d9e5a92d

Каратэ обретает крылья

На самом деле не будет преувеличением сказать, что любая часть нашего тела, от макушки до кончиков пальцев ног, может быть использована, как оружие. Например, только от запястья вниз можно насчитать около десяти форм оружия: сэйкэн, уракэн, сюкэн, иппонкэн, тюкокэн, тэтцуй, сюто, нукитэ, иппон нукитэ, нихон нукитэ.
Точно так же, от лодыжки вниз: коси, тюсоку, сокуто, цумасаки, эндзю и сокко. Другие части ног и рук, используемые как оружие: запястья, локти и колени.

Вы видите, что практически нет частей тела, которые нельзя было бы использовать для нанесения ударов противнику.
Теперь я хочу очень кратко описать, какое оружие используется наиболее часто и наиболее эффективно. Для тех, кто занимается каратэ только как формой физических упражнений, хочу дать несколько кратких указаний о том, как различные части тела могут быть укреплены в процессе тренировки.
Мы должны начать с сэйкэн, потому что он является самым главным оружием каратэ и наиболее часто используется. Он формируется в следующей последовательности: сначала четыре пальца прижимаются к ладони, после чего указательный и средний пальцы прижимаются большим пальцем. Большой палец нужно согнуть, как можно сильнее, чтобы не повредить его при нанесении ударов.

Следите, чтобы кончик большого пальца никогда не выступал за средний палец.
Суставы должны быть согнуты скорее под острым, чем под прямым углом. Вначале будет трудно сформировать такой кулак, и рука будет уставать через несколько секунд.

Постоянные тренировки научат вас делать это правильно и сжимать кулак более плотно. В дальнейшем его суставы постепенно разовьются и покроются толстыми наростами, похожими на мозоль. Суставы в основании пальцев сначала образуют прямой угол.

По мере увеличения тренированности, этот угол становится острым.
Вам будет очень удобно отрабатывать правильное формирование сэйкэн в бане. Намыльте руки так, чтобы пальцы стали скользкими, затем сжимайте и разжимайте кулаки, описанным способом как можно быстрее.
Новичок, который использует сэйкэн для прямого удара, заметит, что удар кулаком с согнутым запястьем очень слаб. Более того, в этом случае всегда существует опасность при нанесении удара травмировать своё запястье.
Когда сэйкэн применяется правильно, удар наносится суставом среднего пальца, в который вкладывается сила всей руки. Сэйкэн можно назвать сердцем каратэ и нужно отрабатывать его каждый день с предельным старанием.

Если этот удар не отработан, становятся бесполезными все ката и кумитэ.
Наиболее известный способ тренировки сэйкэн отработка ударов на макивара, специальном деревянном брусе, обёрнутом рисовой соломой. Макивара также может быть использован для укрепления сюто, локтей и коленей.

Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что тренировка с макивара это краеугольный камень в создании мощного оружия. Деревянный брус, около двух метров длиной и пятнадцати сантиметров толщиной, прочно вкапывают в землю так, что его верхушка находится приблизительно на уровне плеч ученика, затем верхняя часть бруса обматывается рисовой соломой на толщину пять или семь сантиметров.

Солома привязывается тонкой верёвкой. Начинающий при ударах по обмотанному соломой брусу может чувствовать боль в суставах, поэтому я рекомендую поначалу покрывать солому обычным полотенцем. Когда макивара приготовлен, ученик становится перед ним в позиции ханми на расстоянии вытянутой руки так, чтобы его кулак мог коснуться цели.

Он сгибает колени и опускает бёдра. Левую руку он сжимает в кулак и вытягивает её вперёд так, чтобы кулак находился на расстоянии около пятнадцати сантиметров от макивара.

Правая рука тоже сжимается в кулак, который находится у бедра и ладонью обращён вверх. Глаза ученика обращены на макивара, вся его сила концентрируется в нижней части живота тандэн.

Покрытая соломой часть макивара должна быть на уровне груди ученика. Если подушка из соломы будет выше, ученику придётся тянуться вверх, и его удар будет терять силу.
Наиболее важным элементом техники является стойка: вы должны иметь такое ощущение будто ваши ноги прочно вросли в землю. Теперь переходим непосредственно к удару. Сжатый правый кулак, который был у правого бедра, наносит удар вперёд; одновременно правое бедро со всей силой разворачивается по направлению к цели, а сжатый левый кулак, который был в пятнадцати сантиметрах от макивара, отдергивается назад, к левому бедру. При нанесении удара, правый кулак, двигаясь вперёд, должен одновременно быстро вращаться, подобно штопору, до момента попадания в цель.

