Известны также попытки ЕС получить статус члена в ряде специализированных учреждений ООН. Признавая, что в такого рода утверждениях и претензиях имеется доля справедливости, нельзя, однако, не усомниться в том, что уже созрели необходимые условия для предоставления Сообществу в ООН или аналогичной организации статуса полноправного члена. Более реалистичным представляется движение в направлении уточнения статуса ЕС в системе ООН путем расширения его прав как наблюдателя и выработки нового наименования этого статуса, например, ассоциированного члена ООН.
Безусловно, наибольший интерес для ЕС представляет ГАТТ/ВТО, поскольку эта организация является наиболее представительной международной организацией в мировой торговле. Позиция ЕС в ГАТТ/ВТО оказывает большое влияние на ход переговорного процесса в этой организации и на его практические результаты. Так, Сообщество всегда было одним из главных участников регулярных раундов переговоров по либерализации мировой торговли в рамках ГАТТ и, кроме того, явилось одним из инициаторов проведения Уругвайского раунда, в ходе которого впервые в предмет переговоров ГАТТ были включены сельское хозяйство и сфера услуг.
В свою очередь правовые нормы, принятые в ГАТТ, оказали влияние на развитие права Сообщества. Так, ЕС основывает свои правовые меры в области антидемпинговой политики и борьбы с подделкой товаров на соответствующих кодексах ГАТТ. В ГАТТ также установлены рамки для общей системы преференций (ОСП) Сообщества.
Наконец, Сообщество использует Кодекс таможенной оценки ГАТТ для установления тарифов на импортируемые товары. Однако, как указывалось выше, ГАТТ создает международно-правовые нормы для субъектов международного публичного права, и прежде всего государств, а, следовательно, Оно не предоставляет непосредственно прав частным лицам, которые можно было бы защищать в судебном порядке, т. е. нормы ГАТТ не имеют свойства непосредственного действия внутри стран-участниц.
Сообщество в целом ряде случаев успешно применяло систему разрешения споров, сложившуюся в ГАТТ. Урегулирование споров было одной из важнейших функций ГАТТ. Если один из членов ГАТТ имел спор с другим членом, который они не могли урегулировать путем взаимных консультаций, этот спор мог быть передан на решение назначаемых ГАТТ арбитров, являющихся признанными экспертами в области международной торговли.
В случае обнаружения нарушений положений ГАТТ арбитры могли рекомендовать прекращение дискриминационной торговой практики или компенсацию убытков, понесенных одной из сторон. Для вступления в силу решение арбитров должно было быть одобрено Советом ГАТТ или договаривающимися сторонами ГАТТ. В ВТО для урегулирования споров создан специальный орган — Комитет по урегулированию разногласий, который будет руководствоваться Меморандумом о правилах урегулирования споров.
В отличие от ООН в ГАТТ/ВТО Сообщество занимает особое положение. Соглашение о ГАТТ подписывали в индивидуальном порядке государства-члены, а не Сообщество как таковое. Однако, ряд международных соглашений, заключенных в рамках ГАТТ, подписало уже само Сообщество.
Поскольку Римский договор наделяет Сообщество исключительными полномочиями в вопросах внешней торговли государств-членов, оно де-факто приняло на себя функции договаривающейся стороны, при этом единственным участником переговоров от лица всех его членов выступает Комиссия. В ВТО Европейские сообщества согласно ст. 11 учредительного акта получили статус первоначального члена, что значительно укрепляет их позиции в этой организации по сравнению с ГАТТ.
Особый статус Сообщества, кроме ГАТТ/ВТО, признан и в рамках ОЭСР. Строго говоря, Сообщество еще не является полноправным членом этой организации, но Комиссия ЕС регулярно выступает от его имени по вопросам, входящим в его компетенцию, или когда государства-члены договариваются об общей позиции. ОЭСР занимается широким кругом макро- и микроэкономических проблем, валютно-финансовыми вопросами, а с 70-х гг. уделяет все больше внимания проблемам, связанным с энергетикой. В подобных дискуссиях Комиссия участвует в полном составе.
