Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона 7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
3.9.4. Исполнение бюджета
Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов основному оперативному плану распределения доходоврасходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ (ФК) структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов ежедневно, а высшие органы государственной власти ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса исполнения бюджета :
Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально отчет.
Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.
Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.
3.9.5. Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ
Виды расходов |
1996 |
1997 1998 |
|
% |
% |
% |
|
Государственное управление |
1,6 |
||
Международная деятельность |
6,4 |
||
Национальная оборона |
18,4 |
||
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства |
8,1 |
||
Фундаментальные исследования и содействие НТП |
2,8 |
||
Промышленность, энергетика, строительство |
11,4 |
||
Сельское хозяйство |
3,3 |
||
Охрана окружающей среды |
0,5 |
||
Образование |
3,6 |
||
Культура и искусство, средства массовой информации |
1,2 |
||
Здравоохранение и физическая культура |
1,7 |
||
Социальная политика |
3,0 |
||
Обслуживание государственного долга |
13,4 |
||
Финансовая помощь субъектам РФ |
12.6 |
||
В том числе |
|||
Федеральный фонд финансовой поддержки регионов |
9,0 |
||
Прочие расходы |
5,8 |
||
Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда) |
6,2 |
||
Общая сумма расходов, млрд.руб |
435750 100% |
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:
Помимо безвозвратного финансирования практикуется выдача бюджетных ссуд (либо беспроцентных, либо под процент по низким ставкам ).Ссуды выдаются по специальным распоряжениям правительства: на формирование продовольственных фондов, на конверсию оборонной промышленности, на обеспечение села техникой и т.д.
3.9.6. Состав и структура доходов Федерального бюджета РФ
Виды доходов |
1996 |
1997 |
|
% |
% |
% |
|
Налоговые доходы всего в том числе: |
81 |
||
НДС |
37 |
||
Акцизы |
13 |
||
Ввозимые таможенные пошлины |
4 |
||
Вывозимые таможенные пошлины |
6 |
||
лицензионный сбор за право производства алкогольной продукции |
1 |
||
налог на прибыль предприятий и организаций |
16 |
||
подоходный налог с физических лиц |
1 |
||
платежи за пользование природными ресурсами |
2 |
||
отчисления на воспроизводство материально-технической базы |
1 |
||
Налоговые доходы в том числе |
19 |
||
Доходы целевых бюджетных фондов |
9 |
||
Доходы от федерального имущества, от приватизации, от внешнеэкономической деятельности |
10 |
||
Итого расходов, млрд.руб. |
347200 100% |
3.9.7. Бюджетный дефицит
Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным дефицитом. В 1991г. он составил 20% ВНП. В 1996г.
3,85% ВВП. В 1997г. - % ВВП. В 1998г. - %. Причины его:
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить:
3.10. Государственный кредит 3.10.1 Государственный кредит
Государственный кредит это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали МоскваСанкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
2.