Кисть имеет другие двигательные возможности, если локоть движется относительно движущегос плеча. В открытых цепях движения суставы обладают максимальной суммой движений. Возьмем, к примеру, руку (двигательные возможности руки - наибольшие).
Плечо относительно плечевого сустава двигается в трех плоскостях, предплечье относительно локтя имеет два ряда движения, но в целом рука относительно плечевого сустава может двигаться во всех шести рядах.
Двигательные возможности тела долюны быть изучены для того, чтобы понять методы контроля его движения при использовании техник циньна. Как правило, первым шагом является контроль окончания наибольшего движения и ограничение его свободы.
Второй шаг - применение замка, который приведет к блокирующему эффекту, что свяжет все тело. В предыдущем примере окончание наибольшего движения относится к руке, рука может двигаться от запястья, через локоть и плечо.
При правильном применении техник циньна контроль запястья делает из цепи свободного движения плеча закрытую цепь, и правильно приложенное давление к запястью через локоть блокирует плечо. В реальном бою, если вам удастся применить замок к одному из суставов руки противника, особенно если замок влияетна торс, вы можете сильно ограничить его предел движения.
В канонах кулачного искусства сказано: захват кисти не так хорош, как захват локтя, плечо двигает локоть, а кисть скручивает локоть и противник будет поврежден.
Примечание:
Использование навыков блокирования и контроля за всем телом противника является гораздо более высоким уровнем, чем болевые техники, включающие только замки или причиняющие боль только в одном суставе. Хотя болевые техники хорошо работают на практике, в реальном бою, когда у противника повышено содержание адреналина в крови, или он пьян, а возможно одурманен наркотиками, болевые техники не срабатывают.
Болевые техники являются только мостами, чтобы отвлечь противника и открыть его для последующего применения техник, которые блокируют все его тело, делая его неспособным к сопротивлению.
Первый. Сначала ударъ, затем контролируй; возьми то, что хочешь; исходи из зацепа, захвата, замка и обездвиживания верхней части.
Первый принцип является основой искусства циньна. Сначала ударь означает используй сначала удар, заставь противника реагировать, смени инь на ян, сила непрерывна и глубока, приблизься и прилипни. Это говорит о том, что в бою невозможно прямо схватить противника и применить технику циньна. Противник не будет просто стоять и ждать, пока вы примените технику рычага.
Сначала нужно ударить, чтобы шокировать противника, а затем уже применяять технику циньна. Когда противник перешел в защиту, вы не должны останавливаться и тем более отходить назад, следует двигаться вперед, прилипнув к нему.
Удерживая противника в таком неудобном для него состоянии, необходимо моментально применить наиболее целесообразную и эффективную технику.
Затем контролируй означает, что после удара по противнику войдя в контакт руки действуют, используя зацеп, опутывание или замок, необходимо контролировать одну точку и заставлять противника реагировать. То есть когда противник атакует, вы должны защищаться и контратаковать одновременно, используя различные техники рук.
Использование обеих своих рук против одной руки оппонента под оптимальным углом атаки - идеальная ситуация.
Возьми то, что хочешь - из высказывания одно контролируй, одно бери; чтобы взять то, что хочешь, ты должен ударить; если не идешь - я заставлю тебя прийти; раз ты попал в поле движения, ты не узнаешь, что убьет тебя. Это означает, что в атаке или защите всегда необходимо иметь стратегию и затем выбирать подходящую технику, заставляя противника следовать неизвестному ему плану.
Это создает наиболее благоприятную ситуацию для применения техник циньна.
Ударив, контролируй и бери то, что хочешь, заставляй противника реагировать, атакуй быстро, без задержки. Это предложение означает, что удар, контроль и овладение должны следовать в определенной последовательности, тогда противник будет вынужден следовать за вами.
Сначала вы должны занять выгодную позицию и выбрать благоприятный момент; прежде, чем применить технику циньна, вы еще раньше должны нанести удар.
Зацеп, захват, замок и обездвиживание верхней части соотносится с ударом и контролем, эти методы применяются чтобы овладеть тем, чем хочется.