Все более важную роль ОЭСР играет в решении вопросов торговой политики и практически решающую роль в области экспортных кредитов. Все государства — члены ЕС участвуют в так называемом консенсусе ОЭСР по экспортным кредитам, что позволяет с 1978 г. держать под контролем субсидии по экспортным кредитам, а также устанавливать в зависимости от реальных рыночных условий процентные ставки по кредитам. ОЭСР также многое делает для успешного обсуждения таких вопросов, как торговля услугами и товарами высоких, технологий, причем зачастую до того, как эти вопросы становились предметом официальных переговоров в рамках ГАТТ.
ЮНКТАД была создана как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН в 1964 г. для решения неотложных проблем экономического развития стран "третьего мира". Самым значительным вкладом в торговую политику Сообщества следует признать Интегрированную программу для сырьевых товаров (ИПСТ), решение о разработке которой было принято на IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. Ее целью является улучшение условий на мировых рынках для 18 сырьевых товаров, занимающих особо важное место в экспорте развивающихся стран, состоящее в достижении стабилизации цен на эти товары. Ключевым фактором реализации ИПСТ является формирование общего фонда финансирования буферных запасов отдельных сырьевых товаров.
Буферный запас каучука стал предметом спора в известном заключении Европейского суда по вопросу о подписании Международного соглашения по натуральному каучуку (заключение № 1/78).
Сообщество является стороной соглашений по пшенице, оливковому маслу, какао, кофе, молочным продуктам, говядине, сахару, натуральному каучуку, олову, джуту, тропическим лесоматериалам и текстилю. Соглашение по текстилю является своего рода исключительным среди товарных соглашений, так как оно применяется, скорее, к промышленным товарам, чем к сырью.
О некоторых других соглашениях ЕС с ЕАСТ, Андским пактом, АСЕАН и иными аналогичными интеграционными объединениями уже упоминалось выше. Все эти соглашения основаны на ст. 113 и 235 Римского договора, в отличие от двусторонних соглашений с отдельными странами, юридической базой которых является ст.
238. Данные соглашения по праву можно считать уникальным явлением международных экономических отношений, поскольку они стремятся к формированию международно-правовых отношений между новыми субъектами международного права, к которым следует отнести различные интеграционные объединения.
Любопытно, что в ходе переговоров относительно их заключения сложилось два принципа, касающихся правового статуса участников этих соглашений: принцип "асимметрии компетенций" участников переговоров и принцип равенства их международной правоспособности. В Соглашении 1980 г. со странами АСЕАН и Соглашении 1988 г. со странами ССПЗ, как и ранее в отношении СЭВ, ЕС удалось провести принцип "асимметрии компетенций", на практике означающий, что стороной таких соглашений выступает, с одной стороны, ЕС, с другой стороны — государства-члены иных интеграционных объединений, а не сами эти международные организации. Вместе с тем ЕС, видимо с целью стимулирования развития данных международных организаций, принимает по указанным выше соглашениям обязательства в отношении всех стран региона в целом, стремясь к расширению сотрудничества с ними в целях ускорения развития как региона в целом, так и расположенных в нем отдельных стран.
Иное положение сложилось в отношении соглашеий с Андским пактом 1984 г. и Центральноамериканским общим рынком (ЦАОР) и Панамой 1986 г. Эти интеграционные объединения были признаны имеющими сходные с ЕС институционную структуру и международно-правовой статус, в результате чего за ними было признано право быть стороной соглашений с Сообществом. Более того, ЕС приняло на себя обязательство содействовать развитию региональной экономической интеграции этих стран, в частности, Сообщество согласилось с тем, что взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования не будет препятствовать установлению более льготного режима торговли в рамках ЦАОРЦ и Андского пакта. Данные соглашения, помимо этого, предусматривают содействие установлению более тесного сотрудничества не только в экономических отношениях, но и в области культуры, социальных отношений и сфере внешней политики.
4. Распределение компетенции в области внешних сношений между органами ЕС
Рассмотрение правосубъектности ЕС во внешней сфере оставляет открытым вопрос о том, какие органы осуществляют компетенцию Союза в международных отношениях. Ответ на поставленный вопрос позволяет четко представить правовой механизм осуществления внешних связей ЕС. Безусловно, наиболее важным представляется анализ распределения полномочий Союза в области заключения международных договоров, поскольку договорная практика относится к наиболее распространенной форме участия ЕС в международных отношениях.
В общем виде в Учредительном акте ЕОУС зафиксирована норма, согласно которой Объединение представлено в его отношениях с третьими лицами своими органами — каждым в рамках своих полномочий (п. 4 ст. 6).