дополнительно по теме здесь         d9e5a92d

Промышленное предпринимательство в стране



Промышленное предпринимательство в стране успешно развивалось благодаря неустанной помощи и поддержке (организационной, правовой, экономической, психологической) со стороны русского правительства, которое с начала 1860 г. взяло на себя роль инициатора индустриализации, став ведущим субъектом1.

Развитие предпринимательства происходило также благодаря поддержке таких российских ученых, как А.И. Чупров, А.А. Исаев, И.В. Вернадский, Н.А.

Каблуков, М.А. Карышев и др. Особо здесь следует отметить заслуги Д.И.

Менделеева.

Из всех базовых видов российского предпринимательства самым молодым является аграрное; его история начала временной отсчет лишь после великих реформ 60-х гг. XIX столетия, и прежде всего, конечно же, с крестьянской реформы2. Реформа была начата Александром II под руководством Я.И. Ростовцева, Н.А. Милютина, Ю.Ф.

Самарина и др. Она открыла для крестьян возможность стать хозяевами своей земли, проявить деловую сметку и инициативу.

Подлинный расцвет предпринимательства в российской деревне наступил в период столыпинской аграрной реформы. Но, к великому сожалению, к 1917 г. развитие российской кооперации не достигло западного уровня. Так, в России один кооператив приходился на 11 тыс. жителей, в то время как в среднеразвитой (с точки зрения кооперирования) Германии - на 3,5 тыс.3.

После окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций - Февральской и Октябрьской - в России был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей: национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Частная

собственность большевиками не признавалась, а без нее предпринимательство обречено на гибель. В экономике страны были предприняты следующие шаги:

1)отменены любые виды частной собственности;

2)введена жесткая централизация управления народным хозяйством в сочетании с внеэкономическим принуждением;

3)уничтожены товарно-денежные отношения и торговля;

4)установлено плановое распределение продуктов производства.

В период 1918-1921 гг. предпринимательство объявлялось вне закона и вынуждено было существовать в подполье. Действовал черный рынок, где можно было обменять различные вещи на продукты.

Такое положение привело к хозяйственной разрухе, забастовкам рабочих, многочисленным крестьянским восстаниям и подтолкнуло руководство Советского государства на необходимость проведения в 1921 г. реформы, которая получила название новой экономической политики - нэп (1921-1926) и внесла некоторое оживление в предпринимательскую деятельность. Профессор А.А. Галаган этот период называет началом второго пришествия предпринимательства в хозяйственной жизни страны1.

Одним из основных достижений новой экономической политики явилось возрождение товарно-денежных отношений.

Отмена запретительных мер в отношении частных предпринимателей и их объединений вызвала рост деловой инициативы во всех сферах предпринимательства. Стали организовываться акционерные общества, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и другие формы предпринимательской деятельности. Первый устав советского акционерного общества (Кожсырье) был зарегистрирован 1 февраля 1922 г., а к 1927 г. число объединений акционерного типа возросло до 94.

Сохраняя за собой господствующие позиции в сфере оптовой торговли (70-80), государство значительно отпустило вожжи в оптово-розничной (до 50) и предоставило почти полную свободу (83,4) частному капиталу в области розничной торговли. В годы нэпа была возрождена деятельность ярмарок, в том числе Нижегородской, товарооборот которой достиг 50 уровня 1913 г.2


Относительная свобода предпринимательской деятельности в период нэпа, провозглашенная Советским государством, была закреплена в следующих нормативных правовых актах:


  • О регулировании кустарной промышленности. Декрет СНК от 7 сентября 1920 года;



  • Об обмене. Декрет СНК от 24 мая 1921 года;

  • О проведении в жизнь начала нэпа. Декрет СНК от 9 августа 1921 года;

  • О кустарно-ремесленной промышленности и промысловой кооперации. Постановление СНК от 3 мая 1927 года;

  • О мерах по содействию кустарной промышленности. Постановление ВЦИК от 26 апреля 1929 года и др.

<

p>

Новая экономическая политика ознаменовала поворот от бюрократически-централизованного командования к экономическим методам управления хозяйством с опорой на инициативу и творчество частных предпринимателей.

Хотя преимущества нэпа были очевидны, руководство страны посчитало, что свобода частного предпринимательства чужда советскому обществу.

С начала 30-х годов в СССР утвердилась модель государственного социализма с присущими ему внеэкономическим принуждением, командно-приказными методами управления хозяйством, разветвленной партийно-бюрократической иерархией и репрессиями против социально чуждых элементов. Естественным следствием тотальных мероприятий, вновь потрясших страну, явилось полное уничтожение остатков частного предпринимательства, которые сохранялись даже в условиях военного коммунизма, и особенно тех, что были реанимированы нэпом в 20-е годы1.

