d9e5a92d

Государственная поддержка лизинговой деятельности



Уместно отметить, что финансовые документы лизингополучателя не являются собственностью лизингодателя. Более того, значительная часть этих документов вообще не касается отношений по договору лизинга. В финансовой отчетности информация, связанная с лизингом, отдельно не вычленяется. Учитывая сказанное, лизингополучатель не может гарантировать другим своим

контрагентам, что он надлежащим образом обеспечивает защиту конфиденциальной информации от третьих лиц.

Нормой ст. 38 Закона о лизинге уточняется, что лизингодатель имеет право на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, за формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга. Цель и порядок финансового контроля предусматриваются договором лизинга.

При этом, согласно п. 3 данной статьи, лизингодатель имеет право направлять лизингополучателю в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы. Стало быть, законодатель уверен, что данное право, предоставленное лизинговой фирме, может быть реализовано без ущерба третьим лицам.

Законом о лизинге предусмотрен комплекс мер государственной поддержки лизинговой деятельности. Однако определенные в ст. 36 Закона некоторые меры государственной поддержки деятельности лизинговых компаний вызывают определенную критику.

Исходя из формулировки преамбулы данной статьи понятно, что это не столько меры, сколько пожелания, - они могут быть, а могут и не быть реализованы.

Предполагается, что на федеральном и региональном уровнях будут осуществляться следующие меры господдержки.

1.Разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона.

2.Создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества. Данная мера может быть полезной при наличии ликвидного имущества, рассматриваемого в качестве залогового обеспечения для банков.

3.Долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах. Рассуждая о вложении государством средств в отдельные лизинговые проекты, возникает вопрос об условиях вложения и о праве собственности на передаваемое в лизинг имущество. Представляется, что поскольку речь идет о господдержке лизинговых компаний, то они и должны выступать в качестве лизингодателей.

4.Государственный протекционизм в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования. Лизинговые компании должны найти себя в данном процессе. Если лизинговые проекты с наукоемким высокотехнологическим оборудованием будут экономически эффективными и будут содержать высокий уровень гарантийного обеспечения, то они, естественно, станут привлекательными для лизинговых компаний.

5.Финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов1.

6.Предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов.

7.Предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее трех лет для реализации договора лизинга2.

8.Предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности.

9.Создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности.



10.Предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга.

11. Отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных. Отнесение имущества к предмету лизинга установлено в ст. 3 Закона. Там говорится, что предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи.

Согласно ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе.

12. Создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования. Здесь важно увязать предоставление гарантий по экспорту с импортом оборудования по международному лизингу.

В заключение необходимо отметить, что ввиду специфики российской переходной экономики, когда предприятия-производители зачастую не имеют средств на прямое приобретение нового оборудования, на реконструкцию и модернизацию изношенного, на обновление производства, лизинговые отношения могут (в скором будущем) найти достаточно широкое распространение в сферах хозяйственных отношений и делового оборота. Поэтому проблемам лизинга и связанных с ним правоотношений стоит уделять больше внимания путем изучения особенностей, технологии, экономических преимуществ лизинговой деятельности и совершенствования российского лизингового законодательства.
1СЗ РФ. - 1998. - 44. - Ст. 5394.
2СЗ РФ. - 1998. - 7. - Ст. 787.
3СЗ РФ. - 1999. - 32. - Ст. 4040.
4СЗ РФ. - 2002. - 5. - Ст. 376.
1СЗ РФ. - 1995. - 27. - Ст. 2591.
1СЗ РФ. - 1997. - 30. - Ст. 3594.
1См. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. 181-ФЗ О Бюджете развития Российской Федерации // СЗ РФ. - 1998. - 48. - Ст. 5856.
2С 1 января 2002 г. исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.



Содержание раздела