d9e5a92d

СОЦИАЛИЗМ В ИЗВЕСТНОМ СМЫСЛЕ


Самый острый дискуссионный вопрос, который обозначился при описании сущности элитаризма, – это вопрос о том, является ли элитаризм разновидностью капитализма – или же он представляет собой качественно иную форму социальной организации?
На этот вопрос можно ответить следующим образом: в некоторой степени справедливо как первое, так и второе утверждение. С одной стороны, элитаризм, безусловно, – плоть от плоти капитализма: элита использует именно капиталистический уклад как фундамент своего могущества, как экономический инструмент осуществления власти над народом. Но между собственно капитализмом и элитаризмом все же есть существенные, описанные выше, отличия, заставляющие рассматривать последний как качественно новый тип общества, пусть и возникший на базе капитализма. Повторим, что самое главное отличие – это выделение особой управляющей прослойки, которая становится как бы над объективными законами, определяющими функционирование капиталистической экономики, и осуществляет централизованное управление обществом главным образом внеэкономическими методами.

Если обращаться к историческим аналогиям, то элитаризм в определенном смысле имеет такое же отношение к свободно-рыночному капитализму, как абсолютизм к феодализму эпохи феодальной раздробленности, как цезаризм к раннему рабовладельческому строю. С одной стороны, эти качественные надстройки над эпохами можно рассматривать как составную часть этих эпох, но при этом все же есть немаловажные признаки, характеризующие их как нечто качественно новое, функционирование которого уже не может быть описано посредством законов, свойственных классической эпохе.
Вновь вернемся к рассмотрению переломного момента в развитии капитализма. По ленинскому определению, ГМК является той ступенькой, между которой и социализмом (в каком смысле здесь употреблять слово социализм – это отдельный вопрос) никаких промежуточных ступеней нет. ГМК, осуществляя централизованное мобилизационное руководство экономикой, непосредственно готовит почву для реального обобществления средств производства, на базе которого осуществляется диктатура пролетариата.

Этот сценарий и был реализован в России в 1917 году, когда партия большевиков, воспользовавшись вызванным войной острейшим социально-экономическим кризисом и крайней слабостью буржуазного правительства – а самое главное – подготовленной государственно-монополистическим капитализмом экономической базой, осуществила государственный переворот в форме возглавляемого ею вооруженного восстания народных масс. После Октябрьской революции в России возник особый, принципиально новый тип общества – переходное эгалитарное общество, использующее производительные силы в интересах всего населения и сознательно осуществляющее построение социализма. По названию государства и его номинальной формы политического управления это общество вошло в историю под именем советского общества.
К природе советского общества мы вернемся ниже, но здесь подчеркнем лишь то, что советское общество все же не было в полном смысле этого слова социалистическим. Это было лишь переходное общество, которое к социализму перейти так и не успело. По ленинскому определению, оно может быть охарактеризовано как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией. И если для характеристики этого послереволюционного общества Ленин в своих последних работах использовал слово социализм, то, как правило, при этом добавлял к нему выражение в известном смысле.
Итак, фаза ГМК – это та точка бифуркации, после которой общество может пойти по двум направлениям: либо посткапиталистический элитаризм, либо предсоциалистический эгалитаризм. Но и в том, и в другом случае капитализм как целостная самодостаточная общественно-экономическая формация после окончания стадии ГМК исчезает навсегда.
Но при этом данное утверждение не следует понимать в том смысле, что будто бы капитализм умер. Капитализм по-прежнему продолжает жить и развиваться – но лишь в качестве отдельного, пусть и немаловажного, экономического уклада. При этом нынешнему социальному строю присущи важнейшие качественные отличия от строя капиталистического в том его виде, который описывался классиками марксизма. Как уже сказано, в сложной многоукладной социальной системе элитаризма развитый капиталистический уклад, функционирующий по законам рыночной экономики и для которого по-прежнему характерна конкурентная борьба, по-прежнему присутствует, но при этом уже не является доминирующим. Общая схема построения элитарного общества напоминает пирамиду, на вершине которой находится финансовая элита, чуть ниже – промышленные транснациональные корпорации, под ними – государственный аппарат, еще ниже – средний и мелкий бизнес, и, наконец, наемные работники (пролетарии в классическом смысле).



