d9e5a92d

- Государственное управление в информационной сфере


3.5. Государственное управление в информационной сфере

Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации, в том числе информационного обеспечения предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона Об информации, информатизации и защите информации основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:


  • обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

  • формирование и защита государственных информационных ресурсов;

  • создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

  • создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

  • обеспечение информационной безопасности Российской Федерации1, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;



  • содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

  • формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

  • участие в международном информационном обмене1;

  • поддержка проектов и программ информатизации;

  • создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

  • развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.



Кроме того, согласно Указу Президента РФ от 20 января 1994 г. 170 Об основах государственной политики в сфере информатизации2, одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере информатизации названо обеспечение единства государственных стандартов в сфере информатизации, их соответствия международным рекомендациям и требованиям.

Реализацией поставленных задач занимается специально созданное Министерство Российской Федерации по связи и информатизации (Минсвязи России)3 (бывший Государственный комитет РФ по связи и информатизации). При Минсвязи России состоят:


  • Государственная комиссия по радиочастотам;

  • Государственная комиссия по электросвязи;

  • Государственная комиссия по информатизации;

  • Служба государственного надзора за связью в Российской Федерации (Госсвязьнадзор России).



Организационно-техническое обеспечение деятельности указанных комиссий осуществляет Минсвязи России.

Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, Государственной комиссии по электросвязи и Государственной комиссии по информатизации при Минсвязи России утверждены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. 3464.

Государственная комиссия по информатизации при Минсвязи России (далее - Комиссия) является органом, осуществляющим на коллегиальной основе координацию работ по реализации государственной политики в сфере информатизации. Основными задачами Комиссии являются:


  • разработка предложений по основным направлениям и приоритетам развития и совершенствования средств и систем информатизации в Российской Федерации, повышение их качества, доступности и информационной безопасности;

  • координация работ по нормативно-правовому обеспечению сферы информатизации;

  • межотраслевая координация работ по развитию и совершенствованию информационных сетей и систем информатизации (кроме информационных систем и сетей специального назначения) в целях обеспечения их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

  • разработка на основе тенденций развития современных информационных технологий предложений по их использованию в работе органов государственной власти Российской Федерации;

  • рассмотрение и подготовка заключений по проектам концепций развития и государственным программам в сфере информатизации;

  • разработка предложений по формированию и осуществлению научно-технической политики в сфере информатизации (кроме информационных систем и сетей специального назначения);

  • организация межотраслевой координации работ по формированию государственных информационных ресурсов (за исключением информационных ресурсов, создаваемых государственными средствами массовой информации) и осуществление контроля за их использованием.

<

p>

Комиссия выполняет следующие возложенные на нее задачи:


  • рассматривает и готовит предложения по нормативно-правовому регулированию развития сферы информатизации;

  • рассматривает и готовит предложения по перспективным инвестиционным проектам и программам технического содействия в сфере информатизации;

  • организует экспертизу федеральных, региональных, межведомственных и межрегиональных сетей и систем информатизации (кроме информационных систем и сетей специального назначения);

  • разрабатывает предложения по обеспечению единой политики в области сертификации, стандартизации и лицензирования в сфере информатизации, а также формирования и использования государственных информационных ресурсов;



  • разрабатывает предложения по государственному регулированию российского сегмента глобальных информационных сетей и рынка информационных услуг.



Комиссия наделяется следующими правами:


  • запрашивать у органов исполнительной власти, физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

  • заслушивать на своих заседаниях членов Комиссии, представителей федеральных органов исполнительной власти, не входящих в ее состав, а также представителей организаций независимо от их организационно-правовой формы по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;

  • образовывать с привлечением работников федеральных органов исполнительной власти и других специалистов временные рабочие группы по вопросам развития и функционирования федеральных и региональных сетей и систем информатизации (кроме информационных систем и сетей специального назначения), формирования государственных информационных ресурсов и организации доступа к ним, а также по другим важнейшим вопросам деятельности Комиссии.



Решения Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти, физических и юридических лиц, включая иностранных.

Одной из важнейших функций государственного управления в сфере информационных отношений является обязательный государственный учет государственных баз и банков данных на этапе их разработки и их государственная регистрации после передачи в эксплуатацию.

Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. 226 утверждено Временное положение о государственном учете и регистрации баз и банков данных1, которым определяется порядок его проведения.

Согласно этому Положению государственный учет и регистрация баз данных и учет банков данных осуществляются в целях:


  • информирования граждан и организаций о содержащихся в базах и банках данных информационных ресурсах, а также о порядке доступа к ним;

  • организации информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации.



Под базой данных понимается совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях, а под банком данных - совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин. Государственной базой данных называется база данных, созданная, приобретенная или накапливаемая за счет или с привлечением средств федерального бюджета.

Государственный учет государственных баз данных носит обязательный характер. Государственная регистрация любых негосударственных баз данных осуществляется на добровольной основе. Учет банков данных проводится на основе сведений об используемых в них зарегистрированных базах данных.

Государственный учет и регистрация охватывают как базы данных общего пользования, так и базы данных, использующиеся в различных автоматизированных системах для обеспечения процессов управления, производства, маркетинговых исследований и др. Государственному учету и регистрации подлежат базы данных любой тематической направленности, назначения и структуры, не являющиеся специальными и защищенными1.

Важнейшей составляющей национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере является защита государственных и негосударственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Успешному решению указанных вопросов, связанных в том числе с обеспечением информационной безопасности Российской Федерации, способствуют, в частности, следующие специфические средства государственного управления:



Содержание раздела