При этом карты работают как расчетные, по предоплатной схеме.
Карты с магнитной полосой, равно как и карты со штриховым кодом, как известно, требуют онлайн-авторизации. В противном случае риск мошенничества становится неоправданно велик, и требуются специальные меры для его снижения. Например, сумма предоплаты разделяется на две части: неснижаемый остаток средств интерпретируется как страховой депозит, которым клиент не имеет право распоряжаться, и собственно остаток расчетных средств, который клиент может использовать при отпуске бензина на АЗС.
Этот способ не защищает от злоумышленников, вошедших в сговор с персоналом АЗС. Группе мошенников до своего разоблачения удалось похитить с помощью поддельных карт московской системы Автокарт более 200 млн. неденоминированных рублей.
Снизить риск потери денег можно двумя путями: либо обязательной авторизацией карточных транзакций в режиме онлайн, либо с помощью использования смарт-карт. Из-за неудовлетворительного состояния телефонной связи в российских регионах распространены преимущественно бензиновые карточные проекты, основанные на применении карт со встроенной микросхемой. Из наиболее известных можно назвать проект Petrol Plus, созданный московской компанией НКТ. Эта система работает сейчас более чем на 500 АЗС, а общее количество выпущенных карт перешагнуло за 100 тыс. штук.
На примере Petrol Plus рассмотрим специфику расчетов, связанных с бензиновыми картами.
Электронный кошелек
Работа в режиме электронного кошелька - это стандартная схема, когда на карту (или несколько карт) клиента записывается некоторое количество топлива и (или) денежных средств. Оплата в точках обслуживания возможна в пределах остатка средств на карте. При необходимости эмитент может установить на карте согласованный с клиентом размер овердрафта, позволив тем самым клиенту воспользоваться этим кредитом в случае окончания средств на карте.
Обычно это делается для элитных клиентов. Чтобы пополнить карту или закрыть овердрафт, клиент должен снова приехать со своей картой в операционный центр эмитента.
Схема имеет несколько разновидностей:
- электронный кошелек для прямых расчетов, когда на карте клиента открываются кошельки, соответствующие разрешенным ему услугам. Например, клиент должен заправляться по карте только бензином Аи 92, не имея возможности взять другой сорт топлива, и не может получить услуги, которые оплачиваются из денежного кошелька. В этом случае на карте открывается только кошелек Аи 92;
- электронный кошелек по фиксированной цене применяется только для топливных кошельков. Каждый раз при пополнении кошелька карты в базе данных фиксируется цена топлива по этой операции. При обслуживании карты на АЗС с кошелька списываются литры, которые затем в базе данных операционного центра расцениваются по принципу fi-fo (первым пришел - первым ушел) или li-fo (последним пришел - первым ушел) в зависимости от настройки системы;
- электронный кошелек в режиме автопересчета применяется только для денежного кошелька. Все расчеты за топливо, товары и услуги проводятся из денежного кошелька по ценам, загруженным в терминал;
- бонусная схема для денежного электронного кошелька.
На карте помимо расчетного денежного кошелька открывается специальный бонусный кошелек, в котором накапливаются призовые очки, зависящие от суммы покупки. В POS-терминале хранится таблица скидок. При оплате товаров и услуг по такой карте клиенту предоставляется скидка в соответствии с суммой накопленных на карте бонусов.
Схема электронного кошелька хорошо работает для индивидуальных автовладельцев и фирм, имеющих небольшое количество автомобилей.
Схема АТП РОS
Схема разработана для крупных автопредприятий с большим парком машин, маршруты движения которых, а значит, и среднесуточный расход топлива невозможно прогнозировать. Схема напоминает работу с талонами, но только в электронном виде. Суть ее такова.
Автопредприятие получает от эмитента терминал, который устанавливается у диспетчера, и топливную карту предприятия (ТКП). В операционном центре эмитента на эту карту записывается то количество литров, которое предприятие оплатило или получило от эмитента в кредит.
В этом случае администратор системы контролирует состояние только денежного счета клиента.
Карты на предъявителя
Тем частным автовладельцам, которым по каким-либо причинам не подходит работа с электронным кошельком (неудобно ездить в операционный центр для пополнения карты или машина эксплуатируется только в дачный сезон), предлагается пользоваться картой-жетоном. Продажа таких карт организуется прямо на АЗС.
Конечно, необходимо заранее рассчитать то количество топлива, которое частники в состоянии оплатить сразу, а также определить, может ли эмитент дать скидку, чтобы заинтересовать клиентов в приобретении карт с большим объемом топлива. Затем в операционном центре на карты-жетоны записывается рассчитанное количество топлива, и карты готовы к продаже. Клиент заправляется по такой карте до тех пор, пока на ней не закончится топливо.
Карты-жетоны, загруженные на небольшое количество литров, можно также использовать в качестве подарков или для демонстрации потенциальным клиентам удобств работы с ними. Из соображений экономии средств эмитента карты-жетоны обычно оформляются в виде недорогих смарт-карт с памятью (типа разовых таксофонных карт).
Торговые карты
Когда торгово-сервисное предприятие принимает решение о выпуске своих пластиковых карт, необходимо с самого начала определить, зачем их нужно выпускать, какие это будут карты и как они будут использоваться.
Для простоты изложения далее мы будем называть предприятие торговли или сервиса магазином, а предъявителя карты - покупателем. Причем одной и той же картой может пользоваться целая группа покупателей, например члены одной семьи.
Карта - инструмент маркетинга
Все торговые карты работают в рамках некоторой дисконтной программы. Под такой программой понимается не просто предоставление какой-нибудь скидки при оплате товаров, работ или услуг.