d9e5a92d

Безопасность работы с картами.


Локомотив     банк                          комплекса Локо-парк (бассейн, теннисные  корты,  боулинг,
                                              сауна)                                                    

Федерация хоккеяМастер-банк Visa Gold         Скидки на банковские услуги                                
России                      Classic Electron                                                            

МГИМО           Моском-     Visa Gold         Возможность автоматически вносить  благотворительный  взнос
                приват-банк Classic Electron  на счет МГИМО при совершении покупок                      

Правительство   Банк Москвы Visa      ElectronКарта для пенсионеров и жителей Москвы, имеющих  социальные
Москвы                      Социальная       льготы.  На  карту  начисляются  выплаты,   предоставляются
                            карта москвича   скидки  на  товары   и   услуги   в     магазинах, аптеках,
                                              предприятиях сервиса, право на бесплатный проезд  в  метро,
                                              на наземном транспорте, в  пригородных  поездах.  На  карте
                                              закодированы данные медицинского полиса                   



Таблица 3

Карты Стиль жизни (Life Style)





      Компания          Банк        Карта                              Описание                         

                    Юниаструм   Visa   ClassicКарты выдаются только женщинам. Скидки в торговых точках (в
                    Банк        Pour      lesчастности, сети Л'Этуаль) и ресторанах                  
                                Dames                                                                   

Автономная          Сбербанк    Visa   ClassicКарта  предназначена  для  людей,  активно   интересующихся
некоммерческая                  Золотая      театральной жизнью. 35%  скидки  от  стоимости  театральных
организация                     Маска        билетов   при   заказе    на    сайте    интернет-агентства
Золотая маска                               www.kontramarka.ru,   предоставляет   статус    VIP-клиента
                                              агентства при совершении в течение года покупок на сумму 60
                                              тыс. руб. или $2 тыс.                                      



Безопасность работы с картами



Общие подходы к безопасности, классификация рисков и управление ими



Служба безопасности картподразделения. Традиционный взгляд

Настоящая глава называется Безопасность работы с картами. Это уже традиционное название темы, в рамках которой все годы развития отечественного карточного бизнеса профессионалы понимали работу службы безопасности собственной организации. В зависимости от масштабов банка, его структуры, практикуются два различных организационных подхода к осуществлению безопасной функции. Наиболее эффективной формой с точки зрения интересов картбизнеса является, конечно, такая структура, при которой картподразделение располагает собственной службой безопасности.

Однако такой подход по целому ряду причин далеко не всегда и не везде приемлем, если взглянуть на проблему с точки зрения интересов масштаба всей организации (банка). Помимо организационных и административных причин есть важный фактор, предопределяющий такой взгляд и почти всегда являющийся решающим, - расходы, связанные с функционированием указанной службы. Вопрос целесообразности расходов, в свою очередь, вытекает из того факта, что функционирование отдельной карточной безопасности во многом дублирует безопасность общебанковскую, и поэтому почти всегда возникает соблазн сэкономить. Почему происходит дублирование функций, и каким образом принять взвешенное решение по вопросу организации службы безопасности для обслуживания картподразделения, мы рассмотрим в конце главы.

В целом ответ будет ясен после детального обсуждения содержания деятельности указанной службы.
Все службы безопасности окружают свою деятельность завесой секретности. Сотрудники службы (почти всегда отставные работники МВД или ФСБ-КГБ) умеют держать марку: смотреть проникающим взглядом, говорить туманными фразами, задавать наводящие вопросы, соответствующим образом выглядеть. Эти навыки ловко создают образ некой сакральной деятельности, ведущейся за дверьми их служебных комнат, оборудованных кодовыми замками.



