d9e5a92d

Права и обязанностей сторон



Очевидно, что, как и для любого гражданско-правового договора, предмет договора на проведение маркетинговых исследований является его существенным условием на основании ч. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ.

В то же время следует отметить, что, с одной стороны, заказчика интересуют не столько сами исследования, сколько их результат, так как конечной целью договора является внедрение полученных результатов в предпринимательскую деятельность. С другой стороны, важность точного и квалифицированного проведения маркетинговых исследований, учитывая достаточно высокую их стоимость, предполагает целесообразность контроля заказчика за ходом выполнения работ и результатами их отдельных этапов. Представляется, что активное взаимодействие заказчика со специализированной маркетинговой фирмой в ходе проведения маркетинговых исследований, контроль за ходом работ, осуществляемый заказчиком, позволяет получить оптимальные результаты.

Данное обстоятельство диктует необходимость включения в предмет договора не только результата, но и самого процесса исследований, заключающегося в сборе, анализе и обработке первичной и вторичной маркетинговой информации и выработке на ее основе выводов и рекомендаций, необходимых заказчику для разрешения стоящих перед ним проблем.

С учетом сказанного, а также сравнительной длительности и сложности процесса маркетинговых исследований сторонам договора целесообразно составить программу подлежащих выполнению работ. Это позволит не только упорядочить деятельность исполнителя в ходе исследований, но и будет способствовать установлению тесного контакта исполнителя с заказчиком, обеспечивающего проведение исследований в необходимом направлении, оперативное решение вопросов, возникающих в ходе работ, а также даст возможность заказчику осуществлять более эффективный контроль.

Что касается прав и обязанностей сторон, то здесь главной обязанностью исполнителя следует признать проведение исследования в соответствии с заданием заказчика, включая сбор, обработку и

анализ маркетинговой информации, а по желанию заказчика - анализ его хозяйственной деятельности, выработку выводов и рекомендаций, передачу результатов исследования заказчику. Этой обязанности исполнителя соответствует право заказчика требовать выполнения исследований и передачи их результатов, осуществлять контроль за ходом работ. Исполнитель имеет право требовать от заказчика выполнения его обязанностей, т.е. принятия отчета о проведенном исследовании и оплаты выполненных работ и полученного результата.

При определении задач и направлений исследования важно указать, что сбор и анализ маркетинговой информации не должны нарушать право потенциальных конкурентов на коммерческую тайну и на другие виды маркетинговой информации, охраняемые законом. В противном случае, если задание заказчика предусматривает, например, сбор сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, то оно может подпадать под признаки промышленного шпионажа и других преступлений.

Как уже не раз отмечалось, результатом маркетинговых исследований являются собранная и обработанная маркетинговая информация, а также выводы и рекомендации исполнителя, в сущности представляющие собой информацию особого рода, объективированную в отчете, который исполнитель обязан передать заказчику. Оформление результатов исследований в виде отчета, т.е. фиксирование информации на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, представляет необходимое условие включения результатов исследований в имущественный оборот. Чтобы предупредить возможные разногласия и неразбериху, в договоре следует устанавливать требования к представляемому исполнителем отчету о результатах проведенного исследования относительно удобства его последующего практического использования.

К порядку оплаты маркетинговых исследований, осуществляемых исполнителем, и расчетов с ним применяются общие нормы гражданского законодательства, регулирующие расчетные отношения. При определении цены должны быть учтены характер и объем работ, поэтапная разбивка исследований и стоимость отдельных этапов, покрытие издержек исполнителя, включающих использование технических средств исследования, программного обеспечения, затрат на используемые орудия исследования - изготовление анкет, опросных листов, применение специальных технических средств наблюдения за поведением потребителей и т.д., а также вознаграждение исполнителя. С учетом большого числа компонентов, формирующих цену маркетинговых исследований, целесообразно оформлять ее в виде сметы.



