d9e5a92d

ЧАСТНЫЕ ФИРМЫ И КОРПОРАЦИИ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ


количества иностранных дочерних фирм международных концернов
является прямым или косвенным результатом слабого развития
экономики этой страны. С точки зрения такой страны следовало бы
проверить, почему, во-первых, отечественные фирмы не были в
состоянии своевременно кооперировать работу между собой и
полностью обеспечить потребности данного рынка; почему,
во-вторых, иностранные фирмы, иностранное "ноу-хау" были в
состоянии завоевать значительную часть данного рынка, почему,
в-третьих, домашние фирмы не увидели шансов стать поставщиками
своей продукции международным концернам за рубежом и,
следовательно, предоставили этим концернам возможность создать
свои филиалы в данной стране.
Впрочем, как мы уже говорили, влияние международных
концернов ощущается во всех капиталистических странах мира,
даже в самых развитых.
Каким образом международные концерны создают свои филиалы в
других странах? Во-первых, во многих случаях они просто
покупают уже существующие предприятия, которые попали в
финансовое затруднение, во-вторых, они строят новые
предприятия, используя существенные государственные льготы и
стимулы. Эти льготы и стимулы все страны Запада используют для
привлечения иностранного капитала. К числу таких льгот и
стимулов относятся:
-- предоставление земельных участков либо бесплатно, либо по
очень выгодным ценам;
-- предоставление или строительство государством необходимой
инфраструктуры, тоже либо бесплатно, либо по очень низким
ценам;
-- прямые государственные субсидии под различным названием,
из существующих во многих странах фондов для создания новых
рабочих мест, прежде всего, в малоразвитых районах.
Если международные концерны собираются создать новый филиал,
то нередко между ними проводится настоящая гонка за получением
таких льгот. Международные концерны уже привыкли к льготам и
широко их используют, противопоставляя одну страну другой.
О положительном или отрицательном эффекте прямых
капиталовложений ТНК написана большая литература. Однако многие
из публикаций оказываются довольно предвзятыми.
Достаточно бесспорным является тот факт, что иностранные
капиталовложения в малоразвитые страны обычно имеют небольшой
положительный, если не откровенно отрицательный эффект, как,
скажем, строительство гостиничных и туристских комплексов в
малоразвитых в промышленном отношении странах, где единственным
преимуществом, которое страна может извлечь из этих
капиталовложений, является то, что определенное число жителей
находит рабочие места в построенных гостиницах. Но эти люди
работают исключительно на самом низком уровне сферы
обслуживания, а более престижные рабочие места практически
всегда заняты иностранцами. Поэтому только ограниченная часть
всей заработной платы остается в стране. К тому же, при
строительстве гостиниц, как правило, импортируют не только все
необходимые строительные материалы, но и мебель, а затем даже
часть продовольствия, необходимого для питания и обслуживания
иностранных туристов. Вся прибыль, разумеется, переводится за
границу.
Сложнее определить эффект международных капиталовложений в
более развитых странах. Даже в ФРГ, которая по уровню развития
промышленности и уровню жизни является одной из ведущих стран
Запада, специалисты пока не смогли прийти к единому выводу по
данному вопросу.
Достаточно объективное исследование в данной области было
уже проведено в 1987 г. Организацией экономического развития и
сотрудничества в Ирландии, Бельгии, Канаде и Австрии (в 1988 г.
). Проведенные независимо друг от друга исследования позволили
сделать следующие выводы:
-- значительная часть дочерних предприятий международных
концернов не принесла в страны ни особой современной
технологии, ни особого "ноу-хау";
-- дочерние предприятия международных концернов приносят
сравнительно небольшую пользу для общего экономического
развития данной страны, за исключением прямых расходов на
персонал (зарплата), Они, как уже упоминалось, во многих
странах получают субсидии и платные льготы из государственного
бюджета. Последнее означает, что налогоплательщики, в том
числе, разумеется и конкуренты ТНК, субсидируют


