d9e5a92d

Комитет управляющих центральными банками стран-участниц.


Например, в ст. 104 им предписывается проводить такую экономическую политику, которая необходима для обеспечения равновесия платежных балансов и поддержания доверия к национальным валютам и которая осуществляется для поддержания высокого уровня занятости и стабильного уровня цен. Одна из статей Римского договора послужила основой для создания весьма важного учреждения — Валютного комитета [ст. 105(2)]. В его состав входят по два представителя от каждой страны-участницы плюс еще два члена, назначаемых Комиссией ЕЭС в целях наблюдения за валютным и финансовым положением в странах-участницах и в целом в Сообществе.

Еще одно специализированное учреждение подобного рода была создано в 1964 г. — Комитет управляющих центральными банками стран-участниц.
Однако после Римского договора вопрос о формировании единой валютной системы не сразу появился в европейской повестке дня, несмотря на признание того, что валютные обменные курсы затрагивают общеевропейские интересы. Дело объяснялось тем, что Бреттон-Вудская система фиксированных обменных курсов работала в конце 50-х гг. еще достаточно эффективно, и, она вполне отвечала потребностям стран — членов ЕЭС в стабильном валютном порядке.
Это была мировая валютная система, оформленная соглашениями, достигнутыми в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в г. Бреттон-Вудс (США). Она основывалась на признании за золотом функции мировых денег в той мере, в какой оно служило средством окончательных расчетов между странами и всеобщим воплощением национального богатства; одновременно наряду с золотом в качестве международных платежных средств предусматривалось использование национальной денежной единицы США — Доллара, который был приравнен к золоту в роли эталона ценности валют всех остальных государств. Приравнивание национальных валют участвовавших в этой системе стран друг к другу и их взаимный обмен осуществлялись на основе официальных, согласованных странами-членами с Международным валютным фондом валютных паритетов, выраженных в золоте и в долларах США.

Эти паритеты могли изменяться только с санкции МВФ при особых условиях и на практике длительное время были стабильными.
Во второй половине 60-х гг. ряд факторов существенно повлиял на Бреттон-Вудскую систему. Война во Вьетнаме вызвала инфляцию; наплыв долларов в другие страны создал заметные трудности для центральных банков европейских стран, поскольку они оказались вынужденными увеличивать свои долларовые авуары для того, чтобы удерживать курсы своих валют на установленном обменном уровне.
Продолжение долларового наплыва привело к тому, что правительства Западной Германии и Нидерландов в 1971 г. приняли решения о введении плавающего курса своих валют. Австрия и Швейцария объявили о ревальвации своих валют по отношению к доллару. На некоторое время это сняло напряжение, но не сняло проблемы с наплывом долларов.

15 августа 1971 г. президент США Р. Никсон объявил об отказе от введенного еще в 1934 г. свободного обмена долларов на золото, после чего большинство стран с развитой системой внешней торговли решили отказаться от фиксированных обменных курсов, предусмотренных Бреттон-Вудской системой, и позволили своим валютам обмениваться на доллар по плавающим, то есть не фиксированным, а свободно складывающимся курсам1.
Однако к началу 1960-х гг. неравномерности в темпах экономического развития отдельных стран и инфляционные процессы вызвали трудности с поддержанием национальных платежных балансов. Франция, Италия, Англия и некоторые иные страны вынуждены были прибегнуть к девальвации валют, в то время как Западная Германия, Нидерланды и Швейцария их ревальвировали.
Поэтому уже в 1962 г. Европейская Комиссия выступила с предложением ввести в Сообществе единую валютную систему. Дело впоследствии еще более осложнилось ослаблением позиций доллара. Все чаще стали случаться сбои в функционировании Бреттон-Вудской системы.
15 августа 1971 г. президент США Никсон объявил о прекращении действия "золотого стандарта", позволив тем самым доллару колебаться в своем курсе относительно других иностранных валют. В том же 1971 г. 18 декабря было подписано так называемое "Смитсоновское соглашение".


Это соглашение, называемое также соглашением "группы десяти", по числу принявших в нем участие стран (США, Англия, Канада, Франция, Западная Германия, Италия, Нидерланды, Бельгия, Швеция и Япония), состоялось 17—18 декабря 1971 г. в Смитсоновском институте (г. Вашингтон, США). Участники согласились на выравнивание валютных курсов и на новый набор паритетов для обменных валютных курсов.

