1)система лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации;
2)система лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны;
3)система сертификации средств защиты информации.
Раскроем специфику этих систем.
1. Система лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Как отмечалось в параграфе 3.3, в условиях жесткой конкуренции для субъектов хозяйственной деятельности решающее значение приобретает охрана от доступа
посторонних лиц промышленных, торговых и других секретов, кого рые позволяют производителю работать более эффективно на данном рынке в сравнении с аналогичными предприятиями.
Одним из способов защиты конфиденциальных сведений предприятия является привлечение специализированных организаций, профессионально занимающихся их технической защитой. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по технической защите конфиденциальной информации (т.е. информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, доступ к которой ограничен согласно законодательству РФ о гостай не) подлежит лицензированию на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2002 г. 2901.
Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по защите ее от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на нее в целях уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
Лицензирующим органом в этой сфере является Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России)2.
К требованиям и условиям лицензированной деятельности по технической защите конфиденциальной информации относятся:
Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии и другие предусмотренные вышеуказанным Положением документы, а также сведения о квалификации специалистов по защите информации соискателя лицензии.
При предоставлении лицензии лицензирующий орган имеет право провести проверку соответствия соискателя лицензии вышеуказанным лицензионным требованиям и условиям, а также запросить у него сведения, подтверждающие возможность соблюдения таких требований и условий.
Гостехкомиссия в двухмесячный срок с даты получения документов принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии и направляет (вручает) соискателю уведомление о выдаче лицензии либо об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа. Срок действия выданной лицензии составляет пять лет и может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. Переоформление осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
Государственная техническая комиссия при Президенте РФ осуществляет контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий. Плановая проверка выполнения лицензиатом указанных требований и условий проводится не чаще одного раза в год.
Деятельность лицензиата, при проведении плановой проверки которой обнаружены нарушения лицензионных требований и условий, подлежит внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. Внеплановая проверка выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий проводится Гостехкомиссией также в случаях:
Продолжительность проверки не должна превышать одного месяца. По ее результатам оформляется соответствующий акт, в
котором указываются конкретные нарушения лицензионных требований и условий и устанавливается срок их устранения. Лицензиат в обязательном порядке должен ознакомиться с актом.
Принятие решения о выдаче лицензии, переоформление, приостановление действия и аннулирование лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются с учетом упомянутых выше правил в порядке, установленном Федеральным законом О лицензировании отдельных видов деятельности.
2. Система лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны. Осуществление предпринимательской деятельности, связанной с необходимостью использования сведений, составляющих государственную тайну, например, в сфере военно-промышленного комплекса, с созданием средств защиты информации, содержащей гостайну, а также с выполнением работ или оказанием услуг по защите государственной тайны, в соответствии со ст.
27 Закона О государственной тайне предполагает обязательное ее лицензирование. Положение о лицензировании этих видов деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. 3331.
Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности в данной сфере, являются:
безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции).
На соответствующие органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности в указанных сферах, возлагаются:
Работа вышеуказанных органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, координируется Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Порядок выдачи лицензий во многом аналогичен вышерассмотренному. Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, заявление о выдаче лицензии и другие документы, предусмотренные вышеуказанным положением. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия решение принимается в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления о выдаче лицензии и необходимых для этого документов. В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до 30 дней.