d9e5a92d

Термины группы "D"


Термины группы "D" (DAF, DES, DEQ DDU И DDP).
Согласно терминам группы "D", продавец несет ответственность за прибытие товаров в согласованный пункт или порт назначения. Продавец несет все риски и оплачивает все расходы по доставке товара в этот пункт. Следовательно, группа терминов "D" представляет "договоры доставки" (arriwal contracts), а группа терминов "С" - "договоры отгрузки" (shipment contracts).
Термины группы "D" подразделяются на две категории. Согласно терминам DAF, DES, и DDU продавец не обязан поставить товары, прошедшие необходимую для импорта очистку, согласно же терминам DEQ и DDP он обязан обеспечить такую очистку. Поскольку термин DAF используется часто при железнодорожных перевозках, когда обычно перевозчиком оформляется прямой перевозочный документ, обеспечивающий перевозку до места назначения и заключается договор страхования на тот же период времени, в п. А.8. толкования данного термина имеется соответствующее положение.

Однако подобное содействие продавца покупателю в заключении прямого договора перевозки осуществляется за счет и риск покупателя. Аналогично, все расходы по страхованию в период после поставки продавцом товара на границу осуществляются за счет покупателя.
Термин DDU включен в настоящую редакцию 1990 года. Данный термин имеет значение, когда продавец обязуется поставить товар в место назначения, однако без оплаты таможенной очистки по импорту и без оплаты таможенных пошлин. Хотя таможенная очистка по импорту не представляет какой-либо проблемы в странах Общего рынка, данный термин может быть весьма приемлемым.

Вместе с тем в тех странах, где таможенная очистка по импорту затруднена и требует затрат времени, для продавца может оказаться рискованным принятие обязательства по поставке товара с прохождением таможни. Хотя согласно толкованию термина DDU, пункта В.5 и В.6, покупатель несет дополнительные расходы, связанные с невыполнением им обязанности по таможенной очистке товара при ввозе, продавцу не рекомендуется использовать данный термин в тех странах, где возможны трудности в связи с таможенной очисткой товара при возе.
Необоротные транспортные документы вместо коносамента.
В последние годы происходит значительное упрощение транспортных документов. Коносаменты часто заменяются не оборотными документами, аналогично тем, которые используются при иных способах транспортировки товара. Такие документы именуются "морская накладная", "линейная накладная", "фрахтовая расписка", применяются также вариации подобных выражений. Такие документы удобны для пользования, за исключением случаев, когда покупатель намерен путем передачи транспортного документа новому покупателю продать товар, находящийся в пути. Для этого обязательство продавца о представлении коносамента по условиям CFR и CIF должно быть сохранено.

В тех же случаях, когда сторонам известно, что покупатель не намерен продавать товар в пути, они могут договориться об освобождении продавца от обязанности представлять коносамент или они могут использовать термины CPT и CIP, в которых отсутствует обязанность представить коносамент.
III. Международные транспортные перевозки: состояние и перспективы российского транспорта в мировой системе
Геополитическое положение России между двумя динамично развивающими мировыми центрами деловой активности - Европой и Азией - предопределяет ее особую, ключевую роль в обеспечении евроазиатских связей. Территория Российской Федерации расположена на пересечении кратчайших торговых путей между странами Европы, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, на направлении которых формируются основные международные транспортные потоки. Однако мощный транзитный потенциал России используется пока слабо. Вместе с тем, правительства ряда государств, объединившись в международные альянсы при поддержке ЕС и международных организаций, стали инициировать ряд крупных международных транспортных проектов, предусматривающих транспортировку грузов евразийской торговли в обход территории России. Реализация таких проектов может отрицательно сказаться не только на экономике нашей страны, но и ее национальной безопасности.



В борьбе за конкуренцию на рынке международных транспортных услуг Россия имеет хорошие стартовые позиции и преимущества географического положения на Евроазиатском континенте. Международные транспортные маршруты пересекают нашу страну по кратчайшим расстояниям, с минимальным числом пересечений государственных границ и проходят по территории с единым правовым пространством, что обеспечивает кратчайшие сроки доставки грузов. Кроме этого Россия на направлениях основных международных грузопотоков располагает развитой сетью железнодорожных и водных путей, имеющих резерв провозной способности, и развивающейся сетью автомобильных дорог, что позволит избежать необходимости крупных инвестиций в обустройство международных коридоров. Таким образом, одним из ключевых звеньев развития российской экономики становится совершенствование транспортной системы и реализация мощного транзитного потенциала страны для обеспечения евроазиатских связей.

