3.8. Правовые аспекты позиционирования и товарного ассортимента
Измерение конкурентоспособности, соблюдение требований государственных стандартов и сертификация товара позволяют хозяйствующему субъекту осуществить важные коррекции своей
маркетинговой стратегии путем позиционирования товара в определенных рыночных сегментах.
В некоторых работах зарубежных маркетологов позиционирование определяется как оптимальное размещение товара в рыночном пространстве, в основе которого лежит стремление максимально приблизить товар к потребителю. Специалисты в области рекламы и сбыта применяют термин позиционирование в отношении выбора наиболее выгодной позиции товара в товарной выкладке, например в витрине.
Цель позиционирования - убедить потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести. При этом факторами, определяющими позицию товара на рынке, являются не только цены и качество, но и производитель, обслуживание, имидж товара, дизайн, скидки и соотношение этих факторов.
Оценка предприятием своих товаров на рынке может расходиться с мнением покупателей. Например, предприятие выходит на рынок и продает товар, который, на его взгляд, имеет высокое качество при относительно низких ценах. Проблема возникает в том случае, если покупатель относит этот товар к категории среднего качества с относительно высокой ценой.
Задача маркетинга - убедить покупателей приобрести данный товар по цене, соответствующей высокому качеству.
Позиционирование включает комплекс маркетинговых средств, с помощью которых людям необходимо внушить, что речь идет о товаре, созданном специально для них, чтобы они идентифицировали предлагаемый товар со своим идеалом. При этом возможны разнообразные подходы и методы, например:
1) позиционирование на базе определенных преимуществ товара, на основе удовлетворения специфических потребностей илиспециального использования;
2) позиционирование через определенную категорию потребителей, уже купивших товар, или путем сравнений;
3) позиционирование с помощью устойчивых представлений.
Естественно, позиционирование не может быть связано с обманом и дезинформацией потребителя, поэтому маркетологам необходимо иметь в виду ст. 200 УК РФ, предусматривающую наказание за обман потребителей. Обман может выразиться во введении в заблуждение относительно реальных качеств предлагаемого товара или услуги, в продаже товаров, не соответствующих стандарту. Кроме того, осуществляя позиционирование продукции, необходимо руководствоваться нормами
законодательства, регулирующего маркетинговые коммуникации и защиту прав потребителей, которые рассмотрены в соответствующих главах настоящей книги.
После принятия решения о стратегии позиционирования товара предприятие приступает к детальной проработке составных частей комплекса маркетинга: товар, цена, продвижение, распределение. Рассматривать их надо во взаимосвязи друг с другом, применительно к целевому рыночному сегменту.
Обычно проводится позиционирование не одного товара, а ряда его модификаций, ориентированных на определенные рыночные сегменты рынка, т.е. в ассортименте.
Понятие ассортимента, как и понятие качества, является одним из ключевых в рыночной судьбе товара. Вне зависимости от типа продукция всегда имеет ассортимент, различающийся по структуре. В структуре ассортимента выделяют:
Товарный ассортимент может характеризоваться шириной (количество ассортиментных групп), глубиной (количество ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношение между ассортиментными группами с точки зрения общности конечного использования, каналов сбыта и т.д.).
Товарный ассортимент может быть также:
Ассортимент товаров устанавливается в соответствии с заказом (офертой) покупателя и отражает прежде всего его потребности.
Стороны могут предусмотреть ассортимент на весь срок действия договора либо на один из периодов, установив порядок его согласования на последующие периоды. Кроме того, в
договоре может быть предусмотрен порядок изменения (уточнения) ассортимента, если он согласован на длительный срок.
В определении развернутого ассортимента товаров заинтересован покупатель, так как это условие договора определяется его запросами. В п. 2 ст. 467 ГК РФ устанавливаются права продавца в случае, если ассортимент в договоре не отражен, хотя из наименования товаров вытекает, что они подлежат передаче в ассортименте.
Продавец в данном случае вправе либо самостоятельно определить ассортимент исходя из известных ему потребностей покупателя, либо отказаться от исполнения договора. Из этой нормы следует, что необходимую осмотрительность должен проявлять покупатель и направлять заказ (оферту) с указанием ассортимента.
Последствия нарушения условия об ассортименте товаров в договоре купли-продажи изложены в ст. 468 ГК РФ. Так, при передаче товаров не в том ассортименте, который был согласован сторонами, покупатель вправе не принять и не оплачивать такой товар.
Иначе определены права покупателя, если наряду с товарами, соответствующими условиям договора об ассортименте, продавец передал незаказанный товар. Ему в этом случае предоставлены следующие варианты поведения:
1) отказаться от принятия и оплаты части товаров, поставленных не в ассортименте, установленном договором;
2) отказаться от всех переданных товаров, в том числе от тех,ассортимент которых соответствовал договору;
3) потребовать замены товаров, переданных с нарушениемусловия об ассортименте.
Во всех перечисленных случаях покупатель также вправе отказаться от оплаты непринятых товаров (потребовать возврата платежа, если товары уже оплачены). В то же время покупатель, несмотря на нарушение продавцом договора, может принять все переданные ему товары, включая и те, что не соответствовали условиям договора об ассортименте. Товары считаются принятыми, если покупатель в разумный срок не уведомил продавца о своем отказе (п. 4 ст. 468 ГК РФ).
Пункт 5 ст. 468 ГК РФ закрепляет порядок определения цены принятых, но не заказанных покупателем товаров. Цена таких товаров подлежит согласованию сторонами.
Иначе она определяется по правилам, установленным п. 3 ст. 424 ГК РФ.
Рынок любит богатый ассортимент. Симптоматично, что большинство компаний на развитых рынках давно отказалось от так называемой однопродуктовой стратегии и перешло на
производство товаров либо взаимосвязанных (технологией, сырьем, сбытом, продажей), либо совсем разных и тем самым реализует стратегию диверсификации, что способствует конкурентной устойчивости и жизнеспособности хозяйствующих субъектов.