d9e5a92d

Общие положения о предоставлении услуг в ЕС


К двенадцатой группе отнесены экспорт и импорт драгоценных металлов, к тринадцатой — другие движения денежных средств (возмещение вреда и убытков, платежи, связанные с авторскими правами, патентами, правами на товарные знаки и т. п.).
Директива 1988 г. установила единый порядок движения капиталов в наличной и безналичной форме.
Любые изменения национальной политики в области валютного регулирования и контроля должны быть своевременно доведены до сведения органов Сообщества, в том числе Валютного комитета, Комиссии и Комитета председателей центральных банков. Ограничения свободного перемещения капиталов, вводимые государствами — членами ЕЭС, должны быть направлены исключительно на цели стабилизации внутреннего денежного обращения и носить временный характер (не свыше 6 месяцев).
В том случае, если краткосрочные, но крупные движения капиталов провоцируют волнения на внутренних валютных рынках и могут привести к серьезным изменениям денежной и валютной политики государства-члена, например к банкротствам, Комиссия, предварительно согласовав этот вопрос в Валютном комитете и Комитете председателей центральных банков, должна разрешить указанному государству принять соответствующие меры по стабилизации внутреннего денежного обращения. Решение Комиссии может быть изменено или отменено Советом ЕС.
Положения указанной Директивы не затрагивают и не лишают
государства-члены права принимать меры для предотвращения нарушений своих внутренних законов и постановлений, в частности области налогообложения и валютного и финансового контроля, и устанавливать особую процедуру декларирования Движения капиталов.
Государства-члены должны приложить усилия к тому, чтобы режим движения капиталов с третьими странами достиг того же уровня либерализации, как и с государствами-членами. При этом государства — члены ЕС вправе соблюдать принцип взаимности в отношениях с третьими странами и ограничивать свободное перемещение капиталов в ответ на аналогичные действия правительства третьей страны.
В случае краткосрочного движения крупной суммы денежных средств из третьих стран или в третьи страны, которые затрагивают внутренний или внешний денежный рынок государств-членов и влекут за собой серьезные изменения денежного обращения внутри Сообщества или между Сообществом и третьими странами, государства-члены должны проконсультироваться между собой, чтобы выработать общие меры по преодолению возникших трудностей. Данное совещание должно пройти в рамках Комитета председателей центральных банков, Валютного комитета по инициативе Комиссии или одного из государств-членов.
Валютный комитет имеет право осуществлять проверки соблюдения государствами-членами принципа свободного перемещения капиталов, в том числе проводить анализ национального законодательства государств-членов, регулирующего предоставление кредитов и функционирование внутреннего финансового и валютного рынка.

3. Общие положения о предоставлении услуг в ЕС
Понятие "услуги" определено и подробно расшифровано в гл. 3 разд. II части второй Римского договора — "Услуги".

Под услугами в смысле Договора понимаются "те услуги, которые обычно оказываются за вознаграждение, в той степени, в какой они не регулируются положениями, относящимися к свободному обращению товаров, капиталов и лиц. Термин "услуги" охватывает:


  1. деятельность промышленного характера;

  2. деятельность коммерческого характера;

  3. деятельность в области ремесел;

  4. деятельность лиц свободных профессий."1


Право Европейского сообщества подразделяет услуги на оказываемые физическими лицами и оказываемые юридическими лицами.
Римский договор предусматривает постепенную отмену ограничений в области свободного оказания услуг в рамках Сообщества. В ст. 60 закрепляется, что иностранное лицо, предоставляющее услуги, может осуществлять свою деятельность в государстве-члене на тех же условиях, которые установлены этим государством в отношении своих собственных граждан.

Любые ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободного предоставления услуг не допускаются.