Другими словами, такой удар можно назвать вкручивающимся, и именно это делает его особенно сильным. Движение это сложное.



Отработка мастерского исполнения требует от ученика большой настойчивости и многократных повторений.
Я советую начинающему вначале ударять по макивара слабо и постепенно увеличивать силу удара по мере того, как кулак и запястье привыкают выдерживать всё более сильные удары. Через некоторое время ученик сможет наносить свои удары в полную силу. Начинающий, даже если он бьёт по макивара очень легко или только касается цели может почувствовать боль в руке или получить сильный ушиб. Опухоль от ушиба можно уменьшить, опустив руку в холодную воду.

Если вы содрали кожу, то придётся временно прекратить тренировки до тех пор, пока рана не заживёт.
Повторяю три важнейшие элемента, относящиеся к технике ударов кулаком:
стойка должна быть низкой и прочной,
бёдра должны вращаться быстро и мощно,
кулак должен нести в себе всю силу, на которую способно тело.
Одно дополнительное замечание. Ученик, хвастающий мозолями на суставах, ещё не постиг сути каратэ-до.

Добавлю, что тот, кто занимается каратэ, как видом физических упражнений, не нуждается в макивара; для физического развития вы можете отрабатывать технику без нанесения сильных ударов по реальному объекту.
Другой очень эффективный удар наносится тыльной стороной кулака (уракэн), при этом для нанесения удара используют суставы указательного и среднего пальцев. На тренировках с макивара нужно стараться наносить удар в цель суставами всех четырёх пальцев.

Уракэн отличное оружие дли ударов в лицо или по рёбрам, если противник атакует сбоку.
Теперь переходим к удару кулаком молотом (тэтцуй). Большой палец в этом случае прижимает два пальца ладони так же, как и в сэйкэне но удар наносится другой частью кулака мягким основанием со стороны мизинца. Многие считают этот удар не очень эффективным, но я могу заверить читателей, что тэтцуй, хорошо отработанный на макивара, очень грозное оружие.

Поскольку та часть кулака, которой наносится удар, покрыта толстым слоем мышц, её невозможно травмировать, независимо от жёсткости цели. По этой причине тэтцуй наиболее эффективен при ударах по запястью и любым другим суставам.
Ладонь-копьё (нукитэ) это оружие, в котором для поражения противника используют кончики пальцев. В сихон нукитэ используются четыре пальца, в нихон нукитэ два, в иппон нукитэ один.
Большой палец согнут внутрь ладони, а остальные пальцы вытянуты и плотно сжаты. Тот, кто не знает этого оружия, подумает, что пальцы' можно сломать при ударе, но соответствующая подготовка делает нукитэ очень эффективным оружием для ударов в лицо и солнечное сплетение.
Ладонь-меч (сюто) имеет очень широкое применение, сюто формируется так же, как сихон нукитэ, но удар наносится мягким ребром ладони со стороны мизинца. Макивара очень полезен для укрепления этого оружия.

Наиболее эффективно применение сюто для нанесения ударов противнику в шею, по туловищу сбоку, по рукам к ногам.
Локти (эмпи) часто используют для нападения и защиты: например, когда противник пытается обхватить вас руками; когда противник нападает сбоку или спереди; когда вы пригибаетесь, чтобы прорвать его защиту; когда вы захватили противника и прижимаете его себе. Локти эффективны для нанесения ударов в лицо, голову, грудь, по рёбрам, в спину.

Их также можно использовать для защиты собственных груди и рёбер, Если вас отбросили на землю, локти пригодится для удара по ногам противника. Благодаря прочности локтевого сустава, женщины и дети тоже могут после специальной тренировки эффективно обороняться, используя свои локти.
Удары ногами, если они достаточно быстры, являются одним из важнейших видов оружия каратэ, потому что часто позволяют застать противника врасплох. Удары основные приёмы в технике ног, но иногда ноги и ступни эффективно используются для блокирования ударов противника. Ноги, конечно, толще и сильнее рук, но их труднее использовать без соответствующей подготовки.

При ударах ногами существует серьёзная опасность: если человек бьёт ногой и промахивается по своей цели, то он может потерять равновесие и раскрыться для контрудара противника.
Для нанесения ударов противнику, нападающему спереди, используют коси или подушечку ступни. Значение этого вида оружия ступни аналогично сэйкэн в технике рук.

