d9e5a92d

Европейская конвенция по правам человека


Европейской конвенцией по правам человека (ЕКПЧ)
Место ЕКПЧ в европейском правопорядке. Совет Европы: цели, структура, функции. Характеристика ЕКПЧ, основные положения, возможность законного ограничения прав человека.

Основные органы, созданные ЕКПЧ. Процедура рассмотрения жалоб на нарушения прав человека. Различия между системами ЕС и ЕКПЧ.
Основную тему о праве ЕС можно было бы завершить сказанным в предыдущих лекциях. Однако существенное "но" состоит в том, что в правопорядок ЕС, созданный Римским Договором 1957 г. и юридическими актами, принятыми в разные годы органами ЕЭС, органически вплетается правопорядок касательно прав человека, основанный на ЕКПЧ. И именно с учетом этого Римский Договор, разработанный позже указанной ЕКПЧ, в своем тексте взял лишь один аспект прав человеку - недискриминацию по признаку пола.

Авторы договора явно исходили из того, что другие аспекты прав человека уже покрыты упомянутой ЕКПЧ, подписи под которой к 1957 г. уже поставили все государства первоначальной "шестерки" ЕЭС.
Существует и второе соображение, в силу которого необходимо рассмотреть правовую систему, основанную на ЕКПЧ. Дело в том, что на уровнях даже выше обиходного, обыденного часто смешивают правопорядки ЕС и ЕКПЧ, Европейский Совет и Совет Европы, Европейскую Комиссию и Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд Правосудия и Европейский Суд по правам человека.
Совет Европы был создан в 1949 г. Первоначальными участниками Совета были Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция и Швеция. За исключением последней все являются участниками блока НАТО. Позже к ним присоединялись и другие государства.
Главными органами Совета Европы являются: Комитет министров иностранных дел и Консультативная (Парламентская) Ассамблея.
Комитет министров принимает на основе единогласия рекомендации. Затем они подлежат ратификации и вступают в силу в отношении тех стран, которые их ратифицировали.
Консультативная Ассамблея состоит из представителей парламентов государств - членов организации, численность которых зависит от размера государства: Великобритания, Германия, Франция и Италия имеют по 18 представителей, остальные от 10 до 3. Ассамблея принимает рекомендации простым большинством. Для государств- членов они не обязательны.
Органы Совета находятся в Страсбурге.
При Европейском Совете находится Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд по правам человека, Европейский центр молодежи, Европейский молодежный фонд и Информационный центр охраны природы.
Возможно, основным достижением Совета является принятие ЕКПЧ. На начало 1996 г. число участников последней составляет 38. 25 января 1996 г. Парламентская Ассамблея большинством голосов рекомендовала принять Россию в Совет Европы.
Что касается основных прав и свобод, предусмотренных ЕКПЧ, то перечислить их несложно.
1. Свобода от пыток, нечеловеческого и унижающего достоинство общения и наказания (ст. 3).
2. Свобода от рабства и принудительной работы (ст. 4).
3. Право на свободу и личную безопасность (ст. 5).
4. Право на соблюдение уголовно-процессуальных процедур (ст. 5).
5. Право на справедливый судебный процесс по гражданским и уголовным делам (ст. 6).
6. Свобода от наказаний, имеющих обратную силу (ст. 7).
7. Право на уважение частной и семейной жизни, домашнего очага и корреспонденции (ст. 8).
8. Свобода совести и религии (ст. 9).
9. Свобода самовыражения (ст. 10).
10. Свобода собраний и ассоциаций (ст. II).
11. Свобода вступления в брак и создания семьи (ст. 12).
12. Право на свободное пользование собственностью (ст. 1 Протокола 1).
13. Право на образование и право родителей воспитывать детей в соответствии с их религиозными и философскими убеждениями (ст. 2 Протокола 1).
В статье 14 предусматривается, что указанные выше права и свободы предоставляются без какой бы то ни было дискриминации по признакам расы, пола, религии и т.п.
Конвенция была дополнена протоколами в 1952, 1963, 1966, 1983, 1984, 1985 и 1990 гг.


