d9e5a92d

Предмет договора коммерческой концессии


  • оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;


    • не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную маркетинговую информацию, что предопределяет необходимость включения в трудовые договоры с его работниками условий о неразглашении конфиденциальной информации;

    • предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

    • информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации на основании договора коммерческой концессии.



    Важно заметить, что предметом договора коммерческой концессии служат отчуждаемые имущественные права. К ним нельзя отнести указанную в п. 2 ст. 1027 ГК РФ деловую репутацию, хотя при согласовании цены договора обычно учитывается ее условная стоимость, которая оказывает воздействие, и зачастую существенное, на стоимость передаваемых прав.

    В соответствии со значением и особенностями прав, передаваемых по договору коммерческой концессии, ст. 1028 ГК РФ содержит специальные требования к оформлению договорных отношений, соблюдение которых является обязательным. Во-первых, договор должен быть заключен в письменной форме. Во-вторых, он подлежит государственной регистрации в соответствующем органе, ведущем реестр юридических лиц и граждан-предпринимателей.

    Необходимость такой процедуры обусловлена особенностями системы возникновения и закрепления исключительных прав на фирменное наименование и спецификой правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ).

    Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, зарегистрированное в установленном порядке (п. 4 ст. 54 ГК РФ).

    Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на него обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

    Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента включения юридического лица в реестр юридических лиц. Лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в отличие от юридического лица использует коммерческое обозначение, охрана которого не урегулирована российским законодательством. Исключительное право на использование коммерческого обозначения возникает с начала фактического пользования им. Права на коммерческое

    обозначение могут быть защищены в России в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

    Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, то договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего пользователем.

    При наличии в договоре коммерческой концессии условия о передаче прав на использование охраняемых объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков) он подлежит также обязательной регистрации в Роспатенте. Такой порядок предопределяется особенностями системы регистрации возникновения и защиты исключительных прав на изобретения, товарные знаки и другие объекты интеллектуальной собственности, а также вытекающими отсюда специальными правилами передачи прав.

    В случае несоблюдения письменной формы и требования о регистрации договора коммерческой концессии в Роспатенте договор считается недействительным и признается ничтожным, что влечет за собой последствия, предусмотренные ст. 165 ГК РФ. Государственная же регистрация в реестре предпринимателей важна для отношений сторон с третьими лицами. Взаимодействуя с широким кругом потребителей, стороны не смогут ссылаться на договор до его регистрации. Для самих же сторон в изъятие из общих правил, предусмотренных п. 3 ст.



    433 ГК РФ, договор вступает в силу с момента его заключения.

    Концессионным договором может быть предусмотрено право пользователя выдать определенное количество субконцессий на какой-либо территории. С точки зрения маркетинга это важно для создания разветвленных сбытовых сетей и последующего эффективного управления ими. Так, ст.

    1029 ГК РФ предусматривается возможность заключения договора коммерческой субконцессии на основе договора концессии, в котором должно быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии. В договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение того или иного срока определенному числу лиц возможность пользоваться указанными в нем правами на условиях субконцессии.

    Таким образом, по договору субконцессии пользователь выступает в качестве вторичного правообладателя, а его контрагент - в качестве вторичного пользователя. Предоставленные в порядке субконцессии исключительные права производны от прав, полученных пользователем по основному договору, и их объем не может выходить за рамки последних. То же касается срока договора коммерческой субконцессии.

    Кроме того, если договор коммерческой концессии является недействительным, недействительны и заключенные на его основании договоры коммерческой субконцессии.

    Поскольку договор коммерческой концессии содержит элементы лицензионных отношений, возникающие в связи с передачей исключительных прав, то согласно п. 3 ст. 1029 ГК РФ (если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии, заключенным на определенный срок) при его досрочном прекращении права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по договору коммерческой концессии) переходят к правообладателю, если он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по данному договору. Данное правило применяется также при расторжении договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока. Иначе говоря, происходит трансформация субконцессии в концессию. Это связано с тем, что договор субконцессии порождает не только прямые отношения между сторонами договора, но и опосредованные - между вторичным пользователем и главным правообладателем.

    В случае прекращения договора коммерческой субконцессии происходит не что иное, как преобразование уже существовавших опосредствованных отношений между этими сторонами в прямые. Причем провозглашенная в законе презумпция перехода субконцессии в концессию дает дополнительные гарантии маркетинговых интересов правообладателя, который заинтересован в расширении хозяйственного оборота его фирменного наименования и товарных знаков, и одновременно - вторичного пользователя, имеющего возможность продолжить свою маркетинговую деятельность на тех же условиях, что были зафиксированы в договоре коммерческой субконцессии. Правила оформления и регистрации договора, а также другие права и обязанности сторон по договору коммерческой субконцессии применяются те же, что и для договора коммерческой концессии.

    Обращает на себя внимание специфика правил об ответственности, согласно которым вторичный пользователь отвечает

    за причиненный его действиями вред напрямую перед основным правообладателем, несмотря на то что не состоит с ним в непосредственных договорных отношениях. В таком случае, если это не блокируется условиями договора коммерческой концессии, связанного с договором субконцессии, к пользователю могут быть предъявлены требования в виде субсидиарной ответственности согласно ст. 399 ГК РФ.

    Существенным условием договора коммерческой концессии является вознаграждение, выплачиваемое пользователем правообладателю. В соответствии со ст. 1030 ГК РФ, отражающей существующую маркетинговую практику и носящей диспозитив-ный характер, вознаграждение по договору коммерческой концессии может иметь форму фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений в определенном проценте от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или иную форму, предусмотренную концессионным договором.

    Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору (п. 1 ст. 1033 ГК РФ), например обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории или обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав.

    Похожие публикации



    Содержание раздела