Одновременно у молодых специалистов других подразделений, к категории которых когда-то принадлежал и автор этих арок, создается впечатление полной защищенности от происков различных лихоимцев и шпионов иностранных разведок.
На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Для обеспечения эффективной защиты бизнеса необходима обширная работа, которая основывается на глубоком знании того, как функционирует картбизнес, как организовано картподразделение, как устроены служебные взаимоотношения между структурными подразделениями и сотрудниками, а также многое другое. Кроме того, перед тем как приступить к рассмотрению вопросов безопасности, представляется необходимым прокомментировать некоторые достаточно распространенные заблуждения, возникающие в связи с организацией и работой служб безопасности.
1. Не следует думать, что достаточно создать службу безопасности в картподразделении или вне его. Необходимо создать систему безопасности карточного бизнеса, а соответствующая служба - это лишь составная часть системы, хотя и главная.
2. Также не следует думать, что карт-менеджер в состоянии правильно подобрать кадровый состав указанной службы. Идеальными кандидатурами на такую работу являются бывшие сотрудники аналитических служб правоохранительных органов с серьезными связями в соответствующих информационных центрах. Также полезными оказываются навыки, приобретенные в органах дознания и следствия. Это, как правило, опытные, тертые офицеры, которые будут серьезно разговаривать о трудоустройстве только со своими.

Поэтому лучше, чтобы подбор кадров осуществлял непосредственно руководитель службы безопасности банка.
3. Нельзя создавать в коллективе атмосферу противопоставления службы безопасности и основной части коллектива. Управление указанными отношениями почти целиком находится в руках карт-менеджера и поэтому обязывает требовать от сотрудников службы безопасности и других подразделений взаимной лояльности.
И наконец, в-четвертых, служба безопасности - это лишь служба, обеспечивающая определенный режим функционирования, соблюдения установленного порядка, процедуры. Далеко не всегда на сотрудников этой службы возможно возложить вопросы разработки новых процедур, обеспечительных мер (не всегда у них имеется достаточная юридическая подготовка). Кроме того, совсем уж редкость, когда бывшие офицеры в состоянии просчитать экономическую эффективность своей работы.

Все вышеизложенное не следует понимать как персональные недостатки тех или иных должностных лиц. Просто на каком-то этапе развития карточного бизнеса банка масштабы новых задач, или, как говорят, вызовов (challenges), уже перерастают сферу компетенции собственно безопасности и заставляют размышлять в категориях риска и на уровне управления рисками. Что такое риск в карточном бизнесе, мы рассмотрим ниже.

Расширенный взгляд на безопасность картбизнеса

Понятие риска является обиходным. Однако риск индивидуальный, т.е. связанный непосредственно с жизнью и деятельностью отдельно взятого человека, является слабоуправляемым явлением. Даже достаточно продвинутые и образованные люди при оценке риска полагаются на интуицию или вообще о нем не задумываются.
В управленческой практике игнорирование рисков, необходимости их оценки и управления ими может сойти с рук либо до поры до времени, либо в том случае, если объект управления (в нашем случае это картбизнес или картподразделение) находится во внеэкономических условиях. Характерным признаком такого подхода является ситуация, когда любой ущерб или убыток воспринимаются как досадная случайность, чья-то халатность и/или нерадивость, хотя, по мнению автора, любой провал является в первую очередь признаком управленческой ошибки или, шире, некомпетентности. События, приведшие к потерям, не подвергаются анализу и экономической оценке, из них не делаются выводы и не предпринимаются конкретные действия.

Такое положение дел сохранялось довольно долго в отечественных банках вообще и в картподразделениях в частности вплоть до начала 2000-х гг.
Что касается картподразделений, то здесь ситуация вообще представляется особой. Как было отмечено в разделе настоящей книги, посвященном экономическим вопросам, картподразделения до кризиса 1998 г. вообще редко рассматривались руководством банков в качестве подразделений, генерирующих самостоятельный поток прибыли. Рыночные задачи экономического содержания как таковые ставились достаточно редко. Экономика деятельности и расчеты эффективности/прибыльности основывались во многом на так называемых вмененных доходах.

И наконец, картподразделения в основном занимались обслуживанием зарплатных проектов, а экономическая оценка велась в целом по банку в разрезе обслуживаемых корпоративных клиентов.

Интересные записи



Содержание раздела