежными факторами и государственным регулированием занятости слабо согласуется с действительностью. Инфляция порождается государственно-монополистической структурой, элементами механизма которой являются скрытая форма перелива капитала, рост правительственных расходов и образование в связи с этим хронических дефицитов государственных бюджетов, рост государственного долга и инфляционные по сути методы его покрытия, чрезмерная кредитная экспансия коммерческих банков, внешнеэкономическая политика. Весь этот достаточно сложный механизм современной экономики своим функционированием порождает и углубляет инфляцию.
На основе теории инфляции и безработицы монетаристы рекомендуют государству целый комплекс регулятивных мероприятий: снижение государственных расходов за счет сокращения социальных программ, расходов на выплаты различного рода пособий; поддержание минимальных ставок заработной платы; ослабление влияния профсоюзов; приспособление налоговой системы к антиинфляционной политике (снижение налогов); обеспечение стабильного роста денежной массы; сокращение роста дефицита федерального бюджета, в том числе и за счет расходов на оборону.
Основные положения классического (фридмановского) монетаризма таковы:

  1. Изменение денежного запаса, а не уровня совокупного спроса является главной причиной изменения уровня цен, а потому и величины номинального дохода. Поэтому существенной является связь между темпом роста количества денег и темпом роста номинального дохода, которую можно выразить посредством той или иной версии количественной теории денег. Однако эта связь не мгновенна. Лаг между изменением предложения денег и доходом достаточно велик (от 3 месяцев до 3 лет).
  2. Изменение количества денег противоречиво влияет на норму процента под которые берутся займы: рост предложения денег сначала вызовет понижение нормы процента, а затем рост затрат и инфляции увеличивает спрос на займы, что ведет к росту величины процента. Поэтому норма процента велика в тех странах, где имеет место быстрый рост денежной массы.
  3. В условиях долгосрочного равновесия деньги нейтральны. Это означает, что имеется долгосрочная пропорциональность между деньгами и ценами, основанная на стабильности денежного проса (или обратной ему величины скорости обращения денег) см. уравнение обмена. Поэтому в долгосрочном периоде процентная ставка определяется реальными факторами, производительностью и бережливостью.
  4. В короткие и средние периоды времени (до 5-7 лет) деньги, напротив, не нейтральны и могут стать причиной реальных изменений в экономике. Изменение спроса на деньги влияет на скорость их обращения. Последняя зависит от величины процентной ставки и темпа инфляции, а также от доходов населения.
  5. Изменение предложения денег влияет на величину дохода. Денежный кризис, приводящий к уменьшению предложения денег, приводит к серьезной депрессии. В соответствии с этим Фридман утверждал, что Великая депрессия в США была вызвана сокращением денежного агрегата в 1933 году по сравнению с 1029 годом на 35% .
  6. Отношения между депозитами и наличными деньгами достаточно устойчивы и предсказуемы. Это означает, что Центральный банк может регулировать общее количество денег в обращении.
  7. Решающее значение имеет не бюджетная, а кредитно-денежная политика.


  8. Инфляция всегда и везде есть денежное явление в том смысле, что она может возникнуть только тогда, когда количество денег растет быстрее, чем уровень производства.
  9. Денежная политика важнее бюджетной. Однако в силу того, что существуют непредсказуемые лаги в отношениях между деньгами, доходами и ценами, то политика “тонкой настройки”, основанная на тщательно разработанной денежной политике, трудно осуществима. Поэтому лучше использовать простое правило ежегодного увеличения денежной массы постоянным темпом, пропорциональным ежегодному темпу экономического роста (для США это 3-5% в год). [2, с.180-182]

Монетаристы сделали определенный шаг в исследовании хозяйственного механизма современной экономики, в изучении функциональной связей и факторов, влияющих на динамику инфляции и безработицы. Классическая экономическая теория и некоторые ее новые варианты абсолютизируют процессы саморегулирования и самоорганизации рынка и поэтому выступают против вмешательства государства в экономику, считая, что рынок в состоянии сам себя регулировать. Монетаристы, как и классики, решительно выступают против государственного вмешательства в экономику, считая его не только бесполезным, но и вредным из-за некомпетентности, бюрократизма и подавления экономической свободы людей.
Вместе с тем монетаристы типичные представители меновой концепции. Первопричину экономических процессов они видят не в производстве, а в обращении. Монетаристы не в состоянии объяснить внутреннее содержание, истоки рассматриваемых тенденций классической экономики.

Полагаясь на эмпиризм, они рекомендуют определять размеры денежной массы приближенно к темпам роста выпуска продукции. Вопрос о том, каким образом этот фактор воздействует на динамику и результаты производства, по существу, обходиться молчанием, поскольку авторы концепции не могут на него ответить. Ссылки на многолетний опыт, статистические данные из истории денежного обращения многими воспринимаются скептически.