Обратите внимание, если пальцы ступни не отогнуты вверх или в лодыжке бьющей ноги не сконцентрирована достаточная энергия, коси становится источником опасности для того, кто этим орудием пользуется.
Пятка (эндзю) используются для нанесения ударов противнику, который нападает сзади или пытается обхватить вас руками сзади.

Тэгуми


Прежде, чем завершить мои отрывочные воспоминании о каратэ и о себе, хочется несколько слов сказать вам о другом национальном виде спорта на Окинаве, и не только потому, что он доставил мне много радости в юности, но и потому, что именно он, я верю в это, помог мне развить силу мышц, столь полезную в каратэ.
Я говорю о национальной борьбе. Но, скажете вы, люди борются повсюду в мире.

Дети начинают бороться почти в том же возрасте, когда они начинают во что-то играть. Окинавская борьба имеет уникальные особенности.

Истоки её, как истоки каратэ, остаются неизвестными, но многие окинавцы предполагают, что есть определённая связь между этой борьбой и каратэ.
На Окинаве эта борьба называется тэгуми. Это слово записывается двумя китайскими иероглифами, теми же, которые используют для написания слова кумитэ в каратэ, только эти иероглифы переставлены местами. Тэгуми, конечно, значительно проще и примитивнее каратэ. Фактически, в этой борьбе нет правил, за исключением нескольких запретов, например, использовать кулаки, наносить противнику удары руками или ногами, хватать противника за волосы или щипаться.

Запрещены также рубящие удары ребром ладони и удары локтем, используемые в каратэ.
В отличие от большинства видов борьбы, в которых противники почти раздеты, в борьбе тэгуми они остаются полностью одетыми. Для поединков не требуются специальные площадки или помещения, и соревнования можно проводить, где угодно в доме или на ближайшей лужайке. В дни моей юности борцы тэгуми боролись, главным обрасом, на свежем воздухе, потому что в этом случае соревнования проходили более оживлённо.

Кроме того, нашим родителям не нравилось видеть в доме порванные бумажные перегородки и куски татами. Естественно, когда мы устраивали соревнования на полянке, то сначала убирали все камни и валуны, являющиеся отличительной чертой сельского ландшафта Окинавы.
Как и в сумо, схватка начинается с того, что противники пытаются столкнуть друг друга с места. После этого противники применяют захваты и броски.

Один из приёмов, который я хорошо помню, очень похож на тот, который в современной профессиональной борьбе называется эбигатама. Когда я вижу борьбу на телевизионном экране, то часто вспоминаю тзгуми моей юности.
Судьями обычно были мальчики, которые выполняли одновременно обязанности секундантов противников. Их главной задачей было следить за тем, чтобы ни один из борцов не был серьёзно травмирован или нечаянно нокаутирован. Чтобы остановить поединок любой из мальчиков-борцов должен был просто похлопать рукой по телу своего противника, но некоторые мальчики были столь неустрашимы, что продолжали бороться до тех пор, пока не теряли сознание от боли.

В таких случаях судья должен был остановить поединок до того, как это случится.
Как многие другие окинавские мальчишки, я провёл много счастливых часов, наблюдая тэгуми или участвуя в схватках. После того, как я серьёзно занялся каратэ я понял, что тэгуми даёт уникальные возможности для тренировки, но для этого не нужно ограничиваться двумя противниками.

Один, обычно более старший и более сильный мальчик, может бороться с двумя или тремя противниками, или даже с большим количеством нападающих, если он чувствует это возможным.
Такая схватка начинается с того, что сильный борец ложится на спину, а противники прижимают к земле его руки и ноги. Когда я решил стать каратэка, то начал бороться против четырёх или пяти мальчиков, надеясь укрепить мышцы рук и ног, живота и бёдер.

Не могу точно сказать, как тэгуми способствовала росту моего технического мастерства в каратэ, но волю мою эти занятия, без сомнения, заметно укрепили.
Например, я редко испытывал трудности в поединках с одним противником, но мои проблемы быстро росли с увеличением количества нападающих. Пока я атаковал одного противника, Другие находили дыры в моей защите и атаковали меня.