С 30-х годов и до второй половины 80-х предпринимательство оставалось в полном забвении. Все производство и сфера услуг перешли в ведение государства. Основная ставка в экономике делалась на так называемое государственное предпринимательство с его многочисленными недостатками.

Уничтожение частной собственности, отказ от экономических рычагов регулирования экономики, милитаризация труда, централизованное командование хозяйством, государственная монополия во всех сферах предпринимательства - основные черты, характерные для того периода.

Излишняя централизация государственного предпринимательства привела к отсутствию гибкости в системе управления, самостоятельности и инициативы предприятий. Хозяйствующие субъекты не были заинтересованы в конечных результатах своей деятельности и в качестве выпускаемой продукции. На предприятиях недостаточно внимания уделялось работе по изучению покупательского спроса. Государственным предприятиям был настолько неинтересен конечный результат, что нередко продукция, выпускаемая ими, оставалась

не востребованной покупателями. Вместе с тем государственный план и государственный заказ всегда выполнялись, заработная плата, не зависящая от результатов труда, выплачивалась вовремя. Благодаря государственной централизации финансов нерентабельные предприятия продолжали существовать за счет государственных дотаций.

Для данного периода характерно отсутствие необходимой для успешного развития экономики здоровой конкуренции. Все это сильно тормозило развитие экономики страны.

Однако, справедливости ради, отметим, что не всегда государственное предпринимательство имело отрицательное влияние на экономику. Некоторые отрасли промышленности успешно развивались и приносили большую прибыль государству. Кроме того, частное предпринимательство в СССР не исчезло полностью, так как полулегально действовали мелкие предприниматели (кустари-одиночки, ремесленники, надомники разного профиля).

Существовали и мелкие крестьянские хозяйства, которым удавалось часть выращенной продукции продавать на рынках, получая от этого прибыль. Кроме того, не секрет, что существовали и субъекты, называемые в тот период спекулянтами, знахарями, врачевателями и т.п.

Возрождение предпринимательства в Советском Союзе связано с принятием законов СССР:


  • от 19 ноября 1986 г. Об индивидуальной трудовой деятельности1;

  • от 26 мая 1988 г. 8998-Х1 О кооперации в СССР2;

  • от 2 апреля 1991 г. 2079-1 Об общих началах предпринимательства граждан в СССР3.

  • Развернутую правовую основу предпринимательство получило в законодательстве Российской

  • от 25 декабря 1990 г. 445-1 О предприятиях и предпринимательской деятельности4;

  • от 7 декабря 1991 г. 2000-1 О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации5;

  • от 24 декабря 1990 г. О собственности в РСФСР6.



С принятием этих законов Россия выбирает курс на развитие рыночных отношений с элементами, присущими цивилизованным странам мира. Для возрождения предпринимательства необходимо было создать соответствующие экономико-правовые условия. Они формировались поэтапно, на законодательном уровне реформируя экономическую систему.

Основным условием была трансформация отношений собственности. В условиях господства социалистической собственности в развитом социалистическом обществе, где государственная и колхозно-кооперативная собственность на средства производства составляла основу экономической системы Советского Союза, а государственная собственность являлась основной формой социалистической собственности (ст. 10, 11 Конституции СССР от 7 октября 1977 г.1), о возрождении и развитии предпринимательства не могло быть и речи.

Предпринимательство невозможно без многообразия форм собственности, и прежде всего частной, без рынка, конкуренции, без создания многочисленных равноправных субъектов предпринимательской деятельности.

Законодательное закрепление многообразия форм собственности, легализация частной собственности составляют основу развития предпринимательства. Частная собственность в наибольшей степени адекватна предпринимательству и рынку. Законом СССР от 6 марта 1990 г. О собственности в СССР2 и Конституцией СССР (новая редакция от 14 марта 1990 г.) был закреплен рыночный подход к формам собственности, получившим развитие в нашей стране.

В ч. 1 ст. 10 Конституции СССР в качестве основы социально-экономической системы СССР провозглашались собственность советских граждан, коллективная и государственная собственность. Положение п. 2 ст. 1 Закона СССР О собственности в СССР впервые прямо предоставило возможность всем собственникам, а значит, и гражданам, использовать принадлежащее им имущество для любой хозяйственной или иной деятельности, не запрещенной законом.

В сочетании с правом использовать труд других граждан при осуществлении своего права собственности, закрепленным в п. 4 ст. 1, Закон по сути открыл путь к возрождению различных форм частнопредпринимательской деятельности как источника образования частной собственности отдельных граждан.



Содержание раздела