Капиталистический уклад используется в качестве насоса для перекачивания средств в пользу элиты и пьедестала ее господства в экономике и всех остальных сферах общественной жизни.
Элитаризму имманентно присуще стремление выйти за границы национальной элитаристской системы и выстроить всемирную пирамиду господства, в которую включены не только зависимые страны, но и развитые – то есть все без исключения страны мира. В настоящее время происходит объективный процесс слияния элит промышленно развитых стран при ведущей роли элиты, сформировавшейся в наиболее развитом элитаристском государстве (США), и подчинение этому элитарному конгломерату стран третьего мира, превращенных в главный источник его могущества. При этом внутри этих стран-доноров под контролем мировой элиты формируется собственная элитаристская пирамида: коллаборационистское правительство – компрадорская буржуазия – крупная национальная буржуазия – средняя и мелкая буржуазия, пролетариат и пауперы.
Важно отметить, что иерархия элитаристской системы управления обществом в зависимых периферийных государствах выстроена именно в такой последовательности. В этих странах, включенных во всемирную элитаристскую пирамиду в качестве ресурсного придатка, в отличие от стран-метрополий, господствующие позиции по отношению к капиталистическому занимает государственно-бюрократический уклад, который берет на себя управление развитием общества в пределах национальных границ. В этом случае наблюдается, казалось бы, парадоксальная с точки зрения марксизма ситуация – не государство прислуживает капиталу, а наоборот: капитал находится в подчинении у государства.

Правда, при этом национальное правительство отнюдь не осуществляет полный диктат – оно подчиняется, в свою очередь, иностранным транснациональным корпорациям, правительствам государств-метрополий и, разумеется, стоящим над ними мировым финансовым институтам. Однако в рамках границ государства именно административный уклад становится главенствующим. За примерами далеко ходить не надо: это диктатуры в странах третьего мира и республик, возникших на месте распавшегося СССР. Впрочем, тема развития элитаризма в нашей стране подробнее будет раскрыта в соответствующем разделе.
При осуществлении экспансии по отношению к менее развитым странам правящая элита поднимает население своей страны на более высокую ступень иерархии и сознательно делится с ним частью прибыли от их эксплуатации, тем самым превращая его в своего рода господствующий класс по отношению к трудящимся завоеванных стран.
В этом и заключается суть активно осуществляющегося в настоящее время процесса глобализации, имеющей расхожее определение империалистическая, но которую все же правильнее называть элитаристской.
В рамках концепции элитаризма не возникает никаких трудностей с анализом такого явления, как фашизм, при описании которого со строгих марксистско-ленинских позиций иногда возникают определенные проблемы. Фашизм – это ни в коей мере не государственно-монополистический капитализм, как утверждают некоторые марксисты. Это не что иное, как наиболее жесткий, радикальный и агрессивный вариант элитаризма, и по своей экономической сути он является тем же, что и мягкий элитаризм в странах западных демократий: установление контроля правящей корпоративной элиты над средствами производства в масштабе всего государства, широкое применение административных внеэкономических методов управления и всемерный контроль за сторонами жизни общества, не относящимися напрямую к экономике.
Таким образом, весь мир сейчас живет в особую эпоху, когда капитализма (в его прежнем, марксистско-ленинском, понимании) уже нет, а социализма еще нет. Описанию этого переходного периода и посвящена данная работа.


СОЦИАЛИЗМ В ИЗВЕСТНОМ СМЫСЛЕ

К 1917 году Россия, как и другие промышленно развитые страны, участвовавшие в мировой войне, вступила в стадию государственно-монополистического капитализма. Это предоставило прогрессивным политическим силам объективную возможность совершить социалистическую революцию и установить диктатуру пролетариата, экономическая база которой представляла собой конфискованные у крупного капитала средства производства, возможность национализации которых была подготовлена всем предшествующим процессом развития производственных отношений в рамках ГМК.



Содержание раздела