d9e5a92d

Первые торговые знаки появились во Франции.



Юридические и физические лица Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию. Заявка на международную регистрацию товарного знака подается через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Незаконное использование товарного знака или сходного с товарным знаком обозначения влечет гражданскую, административную (ст. 14.10 КоАП РФ), нередко и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Согласно п. 2 ст. 46 Закона о товарных знаках защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения и взыскания причиненных убытков осуществляется также путем:


  • публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

  • удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков или в целях их по следующего уничтожения.



Обязанность опубликовать решение суда сходна с обязанностью печатного органа опубликовать опровержение сведений, порочащих честь и достоинство граждан и деловую репутацию граждан и юридических лиц. Однако их не следует путать: в первом случае нарушитель прав на товарный знак - организация, незаконно использующая его при введении в хозяйственный оборот, например путем размещения в рекламном тексте; во втором случае - печатный орган, нарушающий законодательство о средствах массовой информации, в частности ст. 152 ГК РФ.

Упомянутая мера ответственности имеет еще одну особенность: целью публикации является восстановление деловой репутации. Поэтому суд должен выяснить, в какой из газет появилось объявление об услугах с использованием чужого товарного знака, территорию распространения этого печатного органа и исходя из этого определить конкретное СМИ, в котором ответчик за свой счет должен поместить решение суда.

Сложность представляет и применение такой санкции, как уничтожение товарного знака в случаях, когда он по существу неотделим

от товара, например если в качестве товарного знака зарегистрирована форма изделия или товарный знак отлит из металла при изготовлении его корпуса. В таких случаях уничтожение знака фактически приводит к утрате потребительских свойств товара.

Судебная практика неправомерно обосновывает требование истца уничтожить товар ссылкой на ст. 49 Закона РФ Об авторском праве и смежных правах, согласно которой суд может принять решение об уничтожении контрафактного товара. В данном случае применение гражданского законодательства по аналогии является неправильным, так как это фактически ведет к прекращению права собственности по основанию, прямо не предусмотренному законом.

Вместе с тем ст. 14.10 КоАП РФ за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров наряду с наложением административного штрафа (на граждан - в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ; на должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ) в отношении всех нарушителей предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.

В соответствии со ст. 180 УК РФ незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.



В связи с созданием единого внутреннего европейского рынка вновь актуализировалось обсуждение идеи европейских (и даже мировых) товарных марок в свете разработки концепции Euro-Marker. Поэтому в ближайшем будущем можно ожидать их появления.

В зарубежных странах различаются разнообразные типы товарных марок. Среди них фирменное имя (марочное название) - такая товарная марка (слово, группа слов, буква), которую можно произнести, например, Adidas. Фирменный знак (марочный знак, эмблема) представляет собой товарную марку в виде символа, рисунка, отличительного цвета, специфического шрифтового оформления, т.е. товарную марку, которую можно опознать, например лилия (Adidas).

Товарный (торговый) образ является персонифицированной товарной маркой, например Pier Garden.

Фирменные имена, фирменные знаки, товарные образы или их сочетание, будучи зарегистрированными и, соответственно, обеспеченными правовой охраной, в европейских странах объединяются понятием торговый (товарный) знак. Зарегистрированный торговый знак сопровождается значком . В ряде случаев, если торговый знак составной, регистрируют отдельно его части. Торговые знаки применяются как к серийным, так и к индивидуальным товарам.

Первые торговые знаки появились во Франции. В этой стране 84 всех торговых знаков составляют фирменные имена. Регистрация торгового знака во Франции действительна в течение 10 лет, затем возможна перерегистрация.

В большинстве других стран длительность периода действия регистрации торгового знака - 10-20 лет.

Во Франции систематически совершенствуется законодательство о торговых знаках. Последний закон о торговых знаках вступил в силу 28 декабря 1991 г. и предусматривает ряд серьезных корректив по сравнению с ранее действовавшим.

Во-первых, введена процедура представления замечаний и возражений по регистрируемому торговому знаку. Замечание может быть представлено любой заинтересованной стороной в Управление торговых знаков, которое может отказать в регистрации на основе признания знака неоригинальным или не отвечающим другим требованиям. Возражение может быть представлено владельцами аналогичных торговых знаков в указанное Управление в течение двух месяцев со дня опубликования заявления о намерении зарегистрировать новый торговый знак.

Причиной возражения может быть высокая степень схожести торговых знаков.

Во-вторых, закон предупреждает о том, что торговый знак не подлежит изменению в случае пролонгации его регистрации. Любые изменения знака, кроме изменения списка товаров, на которые он распространяется, подразумевают подачу нового заявления о намерении зарегистрировать торговый знак, а следовательно, и возможность возникновения замечаний и возражений.

В-третьих, иск о нарушении закона может предъявляться в течение пяти лет.

В-четвертых, предусмотрено наложение ареста таможней на товары с поддельными торговыми знаками по письменному заявлению владельца знака или обладателя лицензии на него. После наложения ареста владелец торгового знака в течение 10 дней может возбудить судебный иск. Таким образом, новый закон защищает

владельца от ущемления его прав независимо от страны производства товара с поддельным знаком. Владелец может составить список своих торговых знаков и передать их на таможни в целях обеспечения защиты от поддельных торговых знаков.

Французский закон о торговых знаках к основным правонарушениям относит: присвоение торгового знака, его подделку или имитацию, обманное применение (к другим товарам, например) и т.д. За названные правонарушения предусмотрены следующие санкции: штраф в размере от 500 до 10 тыс. франков и (или) лишение свободы на срок от одного месяца до года.

В заключение анализа правовой охраны товарного знака как объекта интеллектуальной собственности хотелось бы отметить, что в процессе работ по совершенствованию российского Закона о товарных знаках необходимо опираться на нормы международных актов, участницей которых собирается стать Российская Федерация. Среди них - Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) по торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности. Особого внимания при разработке изменений и дополнений в отечественный Закон о товарных знаках заслуживает упомянутый в данном параграфе Договор о законах по товарным знакам.

Помимо товарного знака составной частью товарной политики в сфере предпринимательства является упаковка.
1Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам утверждено постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. 1203 // СЗ РФ. - 1997. - 39. -Ст. 4541.
2БНА. - 2000. - 23.
3Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XVIII. - М., 1989. - С. 91.
4Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXII. - М., 1978.- С. 140.
1Российская газета от 3 апреля 2003 г.
1САПП РФ. - 1993. - 7. - Ст. 573.
1Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений утверждены приказом Роспатента от 23 марта 2001 г. 39 // Патенты и лицензии. - 2001. - N 8.
1Российская газета от 5 апреля 2003 г.



Содержание раздела