Трудно придумать способ лучше тэгуми для изучения методов самозащиты от нескольких противников, и хотя он выглядит, как детская игра, я могу заверить вас, что все участники этой игры относились к ней весьма серьёзно.
Насколько мне известно, борьба тэгуми снова становится популярной среди детей Окинавы, но одна мысль не даёт мне радоваться этому. Если нам в детстве приходилось для очистки места соревнований отбрасывать в сторону мешающие камни и валуны, то нынешние дети Окинавы рискуют встретить неразорвавшиеся снаряды или бомбы, которые остались в земле со времён кровавых сражений Второй Мировой войны.

Мысль о такой страшной возможности разрывает мне душу.

Каратэ обретает крылья


В предвоенные годы за рубежом о каратэ что-то слышали или хотели изучать его лишь несколько человек. Иностранцы, попадавшие в моё додзё, были или журналистами, или специалистами по физической культуре, которые узнали о росте интереса японцев к каратэ.

Сразу же после завершения мировой войны началась оккупация Японки, и многие американские солдаты стали приходить ко мне с просьбами о консультациях. Как и откуда они узнали обо мне, я не знаю.
Однажды я был приглашён покойным ныне Судзуки Бунсиро на встречу с американским издателем в отеле Империал. В то время японцам запрещалось даже входить в этот отель.

Исключения делались только для посетителей, приглашённых американцами, проживавшими в отеле. Я был приятно удивлён, когда, войдя в комнату, где должна была произойти наша встреча, обнаружил, что она убрана в национальном японском стиле со складной ширмой и букетом цветов, составленными человеком, явно знакомым с искусством икэбана.

Больше всего от этой встречи мне запомнилось изумление американцев по поводу моего преклонного возраста. Пригласивший меня издатель заметил во время нашей беседы, что, если, в Японии каратэ быстро превращается из национального боевого искусства в спорт, то в Америке оно будет высоко цениться, как ключ к долголетию.
Впоследствии у меня было много других встреч с американцами, и я привык видеть иностранцев в додзё каратэ Кёкай, куда приходили даже несколько женщин. Вскоре меня попросили дать уроки каратэ офицерам, занимающимся физической подготовкой личного состава на базе ВВС США Татикава, а немного позже попросили показать ката для командного состава базы в Кисарадзу, в префектуре Тиба.
В последнем случае командир, хотя было очевидно, что он знал о каратэ мало или ничего, попросил меня выполнить ката в традиционном японском стиле. Он встретил меня очень радушно, наблюдал показательные выступления с огромным вниманием и лично показал мне всю базу.

Перед началом моего выступления командир проводил меня к памятнику японским лётчикам, погибшим в сражениях. Это была бронзовая статуя юного японского лётчика, указывающего рукой на тихий океан.

У его ног расправил крылья орёл. Сам памятник и тории, ведущие к нему, были в безупречном порядке. Командир сказал, что он не может не испытывать уважения к юным японским пилотам, отдавшим жизнь за свою страну, хотя все эти жизни были отданы напрасно.

Он спросил, сколько моих прежних учеников было лётчиками во время войны. Когда я низко поклонился памятнику, он понял мой ответ, и сам отсалютовал героям. Я понял, что рядом со мной стоит истинный джентльмен.

Со слезами на глазах, я предложил командиру вернуться на базу.
После заключения мирного договора между Японией и США, каратэ мирным путём незаметно проникло на американский материк. Это произошло, когда один высокопоставленный американский офицер предложил мне совершить трёхмесячную поездку по военным базам США с целью демонстрации каратэ американским лётчикам. Я пригласил в эту поездку своих учеников: Обата Исао из университета Кэйо, Камата Тосио из университета Васэда и Накаяма Масатоси из университета Такусёку.

Мы поставили перед собой задачу широкой популяризации каратэ. Американская администрация запланировала для нас всего несколько выступлений перед маленькими группами военных специалистов по физической подготовке. Вместо этого мы провели яркие показательные выступления перед большим количеством лётчиков авиации США, которые очень хотели изучать каратэ.

Я не могу выразить словами полученное при этом удовольствие.
Итак, я завершаю свой рассказ. Каратэ, которое в дни моего детства было секретным боевым искусством жителей Окинавы, превратилось в один из видов национальных японских боевых искусств, а потом обрело крылья и перелетело в Америку.

Теперь каратэ известно во всём мире. За время написания этих заметок, я получил множество писем из самых разных мест с просьбами прислать необходимую информацию и инструкторов для обучения.

Сначала я удивлялся, что так много людей слышали о каратэ. Теперь я понял, что, закончив эту книгу, я начну новое дело отправку японских специалистов по каратэ за границу.



Содержание раздела