В то же время согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Однако поскольку в настоящее время практика осуществления маркетинговых исследований и ценообразования в этой сфере невелика и противоречива, и при отсутствии в договоре соответствующего условия определить цену, обычно взимаемую за маркетинговые исследования при сравнимых обстоятельствах, бывает достаточно сложно, представляется целесообразным определять цену исследований при заключении договора.

В связи с тем, что маркетинговые исследования нацелены на анализ перманентно меняющейся конъюнктуры рынка, выявление нужд и запросов потребителей на конкретный период, то от своевременного начала и окончания проведения маркетинговых исследований зависят получение объективного результата и удовлетворение интересов заказчика. В связи с этим так же как и в договоре подряда (ст. 708 ГК РФ), существенным условием договора на проведение маркетинговых исследований следует признать начальный и конечный сроки их выполнения.

Заказчик вправе рассчитывать на получение результатов маркетингового исследования, качество которого зависит от использования научно обоснованных методологий и методик. В связи с этим сторонам целесообразно особо определить в договоре методы маркетинговых исследований (к примеру, опрос, анкетирование, эксперимент, экономико-математические методы и др.), которые будут использованы для выяснения в соответствии с заданием тех или иных характеристик и параметров маркетинговой среды и потребуют определенных расходов.

В договоре нужно оговаривать срок сдачи и принятия выполненных маркетинговых исследований. Заказчик должен принять работу в указанный срок, подписать акт или возвратить отчет на доработку, если исполнителем нарушены условия договора (например, проведен анализ лишь одного из указанных в предмете договора или задании направлений, не задействованы оговоренные методы исследования, неадекватно сформулированы выводы и рекомендации и т.д.).

Претензии к качеству результатов маркетинговых исследований могут быть предъявлены исполнителю лишь до подписания заказчиком акта приема-сдачи работ. В дальнейшем невозможность использования результатов маркетинговых исследований не может связываться с их качеством, поскольку ситуация на рынке постоянно меняется.

В то же время в договоре на проведение маркетинговых исследований можно оговорить гарантийный срок (правда, непродолжительный), в период которого исполнитель обязан осуществлять бесплатное текущее консультирование по результатам проведенного исследования. При этом речь идет о комментариях к проведенному исследованию, но не о выполнении дополнительной работы, например связанной с использованием полученных данных. Дальнейшее сопровождение предпринимательской деятельности заказчика, скажем, проведение анализа состояния конъюнктуры определенного сегмента рынка, прогнозирование объемов сбыта, согласование его деятельности с нормами предпринимательского законодательства, а также использование результатов исследования, может быть оформлено отдельными договорами возмездного оказания услуг, подряда и др.

Специфика отношений, связанных с применением заказчиком маркетинговой информации и других результатов маркетингового исследования, обусловливает необходимость соблюдения сторонами условия конфиденциальности, которое следует предусмотреть в договоре на проведение маркетинговых исследований. По общему правилу, результаты маркетинговых исследований составляют собственность заказчика, и исполнитель не имеет права распространять эти сведения третьим лицам. Конфиденциальной является также информация о заказчике проведения маркетинговых исследований.

Последний может принять на себя обязательство не разглашать третьим лицам методику проведения исследований и другую неопубликованную информацию, носящую, по мнению исполнителя, закрытый характер.

Что касается вопроса об ответственности сторон по договору на проведение маркетинговых исследований, то она, по общему правилу, наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, принятых на себя исполнителем или заказчиком. Так, на исполнителя может быть наложена ответственность за нарушение сроков, установленных в договоре, за непроведение исследования по тем направлениям и параметрам, которые были предусмотрены договором, или неприменение методов, использование которых зафиксировано сторонами при заключении договора. В то же время вполне очевидно, что исполнитель не может нести ответственность за результативность использования заказчиком полученной маркетинговой информации. Заказчик несет ответственность за своевременную выплату исполнителю вознаграждения в течение установленного договором срока после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ.

В случае возникновения споров и (или) разногласий, по которым стороны не могут достигнуть договоренности, они подлежат разрешению в арбитражном суде на основании норм действующего законодательства.



Содержание раздела