транснациональные корпорации;
-- дочерние предприятия только в крайне небольших масштабах
сотрудничают с промышленностью в данной стране и ориентируются
практически только на свою материнскую компанию. Таким образом,
даже если они приносят в страну передовую технологию, последняя
не оказывает никакого эффекта на ее экономическое развитие;
-- расходы на исследования и разработки в филиалах
международных концернов обычно являются очень высокими по
сравнению с теми же расходами на предприятиях данной страны, но
они почти всегда значительно ниже, чем аналогичные расходы на
материнском предприятии. К тому же теории, согласно которым
иностранные инвестиции способствуют повышению квалификации
отечественной рабочей силы, тоже не оправдывают себя на деле,
поскольку эти предприятия обычно вербуют в той стране
высококвалифицированных рабочих у своих конкурентов.
Эти факты еще раз подтверждают, что деятельность
международных концернов в области создания новых филиалов, т.е.
осуществления прямых капиталовложений в другие страны, не
всегда дает положительный результат для их экономики.
О роли капиталовложений в другие страны и сращивании
экономики западных стран хорошо говорят следующие данные:
-- по Швейцарии -- на 100 работающих в этой стране
приходится 79 рабочих и служащих, занятых на швейцарских
предприятиях за рубежом;
-- по Швеции -- на 100 работающих на предприятиях в стране
приходится 20 занятых на шведских предприятиях за рубежом;
-- по Финляндии -- соответственно 17 человек;
-- по ФРГ-12.
Министры финансов, торговли и транспорта западноевропейских
стран регулярно встречаются независимо от того, являются ли эти
страны членами "Общего рынка" и ЕАСТ или нет. Особенно тесные
контакты такого рода устанавливаются между немецкоговорящими
странами: ФРГ, Швейцарией и Австрией. При определении тех или
иных мер финансовой и торговой политики все западноевропейские
страны вынуждены учитывать реакцию других стран. В большинстве
случаев такие меры не принимаются самостоятельно, без
консультации со своими соседями и крупнейшими торговыми
партнерами.

ЧАСТНЫЕ ФИРМЫ И КОРПОРАЦИИ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

И КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Организационная структура предприятия, в основном, зависит
от правовой формы, т.е. от его устава. Однако организационные
структуры, применяемые сейчас в экономике, специально не
разрабатывались для предприятий. Они формировались, в основном,
в соответствии с историческими и социальными условиями того
времени, когда вступали в силу, и зависели от социальных и
экономических идей государства и общества на конкретном
историческом этапе.
Когда в 30-е годы прошлого столетия в Европе зарождались
первые промышленные предприятия, примером организации
управления этими предприятиями служило абсолютистское
государство со своей армией и административным аппаратом.
Для абсолютистского государства характерно наличие
командно-бюрократической структуры, т.е. соотношение команд
(распоряжений) и повинностей, отправным пунктом была персона
монарха. Теоретик государственного абсолютизма Иоганнес Бодинус
в своей работе "Шесть книг о республике", написанной в 1576 г.
определил принцип суверенитета следующим образом: "Сувереном
(государем) является тот, кто -- кроме бессмертного бога --
никого не признает больше, чем самого себя".
Принцип, по которому монарх является абсолютным государем
судеб своих подчиненных, а потому обязан предоставлять им
защиту, использовался и при создании первых промышленных
предприятий. Роль абсолютного государя брал на себя
предприниматель. Если государство было собственностью монарха,
то предприятие и все средства производства становились
имуществом предпринимателя.
Эта система функционировала до тех пор, пока предприятия по
своему размеру были еще обозримы и пока предприниматель был
способен сам заниматься всеми важными вопросами работы
предприятия. Однако развитие техники, дальнейшее углубление
разделения труда и специализации привело к тому, что
командно-абсолютистская система перестала соответствовать
развивавшимся на этой основе новым экономическим отношениям.
Задача руководителя или предпринимателя уже не заключалась в
том, чтобы давать своим подчиненным команду сверху, и на
предприятиях стали больше не нужны только те работники, которые
не думая, подчинялись приказаниям сверху. Наоборот, все больше
требовались те специалисты, которые могли самостоятельно думать
и действовать. Таким образом, подчиненные превращались в
сотрудников. Медленно и постепенно развивалась новая система
управления предприятием, которая буквально называется
"руководство в соотношении с сотрудничеством".
Каковы же основные принципы такой системы управления?
1. Решение на предприятии не принимается односторонне,
сверху одним лишь предпринимателем или руководителем. Его
принимают сотрудники на тех уровнях, где оказывается в силе это



Содержание раздела