Развитие этого сектора российской экономики может стать существенным вкладом в увеличение ВВП России, что будет обусловлено, в таком случае, ростом объемов транспортной работы и мультипликативным эффектом в других отраслях экономики. Приоритетные направления транспортных связей между Западом и Востоком были определены в 1994 г., на состоявшейся на о. Крит второй Общеевропейской конференции по транспорту. Они нашли отражение в создании девяти паневропейских транспортных коридоров, три из которых (N1, N2 и N 9) проходят по территории Российской Федерации. На третьей Общеевропейской конференции по транспорту в Хельсинки (1997 г.) были приняты решения о продлении существующего коридора N 2 до Нижнего Новгорода и об обеспечении расширяющихся евроазиатских транспортных связей.

Однако, система паневропейских коридоров не полностью отвечает геополитическим и экономическим интересам России. В частности, в нынешнем варианте, они не обеспечивают транспортных подходов к ряду регионов - крупных участников внешнеэкономической деятельности, а также экономические связи с одним из мировых центров деловой активности - Азиатско-Тихоокеанским регионом, не позволяют активно использовать транспортные коммуникации России для обеспечения международных трансконтинентальных связей. Для более полного использования преимуществ географического положения страны, обеспечения возрастающих объемов внешнеторговой деятельности, укрепления роли России в мировой хозяйственной системе необходимо формирование и планомерное развитие российских международных транспортных коридоров, как важных элементов создаваемой международной евроазиатской транспортной инфраструктуры.
Проводя внешнеэкономическую политику, направленную на расширение взаимовыгодного сотрудничества с государствами всех континентов земного шара, обладая огромным ресурсным потенциалом, Россия является одним из крупнейших участников мирового грузо- и товарообмена. В 1999 г. перевозки российских внешнеторговых грузов увеличились до 596 млн.т, в том числе экспорт - до 528 млн.т. Объем международных транзитных перевозок возрос до 20,8 млн.т. Основные торговые партнеры России в настоящее время - страны Европы, на которые приходится более половины объема внешнеторговых перевозок (в 1998 г. - 298 млн.т).

Значительны объемы связей со странами СНГ (около 160 млн.т), прежде всего - с Украиной, Казахстаном и Белоруссией. Перевозки пассажиров в международном сообщении составляют в настоящее время 14,7 млн. человек. Около 11 млн. человек следует через воздушное пространство России транзитом. Дальнейшее увеличение объемов внешнеторговых и транзитных грузовых, а также международных пассажирских перевозок будет определяться темпами экономического роста и структурных преобразований в экономике, техническим уровнем транспортной системы и качеством предоставляемых услуг. Ожидается, что к 2010 г. объем внешней торговли России в стоимостном выражении возрастет по сравнению с уровнем 1998 г. на 70- 75%, а объемы перевозок экспортно-импортных грузов - на 30-35%.

1 Таким образом, основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок концентрируются по осям Запад-Восток и Север-Юг и совпадают с главными направлениями перевозок в межрегиональном сообщении внутри России, в районе тяготения которых сосредоточено около двух третей населения и промышленного потенциала Российской Федерации. Воздушные трассы, проходящие над территорией России в широтном и меридиональном направлениях, обеспечивают эффективное использование нашего воздушного пространства для международных и, прежде всего, транзитных перевозок. Из этого следует, что развитие международных транспортных коридоров отвечает как внешним, так и внутренним экономическим интересам Российской Федерации. Россия в системе международных транспортных коридоров.

Формируемая в настоящее время Европейским Союзом паневропейская система международных транспортных коридоров включает 10 направлений. Основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок концентрируются по осям Запад-Восток и Север-Юг и совпадают с главными направлениями перевозок в межрегиональном сообщении внутри России, в районе тяготения которых сосредоточено около двух третей населения и промышленного потенциала Российской Федерации. Из этого следует, что развитие международных транспортных коридоров отвечает как внешним, так и внутренним экономическим интересам Российской Федерации. На территории России по указанным осям проходят два направления (широтное и меридиональное) формируемой в рамках ООН сети евроазиатских трансконтинентальных связей, а именно: - Западная Европа - Россия (Транссиб) - Корейский полуостров, Япония, с ответвлениями на Казахстан, Китай и Монголию; - Северная Европа - Россия (Каспийское море) - Центральная Азия - Иран (Персидский залив) - Индия (коридор "Север - Юг").

Базовым маршрутом широтного евроазиатского направления является Транссибирская железнодорожная магистраль. Важнейшим для России также является меридиональное направление - коридор "Север-Юг". Использование этих направлений для перевозок через территорию России международных транзитных грузов обеспечивает существенное сокращение сроков их доставки в сообщении страны Азиатско- Тихоокеанского региона, бассейна Индийского океана и Персидского залива - страны Европы за счет значительно меньшей протяженности маршрутов (в 2-3 раза) по сравнению с южным морским путем через Суэцкий канал. В перспективе перевозки транзитных грузов в контейнерах по широтному направлению (через Транссиб) могут составить 600-800 тыс. ед., по меридиональному направлению (коридор "Север-Юг") - 80-100 тыс. ед. Такой подход к развитию международных транспортных коммуникаций на территории России, заключающийся в наиболее полном использовании потенциала национальной транспортной системы, вытекает из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики" и одобренных Правительством Российской Федерации Основных направлений социально-экономической политики на долгосрочную перспективу и является приоритетным в развитии транспортной инфраструктуры страны.

