d9e5a92d

Введение


Введение
Продолжавшийся более 45 лет период холодной войны с ее трагическим и подчас жестким противостоянием двух систем породил определенную стабильность в западном мире, прежде всего в Западной Европе. Однако распад Союза ССР вызвал не только чувство триумфа, но и поставил ряд острых вопросов относитель-но будущего. Не приведет ли объединение Германии к ее экономическому домини-рованию в Европе?

Не пойдет ли она по пути возможного лавирования между Восто-ком и Западом в своей внешней политике? Смогут ли бывшие восточноевропейские страны — члены СЭВ и Варшавского договора параллельно с развитием демократии приблизиться к достигнутому Западом уровню экономических успехов, избежав при этом серьезных конфликтов, уже послуживших причинами двух мировых войн?
Нынешние европейские представления об условиях долгосрочной стабильно-сти целиком связаны с жизнеспособностью тех социально-экономических и полити-ческих институтов, которые были созданы еще в период холодной войны. Ведь одной из особенностей Европейского Союза является одновременное действие значительного числа правовых норм, принятых на предыдущих этапах интеграции, — Париж-ского договора об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Римских договоров об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и ЕВРО-АТОМа 1957 г., а также Единого Европейского Акта, подписанного в 1986 г. всеми государствами — членами Сообществ, с одной стороны, и актов, при-нятых и принимаемых органами Европейских сообществ на основе имеющихся у них полномочий, — с другой. В то же время эти представления связаны нынче с ощущением потребности в новых факторах сохранения динамичного развития Европейского Союза.
Одним из важнейших направлений в поисках такого фактора стало продол-жение и усиление общеевропейского интеграционного процесса. Подписание Едино-го Европейского Акта (The Single European Act) нацелило страны — участницы Общего рынка на установление всеобъемлющего экономического и валютного союза. Маастрихтский договор, подписанный 12 членами ЕЭС в декабре 1991 г., обозначил курс на достижение еще более высокого уровня интеграции, что даже вызвало обеспокоенность со стороны отдельных политиков и ученых тем, что в нем предусмотрена беспрецедентная уступка государствами-членами Сообществу элементов своего суверенитета; Договор вызвал проведение референдумов и специальных парламентских слушаний по поводу содержания закрепленных им соглашений.1
Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., действительно стал новым крупным шагом в общеевропейской интеграции. Он не только заменил прежнее наименование — "Европейское экономическое сообщество" новым — "Европейский Союз", но и расширил полномочия Европейского парламента, закрепил курс на достижение валютного объединения к 1999 г., предусмотрел осуществление единой политики в областях борьбы с преступностью, в области иммиграции, соци-альной помощи, а также в сфере экологии. Кроме того, в этом договоре получил одобрение курс на проведение странами-участницами "единых действий" в области внешней и оборонной политики. Европейский Союз провозгласил своей целью расширение Союза и углубление внутрисоюзных связей, одобрил вступление в качестве новых членов Норвегии1, Швеции, Финляндии и Австрии.

Провозглашено союзное гражданство для всех лиц, имеющих гражданство в одном из государств-членов. Наряду с единой валютной системой предусмотрено образование централь-ной банковской системы Союза.
Что касается договоров, то они сохраняют основополагающее значение для современной европейской интеграции. Они не только управомочили органы Евро-пейских сообществ на издание нормативных актов, но и обязали государства-члены не издавать акты, противоречащие целям Сообществ. Отчасти поэтому Европейский Союз продолжает в научном и практическом обиходе именоваться Сообществом (реже — Сообществами).
Главное же в таких договорах заключается в том, что они составляют так на-зываемое "первичное право" ЕС, выступающее основой "вторичного (производного) права", воплощающегося в актах, принимаемых органами Сообществ во исполнение норм первичного права и для реализации установленных им целей, - регламентах, директивах и решениях, а также в так называемых конвенционных актах, т. е. соглашениях, заключенных Сообществами с третьими странами или международ-ными организациями.


Исключительно велика в деятельности органов ЕС роль Европейского суда правосудия (именуемого также Европейским судом). Суд занимает в системе учреж-дений Сообществ место, позволяющее ему толковать и применять нормы права ЕС независимо от иных учреждений. Он реализует функцию контроля за соответствием актов Сообщества целям первичного права, координирует процесс проникновения европейского права в правовой порядок государств-членов.
Таковы, вкратце, основные политико-юридические мотивы беспрецедентной в истории межгосударственных отношений экономической интеграции западноевро-пейских стран. Авторы настоящего пособия надеются не только познакомить читате-лей с основными положениями действующего права Европейского Союза в области торгового оборота, но также и побудить их к поиску самостоятельных ответов на проблемы, вызываемые сохраняющейся дезинтеграцией экономического простран-ства в СНГ.

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом в составе:
д.ю.н. проф. В.К. Пучинский (введение, глава 11, совместно с В. В. Безбахом), д.ю.н. проф.

В. В. Безбаос (глава 7; глава 11 совместно с В. К. Пучинским), ст. преп. Е. П. Ермакова (главы 4 и 12), 7С.7О.Н. доц. А. Я. Капустин (глава 5, 5—7 главы 6, гла-вы 8—10), д.ю.н. проф. Г. И. Муромцев (глава 2), к.ю.н. проф. Н. А: Муцинова (глава 3), к.ю.н. доц.

Г. И. Никеров ( 1—4 главы 6), к.ю.н. доц. О. В. Протопопова (глава 1).
Переводы помещенных в приложении документов выполнены К.Ю.Н. доцентом Г. И. Никеровым (документы 1 и 2), магистрами юридических наук, старшим преподавателем Е. П. Ермаковой (документы 3 и 4), С. И. Ковалевым (документы 5—12), О. Б. Яковлевой (документы 13—23).
Ответственные редакторы выражают искреннюю признательность сотрудни-кам Научной библиотеки РУДН за помощь в подборе материалов для пособия.




Содержание раздела