Положения ЕКПЧ носят обязательный характер только для государств - участников Конвенции, а не для физических или юридических лиц. На практике это означает, что если вы полагаете, что ваше право по Конвенции было нарушено, вы можете рваться в соответствующие органы, созданные в рамках Конвенции, но только на государство, на то, что государственный правопорядок дает кому-то возможность нарушать ваши личные права и свободы.
Перечисленные права и свободы по ЕКПЧ не являются абсолютными. Конвенция допускают их ограничения в отдельных случаях:
- в соответствии с законом, когда на этот счет имеется должным образом оформленное постановление компетентной инстанции (на обыск, арест, подслушивание и т.п.);
- для обеспечения прав других лиц в "демократическом обществе"; например, ограничения на показ по телевидению насилия, порнографии, излишней эротики и т.п.; - в интересах национальной безопасности. В целях обеспечения конвенционных прав и свобод предусмотрены и были созданы следующие постоянно действующие органы.
Комиссия. Состоит из представителей государств - членов ЕКПЧ, по одному от каждого. Как правило, ими являются граждане данного государства.

В Комиссии, однако, они работают в личном качестве и должны обладать высокой квалификацией и опытом работы в области защиты прав человека.
Члены Комиссии избираются Комитетом министров абсолютным большинством из списка, который составляется Бюро Парламентской Ассамблеи. А для этого списка каждая группа представителей национальных парламентов в Парламентской Ассамблее выдвигает трех кандидатов. Эта же процедура применяется при увеличении числа членов Комиссии в случае присоединения к ЕКПЧ новых стран, а также при заполнении открывающихся вакансий.
Члены Комиссии избираются на 6-летний срок и могут переизбираться. На протяжении всего срока полномочий члены Комиссии не могут заниматься иной деятельностью. Председатель Комиссии и два его заместителя избираются членами Комиссии путем тайного голосования.
После вступления в, силу Протокола № 8 к ЕКПЧ (01.01.90) Комиссия приобрела сложную многоуровневую структуру. Она складывается из Комиссии полного состава, двух палат и комитетов, действующих строго в рамках делегированных им полномочий. Комитеты формируются заново каждый год, в них входят по три человека, избираемых по жребию.
Представителям государств содействует Секретариат, в составе которого порядка сорока юристов.
Комиссия - это основной орган, куда поступают жалобы из государств - участников ЕКПЧ на нарушения прав человека. Она заседает при закрытых дверях.
Комитет министров. По букве Конвенции в него должны входить министры иностранных дел, но на практике считается достаточным уровень заместителей министров. Основная функция Комитета министров состоит в наблюдении за тем, чтобы все государства-члены добросовестно исполняли свои обязанности по Конвенции.

В отдельных случаях Комитет может рассматривать дела о нарушениях прав человека, переданных ему Комиссией.
Суд. Юридической основой организации и деятельности суда служит ЕКПЧ с дополнениями и изменениями, внесенными Протоколами № 2 и № 3 от 06.05.1963; № 5 от 20.01.1966 и № 8 от 19.03.1985, а также Регламент Суда в редакции, вступившей в силу с 01.01.1983, с поправками от 26.01.1989 и 27.04.1990. Суд рассматривает юридически наиболее сложные дела, переданные .ему Комиссией, но может принять к производству дела и самостоятельно.

Процедура рассмотрения дел в суде типична для правопорядка любого европейского государства.
Каждое государство - участник ЕКПЧ назначает в Суд одного судью, как правило, своего гражданина, который, однако, работает в личном качестве. Недавно, впрочем, Лихтенштейн нарушил неписаное правило, по которому государства назначают в Суд только своих граждан, назначив в качестве судьи канадского эксперта по правам человека. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей из списка кандидатов, представленного государствами-членами.
На своем первом заседании в Суде избранные на девять лет судьи приносят присягу, обязуясь работать честно и непредвзято. Судьи могут быть переизбраны на следующий и дальнейшие сроки. При выполнении других обязанностей судьи, кстати, как и члены Комиссии, пользуются привилегиями и иммунитетом в соответствии со ст. 40 Статуса Совета Европы.

Объем привилегий и иммунитета максимально приближен к дипломатическим.
Суд избирает своего председателя и заместителя сроком на 3 года. Выборы производятся тайным голосованием. Для избрания на должность необходимо получить абсолютное большинство голосов.

Председатель руководит работой Суда и осуществляет представительские функции, направляет работу секретариата Суда.
Заседания Суда проводятся по мере поступления дел. Как и в случае с Комиссией, резкое увеличение числа дел, переданных в Суд, приходится на 80-е годы. Первые годы после создания Суд в основном бездействовал, даже не было необходимости создать секретариат: с 1959 по 1973 гг. на его разбирательство выносилось ежегодно не более одного-двух дел (было рассмотрено за данный период всего II дел и принято 17 решений).



Содержание раздела