Неолиберальная экономическая концепция является результатом исторического развития либерального направления экономической мысли. Неолиберальная экономическая концепция второй половины 20 века исходит из необходимости минимизировать государственное участие, ориентироваться не на смешанную экономику, а на экономику, основанную на частной собственности. Эта концепция базируется на принципе саморегулирования рыночной экономики, свободного от излишней регламентации государства. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности.

Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия отсутствуют.
Неолиберальная концепция как и вся экономическая теория все активнее влияет на реальную экономику. Предложение Хайека отменить государственную монополию на выпуск денег уже частично реализованиа в современных национальных денежных системах, хотя Центральные банки и сохраняют монополию на эмиссию банкнот:

  • во-первых, в открытых экономиках свободно обращаются иностранные валюты, конкурируя с национальной валютой, иностранные банки конкурируют с национальными банками;
  • во-вторых, государственная монополия распространяется только на эмиссию денежной базы, а не на предложение денег;
  • в-третьих, общественное мнение во многом уже осознало пагубность чрезмерной эмиссии денег, ее связь с инфляцией.

Уже практически очевидно, что Хайек прав в главном сохранение и усиление эффективности экономики требует дальнейшего дерегулирования денежной системы и денежного рынка. Но вопрос как это сделать лучше технически, остается пока открытым.
Монетаристская программа государственного регулирования нашла широкий отклик среди правительств США, Великобритании и в ФРГ. В известной мере их концепция оказала положительное воздействие на разработку антиинфляционных мероприятий в США и Великобритании в 80-е годы. Заслуживает внимания монетаристская оценка негативных проявлений кейнсианской теории государственного регулирования в части дефицитного финансирования, чрезмерного выпуска денег в обращение. Но применение на практике рекомендаций монетаристов не всегда дает ощутимые результаты и вызывает серьезную критику со стороны экономистов, высказывающих серьезные сомнения по поводу ее конечного эффекта, поскольку, монетаристы предполагают классический рынок, которого сейчас не существует. Монетаристская модель, как и предшествовавшая ей классическая, обращает главное внимание на процессы самоорганизации экономической системы вообще и рыночного механизма, в частности.

Но, при этом они не забывают тот непреложный факт, что такая система не является целиком самоорганизующейся, она не может полностью регулировать себя.
Применительно к России была разработана своя модификация неолиберальной доктрины Вашингтонского консенсуса, получившая название “шоковой терапии”. Упрощенно она может быть сведена к трем постулатам: либерализации, приватизации и стабилизации через жесткое формальное планирование денежной массы. Но на практике доктрина Вашингтонского консенсуса оказалась неадекватной реальным проблемам экономического развития нашей страны.4
Но не смотря на неудачи, постигшие либеральные реформы в России, либеральная экономическая концепция, уже существующая несколько столетий, прошла проверку временем и доказала свою жизнеспособность. Один из основных принципов неолиберализма, предложенный общепризнанным идеологом либерализма Дж. Ролзом формулируется так: “социальные и экономические неравенства должны быть сглажены таким образом, чтобы они вели к наибольшей выгоде наименее преуспевающих”.

5 Статистические данные показывают, что в промышленно развитых странах, реализующих неолиберальную концепцию, происходит не только экономический рост, но и постоянное уменьшение разницы между доходами самых обеспеченных и низкооплачиваемых граждан. Нелиберализм ориентируется не только на успешное развитие экономической системы, но и на решение социальных проблем (рост среднего класса и ликвидацию бедности).




ЛИТЕРАТУРА:

  1. Джеффри Сакс Неудача Российских реформ /Project Syndicate, August 1999 //"Независимая Газета" 16.09.1999г.
  2. Костюк В.Н. История экономических учений - М.: Центр, 1997.- 224с.
  3. Милтон Фридман Политика мешает реформам /Project Syndicate, June 1999 //"НГ - Политэкономия" №10, июнь 1999г.
  4. Мовсесян А. Либерализм в России //"Независимая Газета" 27.05.1999г.
  5. Никольский С. Либерал и общество//"Независимая Газета" 23.06.1998г.
  6. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики /Под ред. Г.И. Рузавина - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.- 319с.
  7. Улюкаев А. Постсоциалистический либерализм //"НГ - Политэкономия" №11, июль 1999г.
  8. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность М.: Новости, 1992г.
  9. Харц Л. Либерльная традиция в Америке: Пер. с англ., общ. ред. Согрина В.В. - М.: Прогресс - Прогресс-Академия, 1993.- 400с.
  10. Ядгаров Я.С. История экономических учений - М.: ИНФРА-М, 1999.- 320с.


1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов М.: Соцэкгиз, 1963, С.332
2 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег М.:Прогресс, 1978, С.452
3 Фридман М. Политика мешает реформам /“НГ-Политэкономия” № 10, июнь 1999, С.2
4 Львов Д. Слепое следование западным реформам доказало свою несостоятельность /“НГ-Политэкономия” №13, сентябрь 1999, С.7
5 Мовтесян А. Либерарализм в России /“Независимая газета” 28.05.99г.



Содержание раздела