Общие положения о предоставлении услуг, установленные нормами гл. 3 Римского договора, конкретизируют и развивают директивы Совета № 73/148 от 21 мая 1973 г., № 77/249 от 22 марта 1977 г. и № 89/48 от 21 декабря 1988 г.
Государства — члены ЕС должны оказывать граNданам, предоставляющим услуги на территории другой страны или имеющим такое намерение, поддержку и помощь и не чинить препятствий в их деятельности. Льготный режим, предоставляемый таким гражданам, распространяется также на членов их семей: супруга, Детей моложе 21 года, восходящих и нисходящих родственников, находящихся на их иждивении. Государства должны помогать этим гражданам обосноваться и устроиться в стране временного пребывания.

Если указанный гражданин или члены его семьи хотят покинуть территорию государства — члена ЕС, то они должны иметь право сделать это беспрепятственно.
Для въезда и выезда с территории государства — члена ЕС гражданин, предоставляющий услуги, или члены его семьи должны представлять лишь паспорт или иное удостоверение личности (срок действия паспорта не может превышать 5 лет). Оформление въездных и выездных виз и других дополнительных документов не обязательно.
Указанные граждане и члены их семей имеют право на постоянное проживание в стране, где они оказывают эти услуги. Данное право удостоверяется документом, называемым "удостоверение личности гражданина государства — члена Европейского сообщества", который выдается на срок не менее 5 лет, а по истечении этого срока автоматически возобновляется. Право на постоянное проживание сохраняется, если гражданин покидает территорию страны на срок не более 6 месяцев, либо в связи с необходимостью исполнения воинского долга.



Порядок предоставления услуг в области страхования, здравоохранения, спорта и т. п.
Общие правила, регулирующие порядок предоставления услуг в области страхования, содержатся в директиве Совета ЕС № 73/239 от 24 июля 1973 г. Каждое государство — член ЕС выдает лицензию юридическому лицу, предоставляющему услуги, по заявлению этого лица. Лицензия дает право на оказание услуг на всей территории данного государства, а также право свободного оказания услуг и открытия филиалов и представительств на территориях других государств — членов ЕС.
Указанная директива не распространяется на деятельность предприятий-монополистов в области оказания услуг (ст. 4), а также на предприятия и организации, оказывающие следующие виды услуг: а) услуги, связанные с рождением, бракосочетанием, смертью; б) услуги, связанные с выплатой ренты; в) услуги в области социального обеспечения: выплата пособий в случае временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, в случае инвалидности и т. п. (ст. 3).
Юридическое лицо, обращающееся за выдачей лицензии, должно относиться к одной из организационно-правовых форм, установленных в ст. 8 Директивы от 24 июля 1973 г. В Бельгии, например, к таким формам относятся: акционерное общество, коммандитное общество, общество взаимного страхования, кооператив. Предметом деятельности таких юридических лиц должно быть оказание услуг и другие виды деятельности, непосредственно с этим связанные.

Все вышеперечисленные предприятия и организации должны иметь специальный страховой фонд.
Предприятие, обращающееся за выдачей лицензии, должно представить в компетентные государственные органы следующие документы: а) Устав и список руководящих органов предприятия; б) свидетельство или иной документ о регистрации юридического лица; в) свидетельство о наличии страхового фонда; г) программу деятельности; д) свидетельство о соответствующей квалификации работников юридического лица.
Программа деятельности юридического лица должна включать в себя пункты о видах рисков, которые предприятие намерено гарантировать, тарифы по каждой категории операций, основные принципы перестрахования, принципы организации страхового фонда, расходы на организацию и содержание аппарата управления, порядок ликвидации предприятия. К программе должны быть приложены баланс предприятия, счета прибылей и убытков за три последние финансовые года деятельности. Если предприятие действует менее трех лет — то балансы и счета представляются за финансовые годы деятельности.