Уникальное геополитическое положение России в Евразии дает исключительную возможность использовать свою территорию для объединения телекоммуникационных систем стран Западной Европы и Центральной и Восточной Азии. Решение этой проблемы одновременно с формированием международных транспортных коридоров позволит получить ряд дополнительных экономических и политических преимуществ. Международные телекоммуникационные линии проходят в обход территории России, что является следствием стремления некоторых международных кругов вытеснить нашу страну из международного транспортного и телекоммуникационного транзита. Решение этих вопросов одновременно с развитием транспортных коммуникаций в составе международных транспортных коридоров становится особенно актуальным при использовании земель железных и автомобильных дорог для их размещения, а также для введения в коммерческий оборот права прокладки и эксплуатации линий связи на землях, занятых федеральными путями сообщения. Ресурсное обеспечение развития международных транспортных коридоров.

Решение крупномасштабной государственной задачи развития транспортного и транзитного потенциала России путем создания на ее территории международных транспортных коридоров для привлечения международных транспортных потоков, включая переключение на них 5-6% товарного потока, потребует существенной модернизации транспортной инфраструктуры страны. Предварительные оценки показывают, что на развитие транспортной инфраструктуры международных транспортных коридоров в период 2001- 2010 гг. будет направлено около 600 млрд. руб. (в ценах 2001 г.), в том числе из собственных и привлеченных средств предприятий - 420 млрд. руб. Годовой объем финансирования из федерального бюджета составит 12 млрд.руб., из бюджетов субъектов Российской Федерации - 6 млрд.руб. Основными источниками финансирования инвестиционных проектов, направленных на развитие международных транспортных коридоров в период 2001-2010 гг., будут собственные средства транспортных предприятий, операторов и крупных грузовладельцев, а также средства инвесторов, заинтересованных в реализации этих проектов.

Рост экономики России обусловит рост объемов внутрироссийских, внешнеторговых и международных транзитных перевозок, что, в свою очередь, приведет к увеличению более чем в 2 раза доходов предприятий транспортного комплекса. Связанное с этим увеличение инвестиционного потенциала транспортных предприятий и повышение их привлекательности для внешних инвесторов позволит обеспечить рост инвестиций, направляемых на развитие международных транспортных коридоров, с 30 млрд. руб. в 2001 г. до 80-100 млрд. руб. в 2010 году. Социально-экономические результаты формирования и функционирования международных транспортных коридоров.

Результаты формирования и развития международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации выходят за рамки решения исключительно транспортных проблем. Позитивное влияние результаты развития этого сектора экономики могут оказать не только на показатели работы транспортной системы страны, но и на макроэкономические показатели. Это будет касаться дополнительных доходов государства от увеличения объемов международных перевозок по территории России, включая увеличение транзита, а также повышение использования производственного потенциала транспортной инфраструктуры.

По экспертным оценкам в 2010 году за счет увеличения объемов использования российских портов и увеличения числа судов, подконтрольных российским судовладельцам, дополнительные доходы составят 1,5 миллиардов долларов в год. К этому же периоду доходы за счет увеличения объемов международных перевозок российскими автоперевозчиками составят до 2 миллиардов долларов в год. Реализация транзитного потенциала России к концу рассматриваемого периода сможет обеспечить дополнительные доходы в размере 5-6 миллиардов долларов в год. Таким образом, ежегодно дополнительные доходы государства при реализации программы развития международных транспортных коридоров за счет увеличения экспорта транспортных услуг могут составить 8,5-9,5 миллиардов долларов. Реализация крупномасштабных транспортных проектов будет способствовать привлечению частных, в том числе - иностранных инвестиций, объем которых может оцениваться от 1 до 3 миллиардов долларов в год.

Развитие международных транспортных коридоров на территории России улучшит состояние транспортных коммуникаций и будет способствовать развитию внешней торговли и международного туризма. Формирование международных транспортных коридоров, учитывая особенности географического положения нашей страны, будет ориентировано на решение транспортных проблем регионов, содействие развитию новых территорий, в том числе - путем вовлечения их во внешнеэкономическую деятельность. Рост транспортного потенциала, реализация крупномасштабных транспортных проектов обеспечит создание более 100 тысяч новых рабочих мест в сфере обслуживания участников транспортного процесса при строительстве и модернизации объектов транспортной инфраструктуры.

Прогнозируемые результаты от реализации программы развития международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации ставят эту проблему в число одной из важнейших государственных задач.



Содержание раздела