По мере развития предпринимательства, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее правового регулирования. Основное назначение правового регулирования предпринимательства - регламентировать, защищать и поддерживать предпринимательскую деятельность правовыми средствами. В настоящее время в России активно формируется и развивается законодательство, регулирующее предпринимательские отношения, постепенно нарабатывается административная и судебная практика его применения.
Потребность в развитии правового обеспечения предпринимательства и его активном практическом использовании стала особенно ощущаться в последнее время в связи с обострением конкурентной борьбы. Соотнесение предпринимательской деятельности с правовыми нормами повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности, распространяя правовую оболочку на сферу хозяйственных связей. Это рационализирует процесс товаре-движения, ценообразования, коммуникаций, разработки товарного ассортимента, совершенствует практику анализа и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования. Эффективное правовое регулирование предпринимательских отношений способствует смягчению и устранению кризисов перепроизводства,
обеспечению соответствия спроса и предложения, повышению уровня удовлетворения общественных потребностей, направлению капитала в производство, экономическому росту и укреплению национальной безопасности государства.
Совершенствование правового регулирования предпринимательства необходимо для установления торговых связей с экономически развитыми странами, ибо слабое развитие отечественной правовой базы является одной из причин, по которой в российскую экономику не хотят вкладывать средства многие иностранные инвесторы. Это предопределяется прежде всего тем, что отечественные законы недостаточно гарантируют интересы и защищают права бизнесменов, не гарантируют цивилизованного развития бизнеса в современных российских условиях. Одним из основных условий успешной деятельности отечественных организаций на мировом рынке является необходимость продуманного системного изучения всего арсенала правовых средств, применяемых в зарубежных странах, чтобы, во-первых, учитывать их при разработке экспортной политики, во-вторых, использовать то положительное, что имеется в правовом регулировании предпринимательства этих стран.
Все сказанное и многое другое превращает правовое обеспечение предпринимательства в один из важнейших и применяемых участков права и диктует необходимость его глубокого изучения, широкой пропаганды и активного совершенствования.
Необходимо отметить, что действующее законодательство не в состоянии предотвратить всех потенциальных злоупотреблений в области предпринимательства, а новые законы и подзаконные нормативные акты зачастую бывает нелегко воплотить в жизнь. Между тем помимо законов и других нормативно-правовых актов, поведение предпринимателей должно определяться социальными нормами и правилами профессиональной этики. Предприятия должны поощрять своих менеджеров не просто держаться в рамках существующего законодательства, но и придерживаться небезызвестного категорического императива, сформулированного немецким философом XVIII в. Иммануилом Кантом: Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Предприятия с высоким уровнем социальной ответственности активно ищут способы надежной защиты своих потребителей и окружающей среды.
Ряд скандалов, разразившихся в деловом мире в последние годы, и растущая озабоченность состоянием окружающей среды и защитой прав потребителей детерминировали повышенный интерес к вопросам этической и социальной ответственности. Почти
каждый аспект предпринимательской деятельности так или иначе связан с этими вопросами. Очевидно, что у каждого из субъектов свое представление о мере социальной ответственности, поэтому в высокоразвитых странах многие индустриальные и профессиональные торговые ассоциации предлагают придерживаться определенных общепринятых этических норм, а целый ряд компаний разрабатывает хозяйственную стратегию с учетом требований более высокого уровня социальной ответственности.
Однако отказ следовать нормам профессиональной этики может не только нанести серьезный ущерб имиджу компании, но и стать причиной ухудшения ее экономического состояния, ибо партнеры, в том числе инвесторы, куда охотнее работают с хозяйствующими субъектами, политика которых известна и предсказуема.
1Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л.
Попова. - М.: Юристь, 2000. - С. 11.
2См., например: Абалкин Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. - М.: ИЭ РАН, 1999. - С. 125. Интервью президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова // Аналитический журнал Русский предприниматель, 2. - 2002. - С. 42; Примаков Е.М.Без сверхдержав.
Некоторые характеристики сегодняшнего мира. Российская газета от 23 января 2003 г.
3См.: Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. - М.: Изд-во МГУ, 2002.
1СЗ РФ. - 2000. - 2. - Ст. 170.
2См.: Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т. - М., 1981. - Т. 1. С. 289-290; Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995. - С. 209.
1См.: Предприниматели приняли свой Кодекс чести. Российская газета. 2002. 25 окт.
203.