Второй вопрос, встававший в случае утвердительного ответа на первый, состоял в следующем. Можно ли "регламенты" № 459/70, № 565/70 и № 686/70 Комиссии ЕС, принятые в качестве защитных мер, ограничивающих импорт яблок из третьих стран, признать недействительными ввиду их противоречия ст. XI ГАТТ?
Суд, проанализировав положения Римского договора, пришел к заключению, что, наделив Сообщество функциями по проведению тарифной и торговой политики, государства-члены проявили тем самым свое желание передать ему свои обязательства по ГАТТ. Это позволило Суду признать, что Сообщество, действуя через свои институты (органы), становится партнером по тарифным переговорам и стороной всех видов соглашений, заключаемых в рамках ГАТТ, что следует из положений ст. 114 Римского договора, предусматривающей, что тарифные и торговые соглашения будут заключаться от имени Сообщества.
Отсюда следует, что поскольку по Римскому договору Сообщество получило полномочий, прежде осуществляемые его государствами-членами в сфере, регулируемой ГАТТ, положения ГАТТ будут иметь обязательную силу для Сообщества. Тем самым, отметим попутно, суд как бы признает фактическую замену сторон в международном соглашении (ГАТТ) путем заключения позднее другого международного соглашения (Римского договора) между государствами, ранее считавшимися сторонами международного соглашения (ГАТТ). Но главное, что это позволило Суду признать свою компетентность в этом вопросе, поскольку ГАТТ становился источником права ЕС в силу сделанных Судом выводов.
Коснувшись вопроса о том, предоставляют ли положения ГАТТ права гражданам Сообщества оспаривать в судах действительность мер, принимаемых ЕС, Европейский суд тщательно рассмотрел положения ГАТТ, касающиеся различных аспектов взаимоотношений договаривающихся сторон, в том числе в случае возникновения разногласий между ними. Все это позволило Суду сделать вывод о том, что ст. XI ГАТТ не способна предоставить гражданам Сообщества прав, которые они могут защищать самостоятельно в судах членов ЕС.
Соответственно, Европейский суд установил, что действителность "регламентов" Комиссии (№ 459/70, № 565/70 и № 686/70) не может быть оспорена на основе ст. XI ГАТТ.
Второе дело ("Federation de I'-industrie de 1'huilerie de la CEE (FEDIOL) v. Commission", (№ 70/87, 1989 г.)) возникло после отказа Комиссии рассмотреть просьбу FEDIOL, которая инициировала процедуру, предусмотренную "регламентом" № 2641/84, касавшимся так называемой новой коммерческой политики. В своем иске FEDIOL потребовала, чтобы ряд действий Аргентины, нарушающих нормы ГАТТ, были объявлены незаконной коммерческой практикой, в силу чего Аргентина становилась объектом мер, предусмотренных упомянутым выше "регламентом". Среди прочего оспариваемые действия Аргентины включали: а) установление более высоких импортных пошлин на соевые бобы, чем на продукты из соевых бобов, что могло привести к снижению из ЕС экспорта соевых бобов, и б) введение количественных ограничений на экспорт соевых бобов из ЕС.
Изучив просьбу FEDIOL, Комиссия заключила, что в этом случае не было никаких нарушений норм ГАТТ и, следовательно, не было надобности прибегать к использованию процедуры, предусмотренной "регламентом", на который ссылался истец. В Европейском суде Комиссия утверждала, что просьба FEDIOL, оспаривавшая отказ Комиссии предпринять действия, предусмотренные соответствующим "регламентом", была неприемлемой. Она далее настаивала на том, что ее решение по этому вопросу основано на толковании соответствующих положений ГАТТ, поэтому нельзя разрешать истцу идти в своих требованиях дальше этого толкования.
Толкование термина "незаконная коммерческая практика", которое Комиссия дала в соответствии с "регламентом" № 2641/84 и нормами международного права (положениями ГАТТ), может стать предметом иска только в том случае, если в этом толковании обнаружится пренебрежение или невыполнение таких правовых норм ГАТТ, которые бы непосредственно закрепляли за индивидами их права, что означало бы явное нарушение права Сообщества. Однако нормы ГАТТ сами по себе не предоставляют индивидам конкретных прав, что лишает каких-либо оснований предмет "иска.
Этот вывод, безусловно, не означает, что Сообщество может отказаться от выполнения своих международных обязательств со ссылкой на нормы своего "внутреннего права" (то есть права Сообщества), скорее, наоборот, оно должно способствовать всеми мерами, включая свои внутренние нормы, стремиться к обеспечению их надлежащего выполнения.