Доллар был девальвирован по отношению к золоту примерно на 10% по сравнению с валютами остальных стран "десятки".
Смитсоновское соглашение оказалось всего лишь временным решением международного валютного кризиса. Вторая Девальвация доллара на 10%, последовавшая в феврале 1973 г., обусловила иную реакцию Японии и стран ЕЭС: они решили ввести свободно плавающий курс своих валют. Эта мера считалась в тот момент тоже временной, направленной лишь на то, чтобы справиться со спекулятивными процессами и перемещением капиталов на финансовых рынках.

В действительности, однако, она положила конец Бреттон-Вудской системе валютных паритетов2.
На рубеже 60—70-х гг. происходили и иные важные для финансового состояния Европы события. Ревальвация западногерманской марки по отношению к французскому франку породила столь сильные опасения в Европе, что тогдашний канцлер Германии Вилли Брандт вынужден был вновь поднять вопрос о реализации плана по созданию европейского валютного союза. Был подготовлен документ, известный под названием "доклада Вернера"3, который предусматривал переход к единой валюте к 1980 г. Доклад получил одобрение со стороны глав европейских государств, но события, связанные с крахом Бреттон-Вудской системы, заставили отложить реализацию содержащихся в нем предложений.
Идея, тем не менее, оставалась слишком злободневной, чтобы отказаться от нее вообще. Вскоре в Европе была введена система привязки национальных валют стран ЕЭС к западногерманской марке, соединенная с системой "змеи в тоннеле"4. Надежды, возлагавшиеся на эту систему, сводились к тому, что она позволит пробить тоннель к единой общеевропейской валютной системе.

Ожидания, однако, вновь не оправдались: Англия, присоединившаяся к системе "змеи в тоннеле" в мае 1972 г., вышла из нее через несколько месяцев; Италия и Франция входили и выходили из нее по два раза. Отмена названными странами пределов колебаний курсов своих валют к доллару США привела к ликвидации самого "тоннеля".

3. Европейская валютная единица
К 1978 году, когда стало ясно, что всеобщего возвращения к фиксированным обменным курсам ожидать более не приходится, достижение экономической стабильности в Европе стали связывать с идеей европейской валютной системы (EMS — European Monetary System). Идея была выдвинута совместно западногерманским канцлером Гельмутом Шмидтом и французским президентом Валери Жискар д'Эстеном (оба были в прошлом министрами финансов в своих странах) при содействии тогдашнего главы Европейской Комиссии Ройя Дженкинса. Совет ЕЭС на заседании в Бремене в августе 1978 г. все официально одобрил концепцию EMS, которая вступила в силу в марте 1979 г.1 В результате в марте 1979 г. страны ЕЭС, за исключением Англии2, ввели систему обменно-курсового механизма (ERM — exchange rate mechanism3).
В структуре EMS три основных составляющих: а) особая денежная единица; б) обменно-курсовой механизм, позволяющий колебание курсов в довольно узком коридоре; в) специальный кредитный механизм.
Особая денежная единица, или экю (ECU — European currency unit), предназначена для расчетов в странах — членах Европейской валютной системы. Она была задумана первоначально как условная расчетная единица и синтезировалась по принципу так называемой "валютной корзины" из валют стран — участниц ЕЭС.
Валютной корзиной (от английского выражения currency basket) принято именовать некоторый набор национальных валют, используемый для определения валютного курса национальной или коллективной валюты посредством определения доли каждой национальной валюты, входящей в "корзину", в зависимости от удельного веса экономики страны в валовом национальном продукте всех стран — участников "корзины"4. Принцип "валютной корзины" используется также для котировки специальных прав заимствования (СДР) в системе Международного валютного фонда, однако, в отличие от СДР, не имеющих реального обеспечения, эмиссия ЭКЮ наполовину обеспечивается объединением 20% золотых и долларовых резервов каждой из стран-членов, и наполовину — их национальными валютами. В момент ввода EMS самой весомой долей в корзине обладала западногерманская марка (33%), далее шли французский франк (19,9%) и английский фунт стерлингов (13,3%). Пересмотр этих долей участники EMS договорились производить не реже одного раза в 5 лет.1
Основная идея ERM заключалась в том, что каждая страна — член ЕЭС, участвующая в ERM, централизованно устанавливала курс своей валюты по отношению к экю2. Выравнивание этого курса допускалось лишь по взаимному согласию участников данного обменного механизма.



Содержание раздела