Тело разделяете на секции, называемые верхней, средней частями и корнем. По отношению к верхним конечностям кисть - это верхняя часть, локоть - средняя и плечо - корень.
Для нижних конечностей стопа - верхняя часть, колено - средняя, и бедро - корень. Для торса голова - это верхняя часть, талия - средняя, нога - корень. Чтобы применить техники циньна, необходимо прежде всего контролировать верхнюю часть, превращая свободную цепь движения в закрытую.
Когда противник под таким контролем, можно применить соответствующую технику.
Второй. Хватай сухожилия и передавливай вены чтобы уменьшитъ его силу, тогда бери суставы в замок - даже духи и боги восплачут.
Захват сухожилий, передавливание вен и замыкание суставов явлются основными техниками циньна.
Хватай сухожилия и передавливай вены чтобы уменьшить его силу означает, что нельзя хватать противника наобум. Следует захватывать определенные места на теле противника с тем, чтобы нейтрализовать его сопротивление.
Тогда бери суставы в замок - даже духи и боги восплачут означает, что вращать суставы надо в направлении, противоположном их естественному движению, причиняя сильную боль и повреждения. Относительно замыкания суставов устное изложение циньна гласит: Что такое замок [сустава]? Поверни сустав на 30-40 градусов, затем выкрути и заведи его одновременно.
Это означает, что заводить сустав надо не по его обычному пути, а под углом 30-40 градусов влево или вправо от нормального угла, а затем использовать силу чтобы выкрутить его.
Выкрути и заведи сустав одновременно означает, что сустав не должен поворачиваться вокруг одной оси, но вокруг как минимум двух осей одновременно. Если рычаг применен таким образом, то из-за реагирующего движени и блоковой реакции соседние суставы также будут захвачены и все тело противника будет под контролем.
Блокирование всего тела посредством одного сустава - вот правильно примененная техника циньна.
Первое слово в циньна - это навык, искусство - это навык, метод - еще в большей степени навык.
Техники циньна не имеют ничего общего с беспорядочными ударами или хаотическим боем, скорее это наиболее сложная техника среди ударов, бросков и замков.
Искусство - это навык означает эффективное использование своей силы и привлечение силы противника для использования ее против него самого. Используема энергия - это результат умелой техники, а не грубой силы. Использовать энергию навыка, а не грубую силу означает следовать за противником, двигаться с его энергией, изменяться с его изменением, сменять инь на и без сопротивления. Мы полностью используем слияние нашей энергии с энергией противника, затем мы разделяем его энергию, чтобы ослабить его, и применяем нашу технику.
Используя принципы преодоления вертикальных движений горизонтальными и горизонтальных вертикальными мы разделяем силу противника не противостоя ему, и таким образом мы изменяемся до тех пор, пока не сможем применить циньна и контролировать все тело противника.
Четвертый. Замыкай сверху - разделяй снизу, замыкая снизу - зажимай сверху, верхнее и нижнее следуют друг за другом.
В то время как руки захватывают и замыкают верхнюю часть тела, ноги также должны ставить подножки или оплетать нижнюю часть тела противника. Чтобы уйти от любого захвата, люди естественно пытаются отдалиться с помощью ног. Таким образом, оплетая нижнюю часть тела противника во время атаки можно не дать ему ускользнуть.
Еще более важным является то, что мы заставляем противника потерять равновесие, не оставляя ему шансов для контратаки.
Замыкай сверху - разделяй снизу, замыкая снизу - зажимай сверху, верхнее и нижнее следуют друг за другом имеет еще одно более важное значение. Захватывая и замыкая один из суставов противника, мы также должны обездвижить суставы сверху и снизу, используя нисходящую силу и прилипание чтобы опутать и связать противника.
В этом положении противник не сможет ускользнуть и теперь можно применить технику циньна. Вышеупомянутый принцип потверждает классическое учение, которое гласит: Рука и нога идут вместе, а тело следует за ними, прилагай силу плечей и бедер чтобы замыкать и ставить подножки, верхний замок и нижняя подножка идут одновременною используй поясницу чтобы заворачивать и оплетать. Если ты не атакуешь - я заставлю тебя сделать это.
