d9e5a92d

- Правовое регулирование создания и охраны товарного знака


4.2. Правовое регулирование создания и охраны товарного знака

С переходом к рыночной системе хозяйствования на российском рынке появилось много субъектов предпринимательской деятельности, предлагающих разнообразные товары, работы и услуги. Для того чтобы потребители этой продукции могли отличить продукцию одних компаний от аналогичной продукции других, обычно используются товарные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест происхождения товаров.

Возникновение товарного знака связано с появлением индивидуального товарного производства в средневековой Европе. Его формирование и оформление в современном понимании шло вместе с развитием частной собственности и рынка. В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных отношений, необходимости насыщения рынка разнообразной продукцией указанные средства индивидуализации становятся непременным элементом отечественной рыночной экономики.

Известно, что рыночный механизм четко воспринимает реакцию потребителя на произведенный товар: покупатель либо признает, либо отвергает его. В этом процессе товарные знаки, являясь связующим звеном между изготовителем и потребителем, промышленностью и торговлей, играют роль важного стимула и неотъемлемого элемента рыночных отношений. Товарный знак как источник информации, внедренный в сознание покупателя, определяет его поведение на рынке товаров и услуг.

На цивилизованном рынке производитель выпадает без него из активной конкуренции.

Важность товарных знаков определяется, в частности, следующими причинами:


  • гарантируется определенный уровень качества продукции;

  • облегчается идентификация продукции, возникает возможность ее заказа по имени;

  • известно, какая фирма отвечает за продукцию;

  • облегчается реклама продукции;

  • уменьшается сравнение по ценам, поскольку осознаются различия по товарным знакам;

  • известные товарные знаки более привлекательны для каналов товародвижения;

  • продукция, имеющая товарный знак, на международном рынке ценится на 15-25 выше.



В то же время, по мнению американских специалистов, сегодня наметилась тенденция к отказу от товарных знаков, в основном для лекарственных средств и ряда потребительских товаров первой необходимости, в целях снижения их цены.

Таким образом, сопровождающие продукцию с непосредственной целью ее индивидуализировать в рыночном пространстве товарные знаки стимулируют качество товаров, служат активным средством привлечения к ним внимания покупателей, позволяют потребителям выбрать необходимые им товары. В связи с той ролью, которую эти объекты играют при реализации и продвижении товара на российском рынке, весьма актуальна проблема правового обеспечения отношений по поводу товарных знаков, прежде всего их создания, использования и правовой охраны.

В Российской Федерации центральным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в данной сфере, является Закон РФ от 23 сентября 1992 г. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров (далее - Закон, или Закон о товарных знаках). Он представляет собой комплексный нормативный акт, где наряду с товарным знаком и знаком обслуживания содержатся нормы, относящиеся к самостоятельному объекту промышленной собственности, -- наименованию места происхождения товара.

Закон о товарных знаках создает необходимый правовой механизм для охраны прав предпринимателей, изготавливающих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги), и пресечения неправомерных действий, направленных на дискредитацию высококачественной продукции. В преамбуле Закона о товарных знаках говорится, что этим Законом регулируются отношения, возникающие в

связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров.

В соответствии со ст. 43 Закона о товарных знаках полномочиями осуществлять государственную политику в области охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, издавать нормативные правовые акты по применению Закона наделяется федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности -- Российское агентство по патентам и товарным знакам1 (далее - Роспатент).



С развитием предпринимательства в России возникает необходимость совершенствования отечественной законодательной базы в области товарных знаков и наименований мест происхождения товаров. На этот процесс влияют не только российские законодательные акты, но и международные соглашения, участницей которых является или может стать Российская Федерация (например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., в которой как правопреемница СССР участвует Российская Федерация). В 2000 г. были приняты Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденные приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. 382, установившие порядок признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст.

2 Закона и в силу п. 1 ст. б-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Россия как правопреемница СССР участвует и в таком международно-правовом акте, заключенном в рамках Парижской конвенции, как Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг от 15 июня 1957 г.3 Учрежденная данным соглашением Международная классификация товаров и услуг служит обязательным инструментом при рассмотрении международных заявок, подаваемых на основе Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.4, а также Протокола к Мадридскому соглашению, в которых участвует Россия, действующих в рамках Парижской конвенции. В упомянутой Классификации товары отнесены к 1-34-му классам, а услуги - к 35-42-му

классам. Включенные в Классификацию услуги охватывают транспортировку грузов, хранение, строительство, страхование, банковские операции, сдачу помещений внаем, информационное обслуживание, рекламу, радиовещание и телевидение, индустрию увеселений, гостиницы, рестораны, ремонт, здравоохранение, адвокатские услуги и др.

Необходимо иметь в виду, что в Законе о товарных знаках отсутствует принцип, обязывающий компании проставлять на продукции обозначения, зарегистрированные в качестве товарных знаков (этот принцип содержался в Положении о товарных знаках, действовавшем на территории СССР до принятия Закона). Такая обязанность не отвечала бы новым условиям хозяйствования и не предусмотрена законодательствами ведущих стран мира. Простановка товарного знака и его регистрация стали правом, а не обязанностью предприятий.

В соответствии со ст. 1 Закона о товарных знаках товарным знаком и знаком обслуживания (далее - товарный знак) признаются обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее -- товары) юридических или физических лиц. В определении понятия товарный знак отражена основная функция данного объекта промышленной собственности - способность отличать, индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции.

Данное определение согласуется со ст. 138 ГК РФ, где, в частности, товарный знак и знак обслуживания отнесены к средствам индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг.

Национальные законодательства в сфере товарных знаков большинства стран не содержат определения понятия товарный знак. Как правило, в них устанавливаются условия, которым должен соответствовать этот объект. Например, во Франции, Германии, Австрии, Испании, Италии, Швейцарии в национальных законодательствах в качестве такого условия определяется способность обозначения индивидуализировать товар и, следовательно, выделять его среди однородных товаров, производимых другими предприятиями.

Вместе с тем Закон о товарных знаках Великобритании дает определение товарного знака как любого обозначения, которое обладает способностью отличать товары и услуги одного изготовителя от товаров и услуг других изготовителей. Или, согласно Закону США, товарный знак -это любые слова, имена, символы, обозначения или любые их комбинации, признанные и используемые производителем или торговцем для обозначения своих товаров и отличия их от таких же товаров, производимых и продаваемых другими лицами.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации.

Следовательно, уже на этой стадии возможны нарушения интересов предпринимателей: в виде неправомерного отказа в регистрации или регистрации товарного знака, тождественного уже существующему, для обозначения товаров и услуг той же категории или сходного с ним до степени смешения.

Наряду с этим правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Это, в частности, относится к общеизвестным товарным знакам, льготный режим охраны которых предусмотрен ст. б-bis Парижской конвенции. На основании данной статьи страны - участники Конвенции обязуются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в ней общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами этой Конвенции, и применяется для идентичных или подобных продуктов.



Содержание раздела