d9e5a92d

- Понятие и значение правовогорегулирования предпринимательской деятельности


ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие и значение правовогорегулирования предпринимательской деятельности

Экономические реформы рыночной направленности, начатые в 1991 г. и проводимые в течение ряда лет, так и не смогли вывести российскую экономику из кризисного состояния. Сформировавшаяся к началу XXI в. смешанная экономика утеряла многие черты централизованно управляемого хозяйства, не обретя при этом признаков, органично присущих рыночной экономике. Государственное регулирование оказалось подорванным, тогда как рыночные механизмы в переходный период не проявили себя как эффективные рычаги управления.

Сказалось отсутствие государственной, национальной стратегии перехода экономики страны к рыночным отношениям.

Отсутствие эффективного государственного регулирования привело к неблагоприятным экономическим последствиям. Объем промышленного производства за период реформ сократился более чем вдвое. К началу нового тысячелетия эффективность использования ресурсного потенциала России стала в несколько раз ниже, чем в промышленно развитых странах Европы, США, Японии.

По показателю жизненного уровня Россия отстала от этих стран в десять раз и заняла 60-е место в мире.

Все это приходится констатировать не с целью очернения и без того бедственного состояния российской экономики конца XX - начала XXI в., а чтобы подчеркнуть исключительную важность государственного регулирования в деле преодоления столь болезненного для государства экономического и финансового состояния.

По сути дела, речь идет о правовых формах осуществления государственного регулирования, призванного реализовать основные

задачи и функции российского государства в сложный переходный период перестройки базисных экономических отношений. Новейшая история нашей страны, как, впрочем, и история иных ныне высокоразвитых стран, доказала, что полной свободы рыночных отношений не было нигде и никогда, что государство не может стоять в стороне при решении важнейших вопросов в сфере экономики, пребывая в ипостаси ночного сторожа. Однако на первом этапе проведения экономических реформ государство вместе со сложившимся ранее правовым механизмом ушло, а кое-кто утверждал, что оно просто убежало из экономики, предоставив право решать возникающие в этой сфере совершенно новые проблемы рыночным механизмам, в частности механизму конкуренции. Опыт убедительно показал, что из этого ничего хорошего не вышло.

Дикий рынок, дикая приватизация и подобные им прелести убедительно доказали, что без государственного регулирования экономические проблемы решать невозможно1. Подобной позиции придерживаются сейчас многие ученые экономисты-государственники, например Л.И. Абалкин, Е.М.

Примаков2.

Принцип могущества, принцип сильного государства для России всегда имел особое значение. Обществу необходимо эффективное, предсказуемое и качественное государство, позволяющее ответить на вопросы, стоящие перед страной. Без этого не может быть элементарного социального порядка, невозможны никакие реформы, никакое развитие3.

Жизнь показала, что наши реформаторы не учли главного - нельзя было одним махом перевести народное хозяйство огромной страны с рельсов государственной собственности, охватывающей практически все отрасли производства и оборота, на рельсы частной собственности и обеспечить расцвет предпринимательской инициативы. Провозгласив свободу частной собственности, государство должно было позаботиться о защите частного производства и

собственности, о разумной системе налогообложения, об эффективном государственно-правовом регулировании. Даже Всемирный банк в результате исследования взаимодействия экономики и государства пришел к выводу: хотя государство и не может непосредственно усилить экономический рост, но именно от него зависят правила игры, которые позволяют рынку благоденствовать и каждому жить лучше. Сошлемся в этой связи на многозначительный тезис, содержащийся в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. 241.



В качестве основных направлений обеспечения безопасности личности, общества, государства в экономических отношениях провозглашены: усиление государственного регулирования в экономике, обеспечение перехода к высокоэффективной и социально ориентированной экономике; правовое обеспечение реформ и создание действенного механизма контроля за соблюдением законодательства.

В решении этих задач должен участвовать механизм всех направлений российского права и сфер законодательства. Однако, поскольку рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России и пришедшая на смену административно-бюрократической модели, базируется на предпринимательском типе экономической системы, сегодня решающее значение в этом процессе должно быть отведено правовому регулированию предпринимательской деятельности.

Освещая проблему понятия правового регулирования предпринимательской деятельности, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

В юридической литературе правовое регулирование определяется как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Исходя из этого можно выделить два отличительных признака правового регулирования:

1)оно представляет собой целенаправленное, нормативно-организационное опосредование общественных отношений государством;

2)оно осуществляется при помощи целостной системы средств, обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов), которые ставил законодатель, издавая юридические нормы2.

В сфере предпринимательской деятельности условно можно выделить три взаимосвязанные группы отношений, регулируемых правом.

1.Главной группой выступают непосредственно предпринимательские, включая внутрихозяйственные, отношения, то есть те, которые возникают в процессе предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли (производство и реализация продукции, оказание услуг и т.д.).

2.Зачастую предпринимательские отношения могут быть тесно связаны с другими, некоммерческими, отношениями, как, например, складывающимися при получении сертификатов качества на выпускаемый товар. Здесь также следует назвать отношения, возникающие при осуществлении деятельности товарных и фондовых бирж, основная цель которых - формирование соответствующего рынка. Такие виды деятельности напрямую не относятся к предпринимательской, но создают базу, а подчас предоставляют необходимые условия для предпринимательства.

3.Наконец, правовое регулирование предпринимательства охватывает вертикальные отношения между государством, реализующим публичные интересы общества, и хозяйствующими субъектами. К данной группе следует отнести отношения по государственной регистрации и лицензированию хозяйствующих субъектов, государственному регулированию и контролю в области рекламы, техническому регулированию, государственной регламентации цен, антимонопольному регулированию и т.д.

Предприниматели должны учитывать правовые требования, вступая в вышеуказанные общественные отношения. В сфере международного предпринимательства, кроме того, должны учитываться положения международных актов, национальное право соответствующего государства, которые влияют на внешнеэкономическую деятельность.

Отсутствие правильной правовой оценки большинства ситуаций, возникающих в предпринимательской деятельности, может стать причиной лишних затрат и серьезных ошибок в деятельности хозяйствующего субъекта. Знание до тонкостей правового регулирования этой сферы общественных отношений приведет к повышению эффективности предпринимательской деятельности.

Нормы по правовому регулированию предпринимательской деятельности существуют в любом государстве, составляя, как правило, особую комплексную отрасль или подотрасль права, т.е. выделяются в особую сферу правового регулирования. Это дает возможность обеспечить эффективное развитие предпринимательской деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы хозяйствующих субъектов, так и публичные интересы государства и общества в целом.

Эмпирическая характеристика правового регулирования предпринимательства определяется тем, что свободная предпринимательская деятельность в Российской Федерации осуществляется лишь несколько лет. Более того, приходится указать на то обстоятельство, что родоначальниками предпринимательской деятельности в России во многих случаях были неспециалисты. Они принимали хозяйственные решения, может быть, вполне разумно, но интуитивно. Существовал огромный спрос на опыт предпринимательской деятельности, накопленный за рубежом.

Во многом это распространялось и на сферу законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, поскольку некоторые аспекты предпринимательства, например пиар, практически вовсе не были урегулированы нормами права. Разумеется, возникающие и развивающиеся предпринимательские правовые нормы далеко не всегда основывались на правильно воспринятой информации, надежность и значимость которой были подтверждены особыми процедурами ее получения и обсуждения, особыми механизмами проверки и оценки. Эта сторона дела, т.е. реальное состояние правовых норм предпринимательской деятельности, нами рассматривалась как данность, которая сложилась на основе решения частных практических вопросов в сфере предпринимательства.



Содержание раздела