Организации Ллойда должны представить полные годовые отчеты об операциях по страхованию.
Компетентный орган государства — члена ЕС, получивший указанные документы, должен дать свой ответ в срок не более трех месяцев с даты обращения. Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и может быть обжаловано в судебные органы Сообщества.
Государства — члены ЕС должны осуществлять сотрудничество и финансовую помощь предприятиям, получившим соответствующую лицензию. Государства — члены ЕС предоставляют указанным предприятиям, льготный режим налогообложения доходов от их деятельности, в частности, создание гарантийного страхового фонда. Размер такого фонда не должен превышать определенного количества условных денежных единиц (400 000, 300 000 или 200 000), в зависимости от вида рисков, для покрытия которых он создан.Государства не должны устанавливать ограничений в распоряжении движимыми и недвижимыми активами, входящими в уставные фонды лицензированных предприятий.
Государства могут осуществлять постоянный контроль за деятельностью юридических лиц, в частности, могут требовать представления ежегодных отчетов о всех их операциях, включая финансовое состояние и уплату налогов и обязательных платежей. Если предприятие откажется представить такой отчет или финансовые документы, которые истребует контролирующий орган, то государство может наложить арест на принадлежащее предприятию движимое и недвижимое имущество, в том числе на денежные активы.
Компетентный орган государства — члена ЕС может отозвать лицензию в следующих случаях: а) предприятие не выполняет всех условий соглашения; б) предприятие не принимает меры по плановой санации; в) предприятие серьезно нарушает правила, установленные нормативными актами страны пребывания.
Предоставление адвокатских услуг на территории государств-членов ЕС регулируется ст. 57 и 66 Римского договора, Решениями Европейского парламента от 5 октября 1972 г. и от 8 марта 1976 г. Решениями Социально-экономического комитета от 28 марта1970 г. и 4 марта 1976 г., а также Директивой Совета № 77/249 от 22 марта 1977 г.1
Государства — члены ЕС обязаны признавать указанных в упомянутых документах лиц в качестве адвокатов и разрешать им свободно осуществлять свою профессиональную деятельность на территории страны. Адвокаты должны иметь удостоверение на одном или нескольких языках государств — членов ЕС с указанием наименования своей профессии, а также профессиональной организации, к которой они принадлежат, или со ссылкой на закон или иной нормативный акт, разрешающий им заниматься адвокатской деятельностью.
Деятельность по представлению интересов клиентов и их защите в судах или иных учреждениях и организациях осуществляется на территории государства — члена ЕС в порядке и на условиях, предусмотренных национальным законодательством для адвокатов этой страны, включая условия о проживании и включении в местную профессиональную организацию адвокатов. Осуществляя свою профессиональную деятельность, адвокат должен уважать законы и обычаи страны, где он работает.
Некоторые нормы и профессиональные правила должны соблюдаться адвокатом и государством, его принимающим, независимо от национальной принадлежности адвоката либо особенностей национального законодательства. К ним относятся: право адвоката на сохранение профессиональной тайны; публичность адвокатской деятельности; обязанность соблюдения правил профессиональной этики, в частности, во взаимоотношениях с коллегами по профессии; запрет на одновременное ведение дел двух и более клиентов, интересы которых противоположны. Деятельность адвоката всегда должна способствовать укреплению престижа и достоинства профессии, уважению к законам и государственному правопорядку.
Государства — члены ЕС вправе требовать от адвокатов, осуществляющих представление интересов клиентов и их защиту в судах и трибуналах, выолнения ряда обязанностей:
Адвокат должен представиться и подтвердить свои полномочия председателю судебного органа и руководителю соответствующей коллегии адвокатов принимающего государства в соответствии с местными законами и обычаями.
Адвокат должен действовать в соответствии с указаниями лица (адвоката, солиситора, прокурора), уполномоченного судебным органом, и который впоследствии должен отчитаться перед этим органом.
Адвокаты, связанные трудовым контрактом с государственным или частным предприятием, не могут осуществлять функции защиты и представления этого предприятия в суде и других органах и организациях, если это запрещено нормативными актами принимающего государства. Государство — член ЕС может запросить соответствующие компетентные органы страны, откуда прибыл адвокат — кто согласно законодательству данной страны может быть адвокатом или оказывать подобные услуги.
Предоставление услуг в области спорта и здравоохранения на территории стран ЕС регулируется общими положениями Римского договора и судебной практикой ЕС.




Содержание раздела