При захвате чудесной рукой духи и боги восплачут.
Пятый. Следуй за возможностью и плыви с изменениями.
Заставляй ситуацию изменяться соответственно плану. Оцени ситуацию, затем переходи к осуществлению метода.
Значение этого принципа такого: при попытках применить техники циньна никогда нельзя стараться форсировать момент, или старатьсяя быть лидером. Лучше следовать за обстоятельствами, принимая в расчет ситуацию (вес, силу противника и т.д.), оценивая всю картину прежде, чем решить как продолжать действовать.
Необходимо приноровиться к обстоятельствам, используя различные техники и затрачивая необходимое количество силы для сложившейся ситуации. Никогда не прибегайте к использованию грубой силы, так как это дает вашему противнику шанс для контратаки.
Шестой. Захват должен бытъ неожиданным, застающим противника врасплох.
Данный принцип означает следующее: двигайся как молния когда противник не ожидает, проникай в движение и принимайся рассеивать его силу. Перед применением техники циньна сначала необходимо отвлечь внимание противника, и лишь затем выполнить прием - быстро и жестко насоклько можно.
Если не появилось хорошей возможности для применения выбранной техники, следует продолжать изменения, используя удары, захваты и броски в непрерывной последовательности, пока не сможем применить нашу технику. Вышеперечисленные принципы являются результатом опыта бесчисленных поколений мастеров, и чтобы понять искусство циньна и добиться определенных результатов в его овладении, необходимо следовать этим принципам.
В реальном бою оба бойца движутся и изменяются без пауз. Если вы надеетесь использовать циньна в реальном бою, прежде всего, у вас должен быть инстинкт бойца, чуткая реакция, храбрость, спокойное сердце, быстрые рефлексы, и способность спонтанно приспосабливаться к ситуации.
Для овладения искусством циньна существуют свои специфические требования. Необходимо интенсивно обучаться и выдерживать суровые тренировки, чтобы получить надежные основные навыки.
Все тело должно быть натренировано в определенной последовательности.
Основная тренировка включает специальные упражнения на силу, особенно силу запястья и пальцев, а также силовую тренировку на энергию скручивания и основные техники рук. Это ядро циньна и на их отработку должно уйти много времени.
На начальном этане огромное внимание должно быть уделено правильной стойке и передвижениям. Правильное расположение головы, шеи, торса, верхних и нижних конечностей - залог успеха в боевом искусстве.
Голова направлена ровно, шея прямая, глаза как у тигра.
Голова направлена ровно означает, что голова не отклоняется вправо или влево, макушка направлена вверх, как будто точка бай-хуэй подвешена на длинной струне. Когда голова выпрямлена и тело естественно выпрямлено, легко изменять центр равновесия в движении, позволяя телу быть свободным и подвижным с выпрямленной головой, стимулируется дух, ци опускается и становится естественной.
Если голова не выпрямлена, у тела нет силы и дух разделен. Как говориться в пословице: Когда голова выпрямлена, ты, как герой летящий в небеса. Шея прямая, означает, что кода выпрямлена голова, шея должна быть вытянута и тверда.
Она не должна быть расслаблена. С другой стороны, шея не должна быть зажата, чтобы не препятствовать свободному движению и поворотам головы.
Глаза как у тигра, означает, что дух должен быть сфокусирован так, чтобы глаза и руки двигались одновременно. Необходимо фокусироваться и неотрывно смотреть в глаза противника взглядом тигра. Фокусировка глаз тонко связана с каждым движением и техникой, так что глаза должны иметь сфокусированный дух, который распространяется вокруг через руки.
В глазах достаточно духа, чтобы убить,-подчеркивается в старых поговорках важность глаз.
Торс включает грудь, спину, живот, поясницу и бедра. На практике нужно втянуть живот, опустошить грудь, округлить спину, расслабить поясницу и освободить бедра.
Втягивание живота и опустошение груди позволит верхней части тела стать пустой, а нижней части тела полной, делая занимающегося ловким в изменениях, а духу позволяя заполнить все тело. Опустошить грудь означает держать грудь, как перед поклоном, энергия мягко втечет в грудь без принуждения и грудь не выпирает жестко вперед.
Втягивание живота помогает пояснице выпускать энергию, освободить поясницу и грудь для движения, способствует Ци опуститься в даньтянь, объединяет ци верхней и нижней части тела.
Поясница - это связующее звено между верхней и нижней частями тела. Это источник изменения движения, она отвечает за движения энергии тела через конечности наружу.
Расслабляя поясницу мы можем контролировать нашу силу, избегать подъема центра тяжести, упрочить нижнюю часть тела и сохранять равновесие во время быстрого движения.
Поясницу необходимо тренировать до тех пор, пока она не станет гибкой, уступчивой и очень подвижной. Подвижность поясницы и ног тесно связана с бедрами. Если бедра не освобождены и не расслаблены, ноги будут зажатыми, поясница также будет зажатой и движение тела будет скованным.
Если расслабить бедра, то колени и лодыжки смогут свободно двигаться, а сила сможет подняться от ног к туловищу. Одно из выражений по этому поводу говорит: Чтобы расслабить поясницу, сначала расслабь бедра, когда бедра расслаблены поясница становится живой.
Требования к верхним конечностям могут быть сведены к следу- ющему: расслабь плечи, урони локти, освободи запястья и выпрями пальцы.
Если плечи опустить и слегка подвести вперед, грудь естественно онустошиться и спина округлиться. Когда плечи расслаблены, сила тела свободно будет перетекать через плечи в руки.
Только в этом случае можно быть подвижным и использовать внутреннюю силу. Расслабляя плечи нельзя становиться вялым. Так как плечи - это корни рук, величина силы и подвижности в руках во время движения зависит от плечей.
Таким образом необходимо обращать особое внимание на гибкость и силовую тренировку этой части тела.
Как и плечи, локти должны быть также расслаблены, сохраняя крепость и гибкость. Локти должны оставаться немного согнуты и создавать ощущение, как будто они свисают вниз.
При выполнении техник циньна, локти нс должны подниматься или расходиться в стороны. Если локти подняты, они не смогут скоординировать движения кистей с плечами; руки станут жесткими и сила ослабеет.
Если локти разведены в стороны, грудь и ребра окажутся открытыми для контратак противника.
Запястья должны быть свободными и живыми. Устное изложение гласит: В применении циньна, запястья и пальцы идут первыми, запястья движутся, пальцы замыкают, плечо и локоть движутся вперед, запястье - центр сотни техник, без запястья пальцы бесполезны и техники пусты. Из этих высказываний важность запястий становится очевидной.
Запястья необходимо тренировать, пока они не станут гибкими и подвижными, с необходимой силой. Особое внимание следует уделять замыкающей, поворачивающей, выкручивающей и ломающей энергии запястьев.
Пальцы в технике циньна наиболее важны. В любой технике, от захватов сухожилий, передапливания вен и замыкания суставов, до всех видов приемов рук, сила и движение пальцев - первостепенно.
Пальцы необходимо тренировать до тех пор, пока они не станут крепкими, как стальные крюки, жесткими и сильными, не теряя в то же время своей гибкости.
В искусстве циньна, огромное внимание уделяется тренировке запястья, кисти и пальцев, что приводит к силе и мастерству, а также к подвижности и скоординированной технике.
Если корень не прочен, не будет силы, тело не сможет свободно двигаться и-приспосабливаться к переменам. Из выражения: руки это 30%, ноги - 70%,- мы видим важность ног.
Бедра, колени и лодыжки должны быть подвижны и сильны, они должны быть крепкими и мягкими. При тренировке ног используются статические и динамические упражнения, удары по мешку с песком и т.д.
В то же время, необходимо тренировать тело и шаги, практикуясь до тех пор, пока не станешь быстрым и сильным.
Изучая применение силы в Циньна, важно понимать принципы механики техник. Правильно используя эти принципы, можно приложить малое усилие, чтобы получить максимальный результат.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕХАНИКИ
Существует три составляющих применения силы:
- количество силы;
- направление силы;
- точка приложения силы.
В реальной ситуации существует два метода одержания победы над противником. Первый метод сводится к прямому противопоставлению силе оппонента еще большей силы с вашей стороны. В этом случае победит тот у кого сила больше.
Другой метод выделяет работу с направлением и точкой приложения силы, и с фактом, что бой происходит в трехмерном пространстве. В этом случае, можно рассеивать силу с почти бесконечного числа углов.
Всегда найдется одно направление, которое будет наиболее эффективно для работы с силой нападающего.
Во время боя неразумно прямо противостоять силе противника. Необходимо пропускать эту силу мимо себя и использовать ее против самого нападающего.
Следовать за противником и добавлять свою энергию к его, чтобы позаимствовать его силу и одержать победу с наименьшими усилиями это основа правильною применения принципов техники.
Точка вращения - это зафиксированная опора, именуемая точкой опоры.
Механика рычага позволяет увеличивать силу во много раз. Принципы, применяемые в техниках циньна позволяют брать в замок конечности противника, не давая ему ускользнуть, и добиваться победы, затрачивая минимум усилий.
Используя принцип рычага следует учитывать не только количество приложенной силы, но также место точки опоры относительно точки приложения силы.
В циньна, плечо рычага - это то, что формирует прямую ось от точки приложения силы до объекта, который нужно сдвинуть. Расстояние между точкой приложения силы и точкой опоры называется плечо силы.
Техники циньна используют два типа рычагов, а именно рычаги первого и второго класса.
У рычагов первого класса точка опоры располагается между грузом и прилагаемой силой. Классическим примером данного класса рычага являются качели-доска.
В практике Циньна цримером рычага первого класса является ситуация, когда сила прикладывается к руке противника, чтобы заблокировать запястье, локоть и плечо.
Если плечо силы длиннее, существует больший механический эффект, и следовательно меньше силы необходимо прилагать к рычагу. Таким образом, нужно применять силу близко к кончикам пальцев (F2), как противоположную силе кисти руки (F1).
Точка опоры (ваша рука) расположена возле локтя противника и является точкой вращения, Сила прикладывается к пальцам противника и ощущается в его плече, который является грузом.
На рисунке мы видим другой пример этого типа рычага. Груз это плечо, точка опоры ваш локоть, помещенный возле локтя противника, а сила прикладывается к его предплечью, ближе к запястью для лучшего эффекта рычага.
Если бы сила прикладывалась к прсдлечью ближе к локтю, механическая эффективность рычага была бы гораздо ниже.
В приеме изображенном на рисунке видно, что точкой опоры здесь является плечо, сила прикладывается телом обороняющегося, а груз - это предплечье противника.
Легче остановить бейсбольную биту возле ручки, чем возле конца.
Практикующие циньна должны хорошо понять вышеперечисленные принципы и то как их применять в технике циньна.
Эти принципы применяются в техниках следующим образом.
В применении к боевым искусствам, когда противник применяет силу, необходимо быстро повернуть свое тело или руку в том же направлении, чтобы увеличить его инерцию. Следуйте за движением противника, поворачиваясь в сторону.
Когда противник атакует, я вынужден вращать свою руку, чтобы увеличивать скорость его удара, в то же время, я быстро поворачиваю свое тело так, чтобы противник не попал в цель и потерял равновесие.
Задействуя данный принцип применительно к знаменитой технике запирания руки, я прилагаю прямую силу своего предплечья к руке противника, заставляя его неестественно выворачиваться.
Другой важный физиологический принцип, связанный с запиранием руки, основан на факте, что запястье более сильно когда локоть согнут, чем когда он заблокирован и выпрямлен. Таким образом немного легче блокировать руку противника схватив его за запястье одной рукой, и трением другой руки по нижней части его плеча повернуть и заблокировать, чем хватать его за запястье обеими руками в попытке блокировать его руку. Важным моментом здесь является то, что при блокировании руки противника у чего остается гораздо меньше силы, чем если его локоть согнут.
Поворачивать трением плечо возле локтя, применяя технику запирания руки, значительно легче, чем просто стараться вывернуть запястье или прикладывать прямую силу к задней поверхности локтя, чтобы